Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды4 мая 2011 22:00

Продолжение «Кавказской пленницы» должны были снимать в тюрьме

В апреле исполняется 45 лет одной из самых смешных комедий Леонида Гайдая [видео]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

В год выхода в прокате фильм занял 1-е место, собрав в общей сложности 76,54 миллиона зрителей - это был абсолютный рекорд. Картину и сегодня смотрят - не надоедает! Мы решили вспомнить, как проходили съемки. О сценарии После выхода фильма «Операция «Ы» сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский сели за продолжение «Приключений Шурика». Но режиссер Леонид Гайдай считал, что троица уже себя исчерпала. Руководство «Мосфильма» чуть ли не в приказном порядке заставило Гайдая взяться за продолжение. «В архиве «Мосфильма» я нашел документы сценарно-редакционного совета и узнал подробности зарождения комедии, - рассказал «КП» писатель-исследователь Федор Раззаков. - 15 ­июня 1965 года заявка на «Кавказскую пленницу» поступила в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» и была принята. Сценарий назывался «Шурик в горах» и состоял из двух новелл. В первой похищали девушку. А во второй научная экспедиция под руководством видного ученого (роль писалась специально под Михаила Пуговкина, хотя худрук «Луча» Пырьев был против него) ищет в горах «снежного человека». Сбежавшая в горы троица выдает себя за «снежных людей», чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают авантюристов… В архиве «Мосфильма» хранит ся стенограмма обсуждения сценария и заявление Гайдая: «Троицы не будет. Никулин сниматься отказался». Никулин, прочитав сценарий, и вправду дал отказ - история про «снежного человека» его озадачила. Однако спустя два месяца Гайдай сумел уговорить Никулина - ведь снимать решили только сюжет о похищении невесты».

«Кавказская пленница» - последний фильм, в котором снялась знаменитая троица.

«Кавказская пленница» - последний фильм, в котором снялась знаменитая троица.

Вертинская? Селезнева? Болотова? Гайдай отсмотрел несколько сотен претенденток на главную роль, из них самые известные - Наталья Селезнева, уже снявшаяся у Гайдая в «Приключениях Шурика», Жанна Болотова, роскошная Анастасия Вертинская. Но Гайдаю хотелось видеть новое лицо да чтоб глаз невозможно было оторвать. «Наташа Варлей снималась у меня в фильме «Формула радуги» в Одессе, - рассказал «КП» режиссер Юнгвальд-Хилькевич. - Она была невероятно хороша. На съемках ее и приметила ассистентка Гайдая». Варлей оказалась очень застенчивой. В одном эпизоде ее героиня должна была ­заразительно хохотать. Никулин, Вицин и Моргунов договорились ее рассмешить - вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча рожи. Варлей залилась смехом. Эпизод сняли с первого дубля. Наталье пришлось учиться водить машину. Однажды она чуть не раздавила знаменитую троицу. Актеры, взявшись за руки, стояли на дороге, а у Варлей в машине вдруг отказали тормоза. Актеры, которые по сюжету должны были удерживать Труса, бросились врассыпную.… Вместо Моргунова снимался дублер За каждый придуманный трюк Гайдай выдавал актерам по 2 бутылки шампанского. Никулин заработал 24 бутылки. Моргунов - 18. А Вицин - почему-то лишь одну.

Кадр из фильма. Никулин исполняет «Песню султана», ставшую хитом.

Кадр из фильма. Никулин исполняет «Песню султана», ставшую хитом.

