Кыргызстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Политика25 ноября 2020 7:45

Каныбек Иманалиев: Новый проект Конституции - это игра с огнем!

В Кыргызстане разгорелась жаркая дискуссия вокруг новой редакции Конституции. В числе противников внесения поправок в Основной закон есть и депутаты парламента. С одним из них - Каныбеком Иманалиевым - побеседовала «Комсомолка»
Каныбек Иманалиев уверен, что Кыргызстан должен идти по парламентскому пути развития.

Каныбек Иманалиев уверен, что Кыргызстан должен идти по парламентскому пути развития.

Фото: kenesh.kg

Начнем с того, что депутат четырех созывов Жогорку Кенеша и один из кандидатов в президенты Каныбек Иманалиев - ярый приверженец парламентаризма. И его реакция на опубликованный для обсуждений проект новой Конституции была вполне закономерной. Если поправки к Основному закону примут без изменений, президент станет сильнейшей фигурой, парламент ослабнет, а глава правительства и вовсе лишится права что-либо решать. Противники перекройки ключевого Закона страны уже заявили об объединении усилий против нелегитимного, на их взгляд, принятия документа. А в минувшие выходные в Бишкеке состоялся мирный марш с участием пятисот человек. В числе участников акции, прошедшей под лозунгом «Нет Ханституции!» (так в народе окрестили новую редакцию), был и Каныбек Иманалиев.

«Комсомолка» поговорила с нардепом о предлагаемых «взрывоопасных» поправках в Закон, о плюсах и минусах кыргызского парламентаризма.

ГДЕ ЗАКОНЫ МОГУТ БЫТЬ НАРУШЕНЫ ПОД ПРЕДЛОГОМ ОБЩЕГО СПАСЕНИЯ, ТАМ НЕТ КОНСТИТУЦИИ

По мнению депутата Иманалиева, парламент вышел из конституционного поля 22 октября, когда приостановил своим законом действие двух статей Конституции - 38-й и 63-й, регламентировавших порядок проведения повторных выборов депутатов до окончания конституционной реформы. Венецианская комиссия, куда Конституционная палата Верховного суда Кыргызстана направила это решение, дала свое заключение. Если коротко, ее вердикт таков: кыргызские депутаты шагнули за грань допустимого. Поскольку срок полномочий законодательного органа истек, ему нельзя утверждать в «переходный» период чрезвычайные меры. Это касается и конституционной реформы.

- Все. Точка. Конституционный закон может быть рассмотрен только после проведения президентских и парламентских выборов и утверждения легитимной власти. Но вопреки всему предпринимается попытка внести изменения в Основной закон, которая не нашла абсолютно никакой поддержки у интеллигенции и юристов. Более того, столкнувшись с противостоянием, и. о. президента Талант Мамытов, у которого тоже урезаны полномочия, создает Конституционное совещание. По каким критериям отобраны члены этого собрания? Кто их уполномочивал? Где представители регионов, лидеры НПО, политических партий, оппозиции? Надо же отдавать себе отчет в том, что пишется не какой-нибудь устав ОсОО, а главный юридический документ страны. Сегодня мы вышли из правового поля. А это чревато дестабилизацией ситуации. По сути, новый проект Конституции - это игра с огнем. К власти пришли люди, которые не имеют государственного опыта и не осознают степени своей ответственности, - не скупится на эмоции Иманалиев.

- Каныбек Капашович, а чем вам не нравится другой вариант, предложенный самим инициатором конституционной реформы Садыром Жапаровым? Не будем торопиться с принятием поправок в Основной закон и проведем в январе 2021 года референдум по определению формы правления. Пусть народ сам решит, в какой стране хочет жить: президентской, парламентской или президентско-парламентской.

- И что, будем проводить референдум опять с нарушением всех сроков и процедур? Если все делать по закону, должны пройти общественное и экспертное слушания, потом обсуждения в комитетах и фракциях. Промежуток между первым и вторым чтениями законопроекта составляет не менее двух месяцев. Таким образом референдум может быть назначен не раньше весны 2021 года.

И потом выдержит ли такую нагрузку бюджет страны? В следующем году у нас намечаются президентские, парламентские и местные выборы. Плюс референдум. На каждое мероприятие потребуется от 350 до 500 млн сомов. И это на фоне тяжелейшего положения: дефицита бюджета в 36 млрд сомов, падения промышленного производства на 8% и внешнего долга, превышающего 4 млрд долларов. В такой кризис и в пандемию проводить референдум губительно. Нужно не форму правления менять, а усиливать роль парламентаризма.

В Бишкеке в минувшие выходные состоялся мирный марш против поправок в Конституцию. Колонну возглавил депутат Иманалиев (Фото: ИА 24.kg).

