Кыргызстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество9 мая 2021 4:25

Ассоль Молдокматова: Страх, разочарование и горечь потерь - этим теперь наполнен воздух Баткена

«Штаб добра» телеведущей и общественного деятеля отправился в приграничные с Таджикистаном села, едва на границе смолкли выстрелы. В интервью «КП» Ассоль Молдокматова рассказала о его работе в обожженном разрушенном Баткене
Маленький житель села Максат, дом которого разрушили и сожгли дотла.

Маленький житель села Максат, дом которого разрушили и сожгли дотла.

«ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА!»

О былых временах остается сегодня вспоминать с толикой грусти. В спокойное мирное время - отрегулированная помощь детским приютам и домам престарелых, жертвам насилия и людям с инвалидностью. Потом грянула пандемия - настоящая проверка на прочность и человечность. Сегодня «Штаб добра» кыргызстанской телеведущей и общественного деятеля Ассоль Молдокматовой вновь активизировал свои усилия и объединил вокруг себя неравнодушных к чужому горю. В начале мая караван помощи выдвинулся в Баткенскую область, где 29 апреля на кыргызско-таджикской границе произошел вооруженный конфликт, унесший жизни 36 кыргызстанцев.

Опыт организации адресной помощи, из рук в руки, стал основным алгоритмом действия и в Баткене. К работе привлекли весь актив волонтеров, прежде всего по южному региону, это более 200 человек. В пункты сбора гуманитарной помощи в Бишкеке присылают вещи, продукты, обувь, приносят деньги. «Штаб добра» арендует грузовики и отправляет гуманитарку на юг. Первую фуру продуктов Ассоль оперативно снарядила сама, пострадавшие ждать не могли. Только за неделю в Баткен уехали четыре фуры и два микроавтобуса - более сотни тонн самого необходимого. А 3 мая Ассоль Молдокматова с командой вылетела в Баткенскую область.

- Не могу оставаться безучастной, если знаю, что помочь в моих силах. Накануне вылета связалась с представителем нашего Штаба на юге Гульзитой Койчумановой, отправила ей около 300 тыс. сомов, дала задание к нашему приезду закупить продукты, лекарства, предметы первой необходимости. С этим грузом мы доехали до села Арка, привезли с собой еще 200 тысяч, и я лично вручила деньги каждой семье, в том числе близким погибшего пограничника Бекзода Юлдашева. 30 тыс. сомов передала командиру военного гарнизона в Лейлеке, - вспоминает Ассоль о том, как началась ее гуманитарная миссия в Баткене.

Под лозунгом «Вместе мы - сила!» объединилось много неравнодушных людей. В помощь баткенцам Аида Сыдыкова из Чикаго прислала 120 тыс. сомов, Асель Абдина из Канады отправила 25 тыс. сомов, Таалай Джумабаев из штаб-квартиры Google - 25 тысяч. Глава «Береке» Зина Молдобекова перечислила 30 тыс. сомов, магазин «Оптовые цены» - 100 тысяч. Дунгане Кыргызстана предоставили 200 пар обуви, продукты, воду и деньги. Еще 20 пар обуви лично привезла владелица обувного магазина «Динкин Шоп» Динара Иманкулова. Невозможно перечислить всех тех, кто в едином порыве выразил свою солидарность, поддержку и сочувствие землякам. Всего же за этот период была оказана помощь на 2 млн сомов.

Штаб добра во главе с Ассоль Молдокматовой проехал по подвергшимся атаке приграничным селам и военным гарнизонам Баткенской области.

Штаб добра во главе с Ассоль Молдокматовой проехал по подвергшимся атаке приграничным селам и военным гарнизонам Баткенской области.

«СОЖЖЕННЫЕ ШКОЛЫ, РАЗРУШЕННЫЕ ДОМА»

Разрушенными и обожженными увидели приграничные села представители «Штаба добра». Страх, разочарование, подавленность и горечь потерь - этим теперь наполнен весенний воздух Баткена. Достаточно малейшей искры, неосторожного слова или необдуманных действий, чтобы случилась еще одна большая беда.

- Только в одной из гостиниц «Алтын бешик» мы встретили почти 200 женщин и детей. Они бежали из-под огня в чем были, без документов. Мы дали им одежду, обувь, памперсы и детское питание. Отгрузили продукты и одеяла. Но на вопрос, когда можно вернуться домой, живы ли их родные, целы ли дома, у нас ответа не было, - рассказывает Ассоль. - Мы понимали, что на границе было вооруженное нападение. Знали, что погибли люди. Но то, что увидели в приграничных селах, показалось страшным сном: руины, пепелища, сожженные школы, разрушенные взрывами дома, расстрелянные машины «Скорой помощи», обугленная сельхозтехника. Растерянные мужчины. Заплаканные женщины. И прячущиеся за ними испуганные дети. Еще вчера у них были свои дома, хозяйство, планы на будущее. Сегодня всего этого нет. А надо еще лечить раненых. Кормить детей. И благодарить судьбу, что остались в живых.