На «Пленнице» произошел окончательный разлад между Моргуновым и режиссером. Евгений пришел на съемку в подпитии и с поклонницами. Режиссер приказал убрать посторонних с площадки, а Моргунов на него чуть ли не с кулаками. Гайдай взял сценарий и на глазах актера вычеркнул все сцены с ним. «Отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет». Дальше снимали дублера Моргунова. Больше актер ни разу не снялся у Гайдая. В эпизоде, где Демьяненко говорит: «Птичку жалко», - актер все не мог заплакать. Режиссер стал показывать, как играть, и по его щекам потекли настоящие слезы. У Демьяненко слезы так и не потекли - после пятого ­дубля пришлось обойтись глицериновыми. Нина Гребешкова: «Мужу помогал Случай» «Леня (Гайдай) очень любил артистов. Но Моргунов его действительно выводил из себя, - рассказала «КП» актриса Нина Гребешкова, вдова режиссера. - Мы снимали в Алуште. Актеры ходили купаться на пляж. И артистов из тройки просто облепляли поклонники. Так, Моргунов ­выйдет на пляж - к нему тут же несется толпа. А он возь­мет и разденется догола! Люди были в шоке. Раз он пришел на закрытый просмотр материала с девушкой легкого поведения, в подпитии, к тому же возьми и скажи: «Ну ты, Гайдай, совсем мух не ловишь!» Напротив, очень вежливым был, например, Этуш. Правда, он все отказывался от гвоздички на ухе - когда выходил от Нины. Гайдай предложил несколько дублей. А в фильм вставил тот, что с гвоздичкой. Этуш не обиделся, понял, что эта деталь ­заиграла. Вся группа любила Наташеньку Варлей, чистую девушку. Во время съемок к ней приезжал молодой человек из цирка, они сидели на балконе номера и читали стихи... Наша семья очень дружила с Юрой Никулиным. И вот когда все было закончено, позвонил директор студии и прик азал все переозвучивать - заменить фамилию Саахова на другую, поскольку вспомнили о некоем начальнике с такой же фамилией. А чтобы переозвучить, нужно 30 тысяч рублей, громадные деньги. Леня позвонил Никулину, мол, после отдыха приедешь, будем заново озвучивать. А Никулин на следующий день отправился получать в Минкультуры загранпаспорт. И зашел к Фурцевой поздороваться. Фурцева спрашивает, мол, чем занят. Юра и выложил ей про переозвучание. Она прямо при нем набрала телефон того директора и грозно сказала: «Я слышала, там у вас переозвучание намечается. Трата бюджетных денег». И переозвучки не было.

Роль Нины сыграла Наталья Варлей...

Роль Нины сыграла Наталья Варлей...

...А помните эпизод, когда троица из рефрижератора выходит, и они - как заторможенные. На съемочной площадке были два оператора. Один по ошибке снял так, что получилось не 24 кадра в минуту, а 25. И мы увидели замедленную съемку. Другой оператор снял нормально, без брака, Леня посмотрел и взял «25-й кадр». Помогла случайность... И таких случайностей была масса!» Владимир Этуш: «Пугали, что грузины меня убьют» - До «Кавказской пленницы» я получал приглашения на «восточные роли». И уже готов был отказаться от Саахова - надоело. Но на пробы все же пришел. Гайдай посмотрел пробу и, ничего не объясняя, предложил ознакомиться со сценарием. А незадолго до этого у меня был случай. Один режиссер пригласил меня в исторический фильм. «Ну что я вас буду пробовать? Все и так ясно, - произнес он патетически. - Прочитайте несколько книг, и я вас вызову прямо на съемку». Книги я проштудировал, а на съемку он вызвал другого актера. Поэтому­ я сказал Гайдаю, что, когда совет меня утвердит, тогда я и прочту ваш сценарий. Меня утвердили. Соседство с уже сыгранной комедийной троицей было поначалу проблемой. Тем более Гайдай, строивший сюжет фильма как цепочку трюков, буквально по минутам требовал от актера «смеховой точки». - Владимир Абрамович, не смешно! - говорил он мне, глядя на секундомер. Я оправдывался: - Леонид Иович, смешно должно быть в результате! - Когда? После картины?!

...а пробовались Селезнева...

...а пробовались Селезнева...

В моей роли мне надо было показать современного князя, для которого все государственное стало личным. Его не беспокоило, сколько дать баранов за невесту: сколько есть в районе, столько и даст! Я придумывал реплики по ходу съемок. Например, «белий, горячий», «шляпу сними» и ряд других - моя импровизация… Когда я сыграл полковника Калоева в «Председателе», один мой знакомый сказал: «Знаешь что, ты на Кавказ не езди - тебя убьют!» Я похихикал, но на Кавказ не поехал. А когда я сыграл Саахова, тот же знакомый сказал: «Теперь тебе и на Кавказ не надо ехать - они тебя в Москве убьют!» …А вообще грузины считают, что я сыграл армянина, армяне - что грузина, азербайджанцы - еще какого-то кавказца. И у всех я - желанный гость… Кстати, популярность «Пленницы» была так велика, что позже возникла идея снять вторую серию. Уже готов был план сценария, в котором троица вместе с Сааховым попадает в образцово-показательный лагерь. А мой герой, вернувшись на волю, обнаруживает, что его пост заняла... Нина! Но в те времена юмор и места заключения были несовместимы, и руководство приняло идею с прохладцей, а потом и вовсе ее похоронило.

...Вертинская...

...Вертинская...

