2018-05-08T12:21:31+03:00

«17 мгновений весны»: Штирлица могли сыграть Гомиашвили и Стриженов

Культовый фильм отмечает 45-летие [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments28
Кадр из культового телесериала "17 мгновений весны", Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.Кадр из культового телесериала "17 мгновений весны", Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.
Изменить размер текста:

Картина о Штирлице должна была выйти на экраны 9 мая 1973-го, ко Дню Победы. Однако премьерный показ перенесли из-за визита тогдашего советского лидера Леонида Брежнева в ФРГ. В итоге зрители увидели сериал лишь в августе. С первого показа он стал народным «хитом». А Исаев-Штирлиц навсегда превратился в национального героя и персонажа многочисленных анекдотов. Удивительно, но эту «тяжелую артиллерию» нашего кино, серьезный и мужской (в ролях в подавляющем большинстве мужчины-актеры) фильм сняла дама - Татьяна Лиознова. Увы, Татьяна Михайловна умерла в 2011-м. Двумя годами раньше ушел из жизни и Вячеслав Тихонов, сыгравший Штирлица. Это интервью режиссер дала нам незадолго до смерти, когда уже тяжело болела. Мы говорили о том, как появлялось на свет ее главное детище - «17 мгновений весны».

Тихонов читал текст по бумажке

- Роль Штирлица прославила бы любого актера, - была убеждена Лиознова даже спустя много лет после выхода фильма. - Все - сюжет, актеры - работали на одного героя, Штирлица. Во время съемок я Тихонову говорила: «Ой, Славка, проснешься ты знаменитым!» Это было предопределено. Я придавала значение каждому взгляду актера - у Славы выразительные глаза.

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках "17 мгновений..."

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках "17 мгновений..."

Но один раз он меня ошарашил. Я всегда приходила с оператором в съемочный павильон первой. Мы заранее выстраивали мизансцены. Укладывались рельсы для камеры, и я проигрывала сцену сама (текст назубок знала).

И вот я проиграла сцену Тихонова с Пастором (Пляттом). Актеры зашли в павильон, сели, я - за камеру и говорю Славе: «Давайте почитаем текст». Но тут оказывается, что текст он не знает!

Мы переставили камеру так, чтоб в кадре был Плятт. Тихонов по листочку читал роль. За четыре дубля мы его сняли. Но он все подсматривал в листочек, а я делала вид, что не замечаю. Но в целом всю картину Тихонов отработал добросовестно.

- Вячеслав - сложный человек. Нервы он нам потрепал, - добавила второй режиссер картины Алла Заболотская. - У него была высшая актерская ставка, 50 рублей, плюс репетиционные, выходило 75 рублей в день. Мы ему все выплачивали тютелька в тютельку, но ему казалось, что не доплачиваем. Он сидел с ручкой, пересчитывал...

Общий язык с Тихоновым нашла только Лиознова, которая подолгу работала с артистом, вела с ним беседы, уделяла ему максимальное внимание, следила, чтобы у него было хорошее настроение. Она его пестовала и настраивала: мол, ты будешь знаменитым, эта роль - твоя судьба. Психологическая установка сработала. После премьеры Тихонов стал всесоюзно знаменитым, но скромничал, мол, я не великий артист, у меня типаж.

- Это фильм не о Штирлице, а о победе нашего народа над фашизмом, - подчеркивал в свое время Вячеслав Васильевич, - но я рад, что зрители поверили в моего героя Исаева и многие думали, что действительно существовал такой человек.

Генсек Брежнев, первым на даче посмотревший отснятый материал, впечатлился и приказал разыскать разведчика Исаева, представить к высокой награде. Не найдя вымышленного героя, орден Ленина вручили Вячеславу Тихонову.

Кто придумал походку Плейшнеру?

- Кто лучше всех из актеров сыграл, на ваш взгляд? - спросила я Лиознову.

Кинорежиссер Татьяна Лиознова.

Кинорежиссер Татьяна Лиознова.

- Ростислав Плятт! - твердо ответила Татьяна Михайловна, обычно скупая на похвалу. - Это удивительный, золотой человек был. Когда мы приехали после съемок в Москву, он звонил каждый день и спрашивал: «Хозяйка, ну когда начнем работать?» Тосковал по работе.

Любимцем группы был Евгений Евстигнеев.

Евгений Евстигнеев в роли профессора Плейшнера

Евгений Евстигнеев в роли профессора Плейшнера

- В телеинтервью после смерти Евстигнеева Лиознова сказала, что это она ему придумала необычную, знаменитую походку профессора Плейшнера. А я была на площадке и видела, что походка - его личное изобретение. Евстигнеев тщательно работал над образом, вкладывал душу. И я разругалась с Лиозновой, которая присвоила находку артиста себе. С тех пор мы с ней не разговариваем, - рассказывала второй режиссер Алла Заболотская.

