Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды15 мая 2003 12:58

«Берегись автомобиля»: Юрием Деточкиным мог быть Юрий Никулин

Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Ровно 40 лет назад режиссер Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским написали сценарий, которому было суждено пройти множество препятствий на своем пути, прежде чем он превратился в популярную народную комедию «Берегись автомобиля». Редакторы Кинокомитета нещадно критиковали сценарий, а работу над картиной (первое название «Угнали машину») закрывали. Лишь в 1964 году после успеха у читателей пьесы Рязанова и Брагинского «Берегись автомобиля» киношные боссы благословили на производство киноленты. Фотопробы актеров к этому фильму, как и прежде, нашей рубрике любезно предоставил архив «Мосфильма».

А ваши заявки, фотопробы к каким фильмам вам бы хотелось посмотреть, жду по почте с пометкой на конверте «Фотопробы» или по электронке: vel@kp.ru

Никулин? Куравлев? Смоктуновский? Ефремов?

«Это же кино!» - воскликнул режиссер Эльдар Рязанов, когда Юрий Никулин рассказал ему услышанную в Куйбышеве байку о том, как правдолюб - водитель автобазы, отсидев в тюрьме (его подставили жулики, с которыми он боролся), стал мстить сослуживцам - угонял у них машины, отдавал деньги в детдома, а попавшись с поличным, получил условный срок.

Рязанов тщетно искал героя этой истории через правоохранительные органы, хотя в разных городах рассказывали похожие истории. Так что Деточкин - персонаж фольклорный. И должен был его играть любимый народом Юрий Никулин. Не случайно зовут Деточкина Юрием, а его сына - Максимом. Но Никулин от роли отказался:

«Для меня главное оставалось непонятным: почему мужик взялся воровать машины? Рязанов объяснял: ну, блаженненький он. Я так играть не могу. Мне надо твердо знать, почему миллионы живут себе спокойно, а я стал угонщиком», - рассказывал Никулин.

После Никулина образ Деточкина «примеряли» Леонид Куравлев и Олег Ефремов.

Вспоминает Э. Рязанов:

«Леонид Куравлев оказался достоверен, правдив, симпатичен, но в нем все же... не было эдакого легкого сдвига. С Куравлевым получилась бы картина о «мстителе с Красной Пресни». Пробовали и Олега Ефремова. Он прекрасно сыграл сцену, но, увидев его в роли Деточкина на экране, наш художник Борис Немечек сказал: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!» И действительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, художественный руководитель «Современника».

И тут режиссер вспомнил про Иннокентия Смоктуновского. Съемочная группа выехала в Ленинград, чтобы сделать кинопробу на месте. Кинопроба получилась не очень хорошая, но Рязанов понял, что он безоговорочно верит этому Деточкину!

А вот Смоктуновский в успех не поверил, прислал телеграмму с вежливым отказом, сославшись на проблемы со здоровьем, и удалился отдыхать на дачу в ста километрах от Ленинграда. Но Рязанов достал его и там!

«...То, что меня накормили яичницей, оказалось ошибкой хозяйки дома, - пишет режиссер. - Я подкрепился и решил про себя, что не уйду, пока не вырву согласия... Наконец, под моим напором Смоктуновский сдался».

Режиссер даже потребовал от Смоктуновского... расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Эта расписка по сей день хранится в архиве «Мосфильма».

Однако вскоре Рязанова вызвали к министру кинематографии Алексею Романову, который был недоволен тем, что Смоктуновский, сыгравший Ленина в фильмах «На одной планете» и «Первый посетитель», вдруг «переквалифицируется» в жулика! Но актера отстояли.

Борисов? Ефремов? Яковлев?

На роль следователя Подберезовикова пробовался Юрий Яковлев (его фотопроба не сохранилась в архиве), Игорь Косухин из Театра Ермоловой.

Но, отказав Ефремову в роли Деточкина, киногруппа увидела в нем следователя - даже без всяких проб. И он без малейшей амбиции и обиды согласился, хотя ему очень хотелось сыграть именно Деточкина. Яковлеву доверили читать текст автора за кадром.

