Кыргызстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиОбщество24 июля 2014 6:41

Между жизнью и смертью

Несколько историй людей, оказавшихся в безвыходных ситуациях
Источник:kp.kg

Скажу напрямую, этой статьей я хочу затронуть больше не разум, а душу, поэтому как можно меньше статистики и пафосных интервью. Это истории людей, которые теряют самое главное - здоровье и возможность жить. Людей, чья надежда лишь на близких и родных, причем не факт, что у всех нуждающихся в помощи таковые имеются.

«Продам душу, нужны деньги на лечение…»

В прошлом году, примерно в апреле месяце, на пересечении Московская/Советская стоял мужчина. С виду ничем не приметный, кроме того, что одет был не по сезону - в пуховик. В руках он держал картонку с текстом «Продам душу, нужны деньги на лечение». Я проходила мимо, кинула в стоящую рядом коробку двадцатку и пошла дальше, подумав при этом, что креатива человеку не занимать. С того случая прошло больше года, но только сейчас, столкнувшись с проблемами медицины и здоровья в Кыргызстане близко, я поняла - то был не креатив, то было самое натуральное отчаяние, граничащее с безумием.

Об этом человеке как ни пыталась, узнать я нечего не смогла, завсегдатаи того района, стоящие с протянутой рукой, тоже такого не помнят, мол, если и был, то недолго. А я с каждым днем все больше чувствую свою вину перед ним, нашу вину, вину государства и людей, проживающих в нем. За то, что не обратили внимания, за то, что довели до крайности. Надеюсь только на одно: что он, так бесстрашно предлагающий свою душу в обмен на деньги, не нашел своего покупателя, но нашел другой выход из трудной ситуации.

Есть пульс

Игорь Андреев - пенсионер, перенес два инфаркта, а семь лет назад во избежание третьего ему в сосуды были установлены стенты - искусственные конструкции для расширения сосудов. В начале этого года его самочувствие ухудшилось, врачи посоветовали еще одну операцию по ангиопластике - вживлению этих самых стентов. Стоимость такой процедуры в Кыргызстане составила бы около девяти тысяч долларов. Знакомые посоветовали делать операцию за рубежом; цены ниже даже для иностранных граждан, а качество - имеется в виду оборудование и технология - выше в разы. Деньги собрали: помогли дети, друзья, родные. Оперировали его в Новосибирске, по сумме получилось шесть тысяч долларов - стоимость двух стентов плюс сама операция. Теперь Игорю Александровичу на протяжении года нужно проходить курс лечения. А лекарства для сердечников не из дешевых, в месяц получается на 3 тысячи 200 сомов при пенсии в 4 тысячи.

Вот несколько постов с криком о помощи из интернета:

Удар по почкам

Нурболот Токтогулов вот уже год и семь месяцев находится на гемодиализе, ему требуется срочная операция по пересадке почек, сделать пересадку планируют в Турции, донором готов стать его брат, только вот одна проблема: стоимость такой операции - 30 тысяч долларов. Естественно, что таких денег у семьи нет, тем более что помимо выживания самого Нурболота, есть еще и его супруга с маленькой дочерью, которые временно остались без кормильца.

Еще пример. Наргис побывала в подобной ситуации, благо что средства на операцию все же нашлись, но после пересадки почки ей нужно употреблять дорогостоящее лекарство. В противном случае пересаженный орган может быть отторгнут организмом, что приведет к непоправимым последствиям. Проблема: нет средств на покупку лекарств и на дальнейшее лечение.

Проблема нехватки лекарств, в данном случае - иммунодепрессантов, для людей с пересаженными органами сегодня актуальна, как никогда. К примеру, препарат «Програф» не продается ни в одной аптеке Бишкека, да если бы и продавался - цена зашкаливает. Единственная фармацевтическая компания, реализовывающая «Програф» в Кыргызстане, - «Астеллас Фарма», цена медикамента - 4 297 сомов за упаковку, и это еще оптовая цена. Для сравнения: в переводе на сомы в Турции это лекарство стоит всего полторы тысячи сомов за упаковку. Требуется около двух упаковок в месяц, поэтому у нас люди вынуждены тратить только на это средство почти 10 тысяч сомов, но ведь это не все, есть еще и другие жизненно необходимые лекарства.

До недавнего времени такие сверхважные препараты выдавались Минздравом КР бесплатно, сейчас в связи с увеличением больных ситуация резко ухудшилась. По словам заведующего отделом качества оказания медицинской помощи Минздрава Талантбека Арстанкулова, так и непонятно - ждать помощи или нет:

- Количество людей на гемодиализе и после пересадки, нуждающихся в препаратах, растет. В прошлом году их было 30, в этом дошло до ста. К сожалению, выделенного бюджета на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами недостаточно, чтобы охватить всех нуждающихся.

Перелечили или недолечили…

Еще один парень, он просил не упоминать его имени, сейчас находится на лечении в Турции. Из-за неправильного диагноза и назначенного лечения в бишкекском отделении нефрологии он мог лишиться почки. Сейчас турецкие врачи его в буквальном смысле перелечивают. Но опять же, не за просто так, а за громадную для рядового кыргызстанца сумму.

Только на этих примерах можно выделить как минимум две огромные дыры в здравоохранительной системе республики: а) неспособность позаботиться о своих гражданах, б) халатное и непрофессиональное отношение некоторых медицинских работников или отсутствие надлежащих условий для проведения качественного обследования и последующего лечения, что, в принципе, уже входит в первый пункт.

Дело в том, что все намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Когда люди загнаны в тупик, они идут на крайние меры. Стресс, неспособность самостоятельно найти выход из ситуации могут довести человека до совершения преступлений: воровства, убийства, суицида. Чтобы выжить, люди продают машины, дома, влезают в долги, заведомо зная, что будут неспособны расплатиться. О том, как будут жить дальше, они, понятное дело, и не задумываются, дотянуть бы до завтра…

С миру по нитке - бедному рубаха

Как вариант, в таких экстренных случаях привлекается помощь общественности, но это работает далеко не всегда: во-первых, многие психологически не могут просить о помощи, другие не верят, что, будучи ненужными «родному» государству, они могут быть небезразличны для некоторых, чужих, в общем-то, людей.

Здесь как раз речь о пользе интернета, на сайтах и форумах которого все больше открытых тем с призывами о помощи. И хотя многие говорят о губительном влиянии соцсетей, о том, что их пользователи перестают общаться вживую, как еще мы узнали бы о сотнях нуждающихся в материальной или психологической поддержке?

От этой взаимопомощи, или, как еще говорят, спонтанной благотворительности, есть реальные результаты, многим уже помогли, многим помогут в дальнейшем, и это прекрасно. Но неправильно, неправильно, когда это становится своего рода закономерностью. Человек должен иметь не только сочувствие и сострадание со стороны других людей, он должен иметь гарантии со стороны государства, уверенность в завтрашнем дне, тем более в вопросах своего здоровья.

На данный момент приоритеты решения первоочередных задач у госорганов выстроены немного неправильно. Ведь согласитесь, ничто не сравнится по своей важности с вопросами жизни и смерти. Число тяжелобольных по республики, к счастью, не настолько уж велико, возможно, если потуже затянуть пояса, мы сумели бы выкроить для них необходимые медикаменты и качественный уход, но для этого, как и всегда, нужна более эффективная работа со стороны государства.

А пока получается, что лечиться и работать за границей намного выгоднее, на родине же остается либо быть здоровым, либо умирать.