В первый день съемок Броневой женился...

В жизни Леонида Броневого картина «17 мгновений весны» сыграла буквально мистическую роль. До этого фильма его не снимали в кино, хотя предложения поступали. Броневой выбирал, на удачу согласился играть у Лиозновой. В тот период познакомился с девушкой. Рассказал ей, что переживает из-за первой роли в кино, и невеста помогала зубрить роль, исполняя на домашних читках Штирлица. Леонида Броневого тоже уже нет в живых - умер в декабре 2017-го, не дожив всего 8 дней до 89-летия. .

Образ Мюллера, созданный актером Леонидом Броневым.

Образ Мюллера, созданный актером Леонидом Броневым.

На съемках бесподобной фишкой в игре Броневого стало его нервное подергивание головой - костюмеры пошили узкий ворот его мундиру, и актер делал движения шеей, чтобы ослабить давление.

- Почему вы перестали дергать шеей? - однажды спросила на съемках Лиознова актера.

- А что, надо дергать? - удивился Броневой.

- Да-да, так очень хорошо.

Случайная находка стала красочным штрихом к характеру Мюллера.

...а Градова - нашла мужа

Радистку Кэт сыграла Екатерина Градова. Однажды на Студии им. Горького в перерывах между съемками Градова и Лиознова обедали в буфете. К ним подсел молодой человек. Татьяна Михайловна с озорством толкнула актрису в бок: «Катька, смотри, какой красавчик, хватай его!»

Градова и схватила. Красавчиком оказался Андрей Миронов, снимавшийся в соседнем павильоне. Вскоре актеры поженились. У них родилась дочка Маша Миронова.

В фильме «17 мгновений весны» у героини Екатерины Градовой один ребенок, а второго она добровольно спасает и - по логике сюжета - наверняка усыновит. В жизни актриса тоже взяла на воспитание ребенка из детдома.

Екатерина Градова в роли радистки Кэт.

Екатерина Градова в роли радистки Кэт.

Кстати, мало кто знает, что сначала эпизод, в котором радистка Кэт спасает двоих малышей, снимали не с реальными детьми, а с куклами. Но Лиознова велела найти настоящих грудничков - чтоб было все правдоподобно.

КИНОПРОБЫ

На главную роль в фильме, помимо Вячеслава Тихонова, претендовал Арчил Гомиашвили (прославившийся ролью Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» Гайдая). У Лиозновой и Гомиашвили на тот период был роман, им хотелось работать вместе. Арчил был уверен, что получит перспективную роль, но высшее руководство зарубило его кандидатуру, посчитав, что «лицо кавказской национальности» не имеет шанса стать народным героем. Гомиашвили обиделся, уехал в другой город, вскоре женился и прекратил с Лиозновой отношения (хотя, как говорили, они планировали пожениться). Также главного разведчика страны мог сыграть Олег Стриженов. Он тоже пробовался на роль Штирлица. Но утвердили на роль Тихонова, киношники говорили: он выразительно «промолчит».

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.

Почтенная фрау Заурих, по идее режиссера, должна была олицетворять женщину-мать, которая понимала Штирлица, и только ей строгий и застегнутый на все пуговицы Исаев доверял сокровенные мысли, приоткрывал ей душу. Эту драматическую роль писали под Фаину Раневскую. Но она, прочитав сценарий, сказала, что роль эпизодическая и играть там нечего.

Раневскую звали на роль фрау Заурих...

Раневскую звали на роль фрау Заурих...

Как актрису ни уговаривали - цветы домой посылали, письменные просьбы, - Раневская не удостоила своим участием картину.

Заурих в фильме сыграла Эмилия Мильтон.

Леониду Куравлеву предлагали эпизодическую роль Гитлера. Но проба не получилась. Лиознова стала пробовать актера на роль эсэсовца Айсмана. Куравлеву прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз и поставили задачу: чтобы он одним глазом буквально прожигал своего партнера в кадре. Получился характерный персонаж.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

7 интересных фактов о съемках фильма «17 мгновений весны»

11 августа 1973 по первому каналу Центрального телевидения начался показ первого советского сериала. Фильм настолько захватил зрителей, что во время его трансляции пустели улицы. Мы отыскали семь интересных фактов со съемок киноленты (подробности)

Съемки «17 мгновений весны» : Агента Клауса Штирлиц топил в столичном пруду, а Плейшнер «уезжал» в Берн с Рижского вокзала

Москва , оказывается, тоже была съемочной площадкой в легендарном сериале (подробности)

Еще больше материалов по теме: «Культура: Кинопробы»

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также