Зеленая? Мансурова? Добржанская?

Мамой Деточкина в фильме хотели стать актрисы Зеленая, Мансурова, но наиболее убедительная проба получилась у Добржанской, исполнившей роль как «по нотам».

Брагинский и Рязанов больше спорили из-за реплики ее героини в зале суда (по сценарию она должна была кричать: «Судью на мыло!»). Брагинский был против криков, а Эльдар Александрович - «за». Тянули жребий. Выиграл Рязанов. Мнения актрисы не спрашивали.

Аросева сама вела троллейбус

Специально для съемок Иннокентий Михайлович Смоктуновский по настоянию режиссера сдал на водительские права. И с тех пор всем другим маркам предпочитал «Волгу», считая ее самой надежной.

Трюки за него выполнял каскадер Александр Микулин, причем без комбинированных съемок. В распоряжении каскадера имелась одна обыкновенная серийная машина. В ней не установили ни усиленного двигателя, ни других дополнительных «наворотов». Микулин не имел права ничего поломать в автомобиле. Он действительно на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въезжал на быстро идущий трейлер, прятал машину на откосе дороги.

Режиссеру пришлось и самому участвовать в каскадерских трюках: «После того как аттракцион был снят, Микулин с деланно простодушным видом подходил ко мне и невинным голосом предлагал повторить каскад, но с тем, чтобы я находился внутри машины. Отказаться от предложения, которое он делал публично, значило расписаться в трусости... Я соглашался, и трюк проделывался еще раз, теперь уже вместе с режиссером. Когда, в частности, мы проскакивали под трубовозом, я, отлично зная, что зазор между трубами и крышей «Волги» достаточно велик, все равно инстинктивно пригнул голову. Микулин радостно засмеялся...»

Кстати, в музее «Мосфильма» еще жива машина Юрия Деточкина, ее перекрашивали несколько раз. Из фильма «Берегись автомобиля» «ГАЗ-21» перекочевал в «Три тополя на Плющихе», но уже в виде такси. И это же самое такси заказывали на Дубровку в «Бриллиантовой руке».

У Ольги Аросевой был профессиональный диплом водителя троллейбуса, и на съемках она рулила сама.

Рассказывает Аросева:

«Первую съемку Рязанов назначил на московской улице Разина. Я должна была ехать в потоке машин, Деточкин – радостно на мой троллейбус кидаться, а я – тормозить метрах в трех от него. Посадили пассажиров – массовку, велели ехать. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, с воздетыми от восторга руками, кричит: «Люба!» А я Бога молю, чтобы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила...»

На съемках финальной сцены все хохотали в голос. Оператор снимал крупный план Любы, сидящей за рулем троллейбуса, затем переводил камеру на Деточкина. В этот момент Ольга Аросева уползала из водительского кресла, а на ее место в кадре усаживался Эльдар Рязанов.

Знаменитую фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!» Смоктуновский произносил, обращаясь к режиссеру. Эта сцена у маститого актера никак не выходила. Пока он неожиданно не заявил Рязанову: «Эльдар, мы никогда не закончим, если я буду все время на твою рожу смотреть!»

Из замечаний Кинокомитета к сценарию

«Было бы гораздо лучше, если бы Деточкин не воровал машины, а просто приходил в ОБХСС и сообщал, что такой-то человек - жулик».

Накануне съемок творческая группа фильма ополчилась против Анатолия Папанова (Семен Васильевич), заговорили о том, что актер выпадает из общего ансамбля, нарушает стилистику и целостность фильма. На эту тему собрали даже совещание. По счастью, Папанов о злых умыслах не подозревал.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

Свободу Юрию Деточкину!

Товарищи, деньги пока еще никто не отменял.

- Простите, а вы не псих?- Нет, у меня и справка есть.

Здравствуй, Люба. Я вернулся.

Деточкин любил детей. Он не мог поступить иначе.

В профиль я получаюсь лучше.