Кыргызстан
+16°
Boom metrics
Сегодня:

Ударим велосипедами по бездорожью и разгильдяйству!

Наш сегодняшний собеседник - заместитель директора Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в обиходе называемого Госстроем, - Данияр Шейшеканов
Источник:kp.kg

Данияр стал чуть ли не главным ньюсмейкером прошлой недели, когда весь кыргызстанский, и не только, интернет облетела фотография: чиновник после заседания в Доме правительства уехал в свой офис на… велосипеде! Более того, он чуть ли не единственный госслужащий высокого ранга, постоянно добирающийся на работу таким необычным для наших официальных лиц способом.

Именно поэтому эта информация, размещенная в социальной сети Facebook, буквально взорвала общественность. Кадры, на которых 31-летний замдиректора Госстроя запечатлен вместе со своим двухколесным другом, мгновенно стали популярными среди пользователей, вызвав кучу благожелательных откликов.

- Данияр, как давно вы выбрали велосипед средством передвижения? И что послужило причиной такого решения?

- На велосипеде я начал активно ездить примерно год назад, когда стал работать в аппарате правительства. Только зимой пользуюсь общественным транспортом, а так, как говорится, у природы нет плохой погоды. Когда кручу педали, я отдыхаю. Да и для экологии и здоровья полезно. Например, на машине или в общественном транспорте приходится в пробках стоять, нервничать, опаздывать. А на велосипед сел и поехал. Тем более что на общественном транспорте на дорогу до работы уходило 30 минут, а на велосипеде - всего 15. И экономия для личного бюджета получается. Не нужно тратиться на такси или бензин. Сел на байк - и с ветерком доехал!

- А какой марки у вас велосипед?

- Велосипед обычный, городской. А вот производство чье и название, даже не знаю. Нужно узнать, а то многие интересуются.

- А машина у вас есть?

- Машины у меня нет. Я против автомобилей.

- У вас, возможно, была машина, но вы потом от нее отказались? Или вы в состоянии ее купить, но не хотите? Это что - какая-то ваша личная позиция?

- Если честно, у меня нет возможности сейчас купить машину, но если бы и была, я приобрел бы гибридную малолитражку, знаете, такие - с использованием «зеленых» технологий, чтобы меньше наносить вреда экологии. Но только для того, чтобы в село к родне ездить.

- Как относятся ваши коллеги к тому, что вы приезжаете на работу на велосипеде? У вас появились единомышленники?

- Некоторые удивляются, увидев меня на велосипеде, но в основном поддерживают. Многие хотят тоже пересесть из машин на велосипед, но я пока еще не видел, чтобы кто-то действительно начал. Но ничего, все еще впереди. Хорошо уже то, что люди видят позитив в пользовании велосипедами. Именно поэтому, когда я работал еще в аппарате правительства, мне пошли навстречу, установив у здания кабмина велопарковку.

- Насчет велопарковки: как это случилось? К кому вы обратились, какова была реакция на данную просьбу? И как быстро ее сделали?

- В начале марта я обратился я к управляющему делами аппаратов президента и правительства Турусбеку Коеналиеву, и он сразу поддержал мое предложение. Даже обещал оборудовать площадку и с восточной стороны Дома правительства, если нас станет больше. А первая парковка сделана у западного входа, ее приготовили достаточно быстро - уже к концу того же месяца.

- Удобно ли вам передвигаться по городу на велосипеде, учитывая то, что по трассам ездить опасно, а велосипедных дорожек в городе нет?

- Мне очень удобно передвигаться. По трассе я почти не езжу, а если и приходится, то двигаюсь аккуратно, по самому краю дороги, чтобы никому не мешать. В основном стараюсь по тротуарам ехать. Если, например, вызывают на совещания в правительство или в Жогорку Кенеш, то через минут семь я уже там.

Кстати, слышал, что мэрия планирует проложить на некоторых улицах велодорожки. Это было бы здорово, горожане сказали бы только спасибо за такую заботу о велосипедистах! Мы ж не будем стоять на одном месте: город будет расти, развиваться, и это все нужно уже сейчас продумывать, потом будет намного сложнее. Ведь хороший город - это какой город? По которому людям безопасно и комфортно ходить пешком и ездить на велосипедах. Все современные мегаполисы стремятся к такой модели.

- Наверно, вы уже успели и маршруты свои разработать, удобные для себя?

- Да. У меня есть такой «навигатор». В основном выбираю маленькие улочки, на которых почти нет людей.

- В центре Бишкека стал модным бизнес - прокат велосипедов. Ваше мнение, что нужно сделать еще, чтобы горожане воспринимали велосипед не только как развлечение, но и как постоянное средство передвижения?