О мучениях композитора Композитор Александр Зацепин быстро сочинил четыре мелодии (пятая уже стала «Песней про султана»), которые записал на студии и отправил Гайдаю в Крым. Про одну из мелодий он написал, что она вполне может стать песней. Но именно эта мелодия Гайдаю не понравилась, о чем он сказал Зацепину. Обиженный Зацепин пошел к Ивану Пырьеву с заявлением об уходе с картины. Но Пырьев на его глазах порвал заявление и приказал ему срочно вылетать к Гайдаю в Алушту. Дескать, на месте во всем разберитесь. Вместе с Зацепиным в Крым отправился и автор стихов к будущей песне - Леонид Дербенев. Первыми в Алуште в холле гостиницы им встретилась троица - Вицин, Никулин и Моргунов, - напевающая мелодию к песне про султана. Сказали, что очень запоминающаяся мелодия. Но Гайдай был неумолим. Призвал на помощь сценаристов, но и они поддержали Зацепина. Рассерженный Гайдай обругал всех и ушел, хлопнув дверью. Затем, остыв, разрешил Дербеневу написать слова на эту мелодию. В Москве прослушал песню, и она ему вновь не понравилась. Первые стр очки у нее были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось». Гайдай сказал: «При чем здесь мороз, если у нас действие происходит летом?!» Но время поджимало. Слова «на белой льдине» заменили на «белом свете». А еще худсовет приказал изменить слова «чешут спину», изумившись: мол, у медведей что, вши? И тогда появится: «трутся спиной». Позже Гайдай признал, что песня стала хитом.

...Болотова.

...Болотова.