В Лейлеке у одного из сгоревших домов группе из Бишкека повстречался мужчина. Он молча смотрел на сгоревшие машины во дворе. Фахриддин рассказал, что за несколько дней до трагических событий его жена и дети уехали навестить родню в областной центр. Когда началась стрельба, он возился в саду. Увидев, что таджики занимают село, успел незаметно скрыться в горах. Вернулся - все сожжено. Плачет от радости, что семья уехала вовремя...

- Тех, кто остался в селе, разместили по немногочисленным уцелевшим домам. Местные боятся, что опять начнутся военные действия. Инфраструктуры никакой. Все разрушено. Эвакуированных и беженцев власти призывают вернуться… Но куда? Лекарства, продукты, одежда, обувь - все из гуманитарной помощи. Этого пока хватает. Все складируют в районных центрах в школах и мечетях. Но уже есть сигналы, что до некоторых сел помощь не доходит, разворовывается на складах и в пути. Вот поэтому, с учетом нашего пандемического опыта, «Штаб добра» оказывает исключительно адресную помощь, а деньги вручает из рук в руки, - отмечает Ассоль Молдокматова.

Все, что осталось от дома и имущества Фахриддина. Слава Всевышнему, что семья осталась цела.

Все, что осталось от дома и имущества Фахриддина. Слава Всевышнему, что семья осталась цела.

По ее словам, сельчане сегодня ждут конкретных действий от правительства. Просят как можно скорее восстановить дома, школы, детсады, больницы. Надеются на справедливое размежевание государственных границ. Мало кто из местных собирается покидать родные места, но жить в обстановке непредсказуемости слишком опасно. И психологически тяжело.

- Кроме гуманитарной, этим людям обязательно нужна психологическая помощь. Неотложная психологическая реабилитация необходима прежде всего женщинам и детям из зоны военного конфликта. Хочу привезти детей из Баткена на Иссык-Куль. Уже есть организация, которая безвозмездно предоставит детский лагерь. Моя задача - обеспечить транспорт, питание, кроме того, детских психологов и воспитателей. Необходимо найти бюджет в $24 тыс.

В Лейлекском военном гарнизоне.

В Лейлекском военном гарнизоне.

БАТКЕНСКИЕ ГЕРОИ

Сегодня многие политики и эксперты говорят о необходимости реформ в армии, укрепления границ, создания военизированных отрядов местной самообороны.

- Все это назрело давно и не вызывает возражений. Но в политически неустойчивом государстве со стагнирующей экономикой, огромным финансовым долгом и зависимой внешней политикой все эти замечательные планы обнуляются одной фразой: «Денег нет, зайдите завтра». Проблемы Баткена - это удвоенные проблемы всего Кыргызстана в одной отдельно взятой области. Никакими особыми решениями «сверху» и усиленными мандатами «снизу» не побороть повсеместную коррупцию, убогий непрофессионализм и традиционное раздолбайство. Нужна политическая воля, глубокий ум, широкий кругозор и четкий план действий. Боюсь, что без этого комплекса качеств любой, даже самый негативный экспертный прогноз для ближайшего будущего Кыргызстана будет слишком оптимистичным. Я очень надеюсь, что последние события в Баткене, гибель наших граждан на границе отрезвят тех, кто уполномочен удачей и референдумом решать судьбу страны, удержат их от скоропалительных заявлений и опрометчивых решений, - рассуждает общественный деятель.

Иначе ради чего была прожита такая сложная и такая короткая жизнь?

Эсентур Куванычбеков остался сиротой в годовалом возрасте. Отец на тракторе попал в смертельное ДТП. Эсентура со старшим братом взяли к себе бабушка и дедушка. Бабушка руководила местной почтой в Акмузе, дедушка учил математике в школе. После их смерти воспитанием малышей занимался брат отца Тилек байке. Мальчиков вырастил всем на зависть. Старший Амантур окончил художественное училище. Эсентур после военного училища им. Асанова получил должность замкомандира отряда спецназначения «Бору». Службу начал в Караколе. Всего три месяца как прибыл на кыргызско-таджикскую границу. Собирался жениться. Но не успел. 30-летний кыргызстанец погиб, геройски защищая родную землю.

- Я хочу, я прошу, я требую, чтобы имена трех погибших в Баткене ребят-пограничников были увековечены в названиях школ, улиц, застав, где они служили. Чтобы их прерванные подлой вражеской пулей жизни стали основой для спектаклей, фильмов, стихов. Примером того, как надо по-настоящему, без крикливой патетики служить своему народу, любить свою страну, отдать за нее жизнь.

Пусть эти имена пополнят наш «Бессмертный полк»:

Эсентур КУБАНЫЧБЕКОВ

Бекзод ЮЛДАШЕВ

Нурсултан МАНАСБЕК УУЛУ

Владелица гостиницы «Алтын-Бешик» дала кров 192 эвакуированным жителям сел Аксай и Кок-Таш.

Владелица гостиницы «Алтын-Бешик» дала кров 192 эвакуированным жителям сел Аксай и Кок-Таш.

...А я послезавтра отправляю новую фуру с гумпомощью и вылетаю встречать ее в Баткен, чтобы потом ехать дальше в Лейлек, Аксай, Кок-Терек, Максат, Садо, Аксы.

Будем жить, ребята! С Днем Великой Победы!