- Я считаю, что, прежде всего, нужно создать условия, везде предусмотреть специальные велодорожки и парковки. Пусть лично я и без этого обхожусь, но без соответствующей инфраструктуры массово внедрить велосипеды у нас не получится. Да и мне часто приходится испытывать неудобства на самом деле - у магазинов, каких-то учреждений бывает некуда привязать свой велосипед. Но положительные изменения потихоньку начинаются, например, у многих магазинов сети «Народный» уже предусмотрены велопарковки.

- Вы передвигаетесь исключительно в деловом костюме? Или же носите специальную экипировку?

- При всем моем желании служебный дресс-код никто еще не отменял, поэтому, естественно, на работу езжу в костюме. Хотя скажу, что никаких неудобств от этого не ощущаю. Ну а во внерабочее время, конечно, одеваюсь, как захочу.

- В целях экономии и заботы об окружающей среде некоторые муниципалитеты Польши решили предложить своим сотрудникам пересесть с дорогих автомобилей на доступные велосипеды. Как вам такая идея? У нас бы это сработало?

- Думаю, если бы наши чиновники оседлали велосипеды, можно было бы не только хорошо сэкономить средства государственного бюджета. Ведь в этом есть и другой подтекст, особенно учитывая некоторые наши реалии. Я с самого начала против всяких привилегий для чиновников, включая служебные машины. Поэтому кроме рационального использования средств налогоплательщиков, борьбы за экологическую безопасность, здорового образа жизни стоит и проблема социальной справедливости.

Мы сейчас в своем ведомстве рассматриваем вопрос о сокращении служебных машин. У нас ведь есть решение правительства о том, что каждому госоргану выделяются машины в зависимости от численности коллектива. Но если посмотреть, то их столько и не нужно, хватило бы одной дежурной машины для срочных выездов: почту отвезти или в банк съездить.

- Данияр, спасибо вам за интересную беседу! Будем надеяться, что в скором будущем у вас появятся не только единомышленники, но и все условия для комфортной езды по городу на самом лучшем средстве передвижения!

«Я буду долго гнать велосипед!»

Пусть в Кыргызстане среди чиновников пока и нет повального «велосипедного бума», но Данияр Шейшеканов уже не одинок в своем начинании. На двухколесный транспорт коллективно пересели и сотрудники Тюпского айыл окмоту Иссык-Кульской области. Глава айыл окмоту очень доволен, что смог увлечь своих подчиненных. По его словам, во-первых, они экономят много времени, во-вторых, не используют автомашины, а значит, не загрязняют природу - все-таки живут в биосферной зоне - в-третьих, подают пример местным жителям, призывая вести здоровый образ жизни. И, в-четвертых, экономят бюджетные средства.

«Это почему я раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было»

Если судить по материалам из Интернета, то во всем мире большие политики и ВИП-чиновники, в отличие от наших «слуг народа», уже давно сделали езду на велосипеде прочным трендом.

В Монголии. Член Государственного Хурала Монголии Бат-Эрдэнэ этой весной отказался от автомобилей, подав пример другим монгольским депутатам. Вообще, монгольские власть имущие гораздо проще смотрят на передвижения по городу. Как известно, мэр Улан-Батора Бат-уул уже давно ездит на автобусе, чем снискал популярность у жителей столицы, часто замечающих его в общественном транспорте.

В России. Руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николай Федосеев - единственный в Москве чиновник, который каждый день приезжает на работу на велосипеде. Он накрутил педалями уже 21 тыс. км и не отказался от своего увлечения, даже когда его предупредили, что это может повредить его карьере (?).

И градоначальник Набережных Челнов Василь Шайхразиев также приезжает на работу на велосипеде. У центрального входа в мэрию организовали парковку для двухколесного транспорта. Сейчас в городе формируется отдельная велосипедная инфраструктура. При ремонте дорог оставляется специальное шоссе для велосипедистов с подъемами и спусками, а новые магистральные тротуары строятся уже с дорожками для велосипедистов.

В Великобритании. Борис Джонсон, мэр Лондона, является не просто политиком, но и активным пропагандистом моды на велосипеды в своей стране. В Лондоне одна из самых развитых сетей велопроката в Европе. В столице Великобритании насчитывается 6000 велосипедов, велопоездка до получаса - вообще бесплатная. Также насчитывается 400 велопарковок. Сами лондонцы назвали сеть проката - «Boris Bikes» («Велосипеды Бориса»). 4 мая 2011 года Борис Джонсон отмечал трехлетие своего мэрства. В честь чего благодарные земляки возвели 12-метровую бронзовую статую Джонсона. Конечно же, на велосипеде.