Варлей озвучила Румянцева Роль Нины поначалу озвучивала сама Наталья Варлей, но у нее это плохо получалось, поэтому вызвали актрису Надежду Румянцеву. Песню за Варлей спела певица Аида Ведищева. Так сложилась судьба, что ей в реальной жизни суждено было стать «пленницей». Сегодня она живет в Америке. Но дала интервью «КП». - На исполнительниц «Песенки о медведях» пробовались много певиц, - рассказывает Ведищева. - Было необходимо, чтобы голос певицы сочетался с нежным образом главной героини - героини Натальи Варлей. Я и понятия не имела ни о каком конкурсе: позвонила моя подруга с радио и сказала, что нужно записать песню. Я посмотрела ноты - песенка незамысловатая, особенно там и петь-то нечего! Через полчаса все было готово, я уехала домой и думать об этом забыла. А через неделю вдруг звонок с сообщением, что я прошла на голос героини. Для меня это было, конечно, большим счастьем. Как только пластинка фирмы «Мелодия» с этой песней заняла первое место по количеству продаж, меня, как первую советскую «миллионершу» - не по деньгам, а по тиражам, - послали на «День грампластинки» Фестиваля эстрадной песни в Сопоте. В первый день фестиваля в Чехословакию вошли советские войска! За несколько минут до выступления я вижу в гримерной рыдающую Валентину Леонтьеву: «Аида, война!» Но я пела - и пела больше, чем положено: и песню «Гуси- гуси», с которой стала лауреатом, и еще несколько песен на «бис». А когда вернулась в Москву, Екатерина Фурцева, министр культуры, высказала недовольство: не так пела, не те песни… Мою фамилию не поставили в титрах «Кавказской пленницы». Да и в других фильмах - тоже. Сразу после Сопота я узнала, что Фурцева «поставила галочку» напротив моей фамилии как наиболее неблагонадежной. Я приходила на ТВ и слышала: «Почему ты так поешь? Пой, как Толкунова, как Пахоменко!» Приехала на гастроли в Ташкент и услышала от своих друзей с радио: «Аидка, разве ты еще здесь?! А нам пришел приказ размагнитить все твои пленки!» Естественно, и на телевидение доступ мне был тоже перекрыт. Позже я узнала, что везде был разослан список на уничтожение всех видеоматериалов и радиозаписей из 60 «неугодных» фамилий, среди которых были Вишневская, Ростропович и - ближе к концу - Аида Ведищева. До того момента у меня и мысли не было об эмиграции... Про меня говорили: «Она уехала из-за денег!» Пусть говорят. Я уехала свободно творить в свободной стране… В Америке я познакомилась с будущим мужем, миллионером, на моем концерте. Несколько раз мне передавали записки от какого-то богача, который настойчиво писал, что хочет со мной встретиться. Обычно подобных записок у меня десятки после каждого концерта, но, если бы я встречалась со всеми, кто этого хочет, у меня бы не было времени ни на работу, ни на дом, ни на отдых. Тем не менее он разыскал меня через моих агентов, на одном из концертов нас все-таки познакомили, и он не успокоился, пока не женился на мне. Жизнь моя совершенно изменилась! Хотя он увидел меня именно на концерте, после женитьбы он был категорически против, чтобы я пела. И я превратилась просто в его «пленницу»! Мы объездили весь мир, шесть лет путешествовали. Я жила шикарно! Как видно, Бог дал мне возможность отдохнуть за мои труды праведные. Но только ночью, когда муж засыпал, я уходила в свою комнату - и начиналось творчество! Я творила, создавала, сочиняла... Только ночью я горела и сгорала! Прожила в золотой клетке шесть лет и снова сказала себе: «Хватит, Аида! Ты приехала сюда творить - вот и делай то, что тебе по душе!» И подала на развод. Бракоразводный процесс был очень сложным и мучительным, я ушла из дома... Мой супруг принял страшное решение: лишить меня всего. Он собирался не развестись, а аннулировать брак, то есть доказать, что брак был зарегистрирован по американским законам неправильно. Мне пришлось пользоваться услугами 25 адвокатов, я потратила все свои сбережения! И однажды поняла, что все адвокаты обманывают меня. Я была вынуждена пойти в библиотеку и сама начала изучать американское законодательство. Три года с трудом продиралась через юридические дебри. Можно сказать, выучилась на адвоката. Заплатив при этом не меньше, чем если бы я пошла в университет или в колледж. И, когда я сама вступила в битву со своим супругом, я добилась своего. Я была хорошо подготовлена. Когда он стоял под присягой, я предъявила 30 деклараций! И на каждый мой вопрос он вынужден был отвечать: «Да, это действительно было так!» Я смогла док азать, что произошло, когда и как. При этом ссылалась на документы (страница такая-то, строчка такая-то), и все это было подтверждено свидетелями. И я выиграла дело. Но... В результате всех этих стрессов и переживаний очень тяжело заболела. Можно даже сказать - смертельно. У меня был рак. Причем в такой стадии, что мне даже операцию не хотели делать. Когда врач увидел мои снимки, он побледнел и не мог сказать ни слова! Но так как я сама из семьи врачей (отец был одним из основоположников современной стоматологии, мама - хирург), то знала основы медицины. Я не отчаивалась, верила во Всевышнего и говорила себе: «Если твое время пришло - слава Богу! Будет следующая жизнь!» Надо верить в бессмертие души… Я все же нашла врачей, которые согласились сделать мне операцию. Потом я прошла полный курс химиотерапии­, и до сих пор мое утро начинается сначала с молитвы, зарядки, часовой пробежки, дыхательной гимнастики... А потом - обязательная диета, которую я разработала сама. Я победила рак, потому что у меня всегда был а вера, и она меня подняла… Не так давно я показывала на Украине свою программу Best of Broadway, и многие пришли, чтобы послушать именно бродвейские мелодии. А когда вдобавок я стала исполнять песни из своего старого советского репертуара, для них это был шок: все знали мои песенки, но не знали меня! Многие были уверены, что меня и в живых-то нет. И вдруг - знакомый голос и мелодии, которые они помнят с детства...»

Украсть невесту герой Фрунзика Мкртчяна (слева) уговорил Шурика (Демьяненко).

Украсть невесту герой Фрунзика Мкртчяна (слева) уговорил Шурика (Демьяненко).

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ «Птичку жалко...» «Это новейшая вакцина замедленной усвояемости. Моменто море». «Молодая еще, капризная...» «Короче, Склихасовский!..» «Бамбарбия, кергуду». «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса». О ДЕНЬГАХ Cоздатели фильма получили за работу следующие суммы: Л. Гайдай - 4140 рублей плюс 2000 рублей за сценарий; А. Демьяненко - 5220 рублей (74 съемочных дня, 10 дней озвучания); Н. Варлей - 1219 рублей 24 копейки (Н. Румянцева за озвучание роли в течение 7 дней получила 237 рублей 50 копеек); В. Этуш - 1800 рублей (24 съемочных дня, 6 - озвучание); Ф. Мкртчян - 939 рублей (24 съемочных дня, 4 - озвучание); Ю. Никулин - 4238 рублей (43 съемочных дня, 6 - озвучание); Г. Вицин - 3389 рублей 84 копейки (34 съемочных дня, 5 - озвучание); Е. Моргунов - 1979 рублей 50 копеек (29 съемочных дней, 5 - озвучание); Н. Гребешкова - 279 рублей 40 копеек (5 съемочных дней, 7 - озвучание).