В Бишкеке в минувшие выходные состоялся мирный марш против поправок в Конституцию. Колонну возглавил депутат Иманалиев (Фото: ИА 24.kg).

«ПАРЛАМЕНТАРИЗМ У КЫРГЫЗОВ В КРОВИ»

- А вот противники этого режима с вами бы поспорили. Спросили бы: ну, вот что нам за эти годы дала парламентская форма правления?

- Развитые страны мира перешли к парламентаризму. За последние 10 лет только в президентских республиках происходили государственные перевороты: Тунис, Йемен, Грузия, Украина... И потом парламентаризм у нашего свободолюбивого народа в крови, а главное наше оружие - слово. Мы не потерпим диктатуры. И не забываем, что сегодня самая легитимная власть - это журналисты!

Неужели история ничему нас так и не научила? Два бывших главы государства в бегах. Один - под следствием. Другой был вынужден сложить с себя полномочия досрочно. Как после этого можно думать об укреплении института президентства?

- Работа депутатского корпуса тоже подвергалась жесткой критике в части принятия спорных законов, бездействия, молчаливого попустительства. Зачем кормить 120 ртов, когда, утрирую, нет от них никакой пользы, расходы одни?

- Ирония истории - именно парламент избрал Садыра Жапарова тем, кем он сейчас является... Но как бы нас ни ругали, успехи есть. Кыргызский парламент стал членом Парламентской Ассамблеи совета Европы. В Бишкеке проходили Парламентские заседания ОБСЕ с участием депутатов из 64 стран. Кыргызстан можно считать лидером парламентских реформ, ведь нашу страну окружают президентские республики (Смеется.).

А если серьезно, претенденты на депутатский мандат должны проходить жесткий отбор. В Жогорку Кенеше нужны компетентные образованные люди с опытом, которые будут объективны и независимы при принятии решений. Избиратель должен получить право голосовать не за партию толстосумов, а за конкретного кандидата. Вот тогда это будет парламент, который хочет видеть народ.

«КИМ ИР СЕНУ И НЕ СНИЛОСЬ»

- Вернемся к поправкам в Основной закон. Как считаете, с какой целью авторы нового варианта прописали в нем создание фактически четвертой ветви власти - Народного курултая, и насколько она жизнеспособна?

- Я очень жалею, что в свое время не добился принятия парламентом инициированного мною законопроекта «О народных курултаях»...

В предложенном сегодня варианте вижу одно - попытку узурпации власти. В совещательное собрание, которое стоит выше законодательной и исполнительной ветвей, будут набирать только по квоте президента. Мы просто получим армию подхалимов, аплодирующих главе государства. Как они будут заслушивать отчеты парламента по вопросам международных договоров, кредитной политики, банковской сферы без специальной подготовки и знаний? А численность? Это не депутатский корпус в 120 человек, который кто-то считает раздутым. Садыр Нургожоевич озвучил цифру в три тысячи делегатов! В Бишкеке не найдется такого зала, чтобы уместить их всех. Или будем собираться на суусамырском пастбище? А их содержание? По Трудовому кодексу дорожные траты, суточные должны оплачиваться из бюджета. Вот и подумайте, какие дополнительные расходы лягут на государство с одобрением одного этого пункта в новом проекте Закона.

- А действующую Конституцию вы считаете образцовой?

- Редакция от 2010 года получила хорошую оценку Венецианской комиссии. Особенно ее первая часть, касающаяся прав человека. Загвоздка в том, что нам не удалось создать независимую судебную систему, назначать премьер-министром лидера победившей партии, лишить президента права руководить силовым блоком и внести изменения в избирательный кодекс - усилить ответственность за подкуп голосов. Не нужно переписывать Конституцию. Достаточно подправить статьи, которые мешают нам развиваться. И сделать это надо с соблюдением всех конституционных норм. Без топора и насилия!

- Давайте резюмируем, чем, по-вашему, чревато внесение предлагаемых поправок в Основной закон?

- Такой проект Конституции, какой нам сегодня подсовывают, не снился даже Ким Ир Сену. Очень надеюсь, что прогрессивная часть общества, наша новая молодая элита не допустят принятия этого архаичного, антиконституционного и антидемократичного документа. Путь через правовой хаос и расшатывание конституционного строя ни к чему хорошему не приведут. Уверен, если даже такая редакция пройдет, она проживет недолго. Не дадим отпор сегодня, через год-полтора все повторится. Придет другая сила, которая точно так же будет принимать под себя новые законы, чтобы заполучить власть. Жаждущих ее хватает. Поэтому стремясь к управлению страной, надо не дешевым популизмом заниматься, а искать пути выхода из кризиса, обеспечивать честные и прозрачные выборы, консолидировать общество, которое обязательно заметит и поддержит созидательные движения.