Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиПолитика11 апреля 2014 9:20

Парламент должен менять законы, а не разработчиков месторождения

Экономика страны ждет не очередного технического премьера или политического назначенца, а жесткого и толкового менеджера. Джоомарт Оторбаев - Вы кто?
Источник:kp.kg

В Кыргызстане приступил к работе утвержденный кабинет министров, и за его первыми шагами напряженно будут следить в первую очередь представители делового мира и крупные игроки отечественного бизнеса.

Карточный домик «Ата Мекена»

Ну что ж, нас всех можно снова поздравить с новым правительством - вчера члены главного исполнительного органа Кыргызстана прошли церемонию принятия присяги в Жогорку Кенеше. Хотя нового там на самом деле - всего-то тройка фамилий: профильные вице-премьеры Валерий Диль, Эльвира Сариева и Абдырахман Маматалиев. По большому счету, вся эта катавасия с распадом коалиции и формированием нынешнего кабинета министров оказалась точечной операцией по отстранению экс-премьера Жанторо Сатыбалдиева из зоны влияния на принятие решений дел общегосударственного значения. И одним из этих дел является судьба предприятия «Кумтор». Не секрет, что в парламенте есть силы, которые сделали на крупнейшее месторождение золота серьезную ставку - пошли практически ва-банк.

Для меня было настоящим откровением узнать, что когда имя нового премьера впервые было упомянуто в качестве реальной кандидатуры на замещение образовавшейся после ухода Сатыбалдиева вакансии, первым противником назначения Джоомарта Отрбаева выступил… лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев. Потому что по логике вещей все предполагали, помня, что Оторбаев происходит из номенклатурной обоймы партии социалистов, прямое участие Текебаева в карьерном взлете одного из самых ярких представителей их фракции. Но на деле президенту Алмазбеку Атамбаеву, который и является истинным автором идеи восшествия Джоомарта Каиповича на премьерский трон, даже пришлось уговаривать своего стратегического союзника согласиться с его предложением.

И уже зная это, нежелание Текебаева поспособствовать усилению веса и влияния креатуре «Ата Мекена» не выглядит какой-то спонтанной эгоистичной реакцией. Потому что приход Оторбаева к кормилу исполнительной власти фактически разрушает все то, что так старательно строил лидер социалистов - карточный домик под названием «Денонсация соглашений с «Центерра Голд» или «Национализация Кумтора» - это уж кому как больше нравится. Потому что свежеиспеченный премьер уже заявил перед депутатами парламента, что он по-прежнему остается убежденным сторонником достигнутого между правительством и канадскими инвесторами компромисса о равном разделе долей владения в предполагаемом совместном предприятии.

Оторбаев - не раб лампы?

Более того, Оторбаев решительно подчеркнул, пока, что никаких директив фракции «Ата Мекен», стоящей на позиции раздела акций СП в пропорции 67/33 в пользу Кыргызстана, направленных на достижение ее политических целей, выполнять не намерен. Будем надеяться, что интеллигентный и с виду, и по сути новый глава правительства будет хранить свою принципиальность и впредь. Люди, хорошо знающие Оторбаева, уверяют, что несмотря на его внешнюю мягкость манер и культурную рафинированность, характер у того вовсе не мягкотелый. А это радует! Потому что в борьбе с нашими ура-патриотами и экономическими профанами нужны не только терпение и дипломатичность. Время от времени им нужно показывать и зубы, в фигуральном смысле, конечно.

Вспомним еще раз о том злополучном рейтинге частоты сменяемости глав правительств, который общественное мнение активно обсуждало. Напомню, что наша страна оказалась антирекордсменом - за все годы после распада Советского Союза в КР сменилось 25 премьеров. Получается, фотография Оторбаева на этой «стене славы» будет 26-й. Конечно, если следовать определенным принципам, по которым в нормальных государствах строится система управления, сама по себе динамика чередования руководителей исполнительной власти никакой трагедии не несет. Но проблема в том, что назвать Кыргызстан нормальной страной пока мы не можем при всем нашем желании.

Беззаботное правительство

Потому у нас так и получается - опять новый премьер, опять кредит доверия на период вхождения в дела и раскачки, опять пауза на подготовку очередной и какой уже по счету программы развития, опять громкие и цветистые фразы и обещания... А между тем, реальную жизнь и конкретные ощутимые результаты нам заменило бесконечное ожидание их. Вместо же конкретных результатов деятельности исполнительной власти нам пытаются втюхнуть лишь их имитацию. Смотрите, как вообще правительство хорошо устроилось - оно ведь ни за что не отвечает!

Проблема безработицы для него сама собой решается благодаря оттоку трудоспособного, но не имеющего возможности занять себя населения. Огромные дыры в бюджете правительство опять же закрывает благодаря грантовой помощи дружественных стран. Даже за строительство крупных инфраструктурных объектов, вроде транспортных магистралей или, скажем, системы обеспечения питьевой водой наши чиновники берутся только в случае появления очередного беспроцентного вливания или льготных кредитов. И социальные проекты исполнительная власть тоже норовит при каждом удобном случае спихнуть на частный бизнес, как это происходит с тем же Кумтором.

Народ сам себя кормит, доноры бегают и высматривают, что и где у нас еще подлатать, а ты, министр, сиди и получай себе зарплату, жги на служебной машине казенный бензин, разъезжая между круглыми столами и тоями. Но вот конкретной и полезной работой заняться - вы что, не царское это дело! Очень кстати будет припомнить, как тот же Оторбаев, еще в ранге первого вице-премьера, однажды посоветовал частным компаниям, работающим в сфере горнорудной добычи, самим решать проблемы с местным населением. А там, глядишь, и дотянешь до почетной отставки, заменят тебя следующим сменщиком, и никто у тебя даже не спросит о проделанной работе, как это случилось уже с двумя последними премьерами.

Встань и иди!

Однако не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, будто я каким-то образом настроен против нового правительства и его главы. Наоборот, ожидания очень большие, как и надежда на то, что Джоомарт Оторбаев наконец-то сможет в условиях свободы действий и права принимать решения, которые прописаны в его личных полномочиях как премьер-министра, раскрыть весь свой потенциал - политический и управленческий, чему раньше мешали определенные факторы, стеснявшие его устремления. Тем более что очень многие проблемы, из которых не может вырваться наш кабинет министров, корнями уходят в другую ветвь власти - Жогорку Кенеш, где картина еще более безрадостная.

И всем уже понятно, что Оторбаева ждет неминуемая схватка с той фракцией, представителем которой он номинально числится. Потому что никто даже не ждет, что лидер «Ата Мекена» пойдет на то, что собственноручно демонтирует свою агрессивно-наступательную стратегию в отношении «Центерры Голд». И самой главной проблемой для премьера станет поиск той формулы его взаимоотношений с парламентом в целом, и со своими соратниками по фракции, которая позволит ему отстоять позицию правительства, направленную на понимание важности и ценности цивилизованного и правового разрешения ситуации с Кумтором.

Но своим безусловным плюсом в будущем оппонировании с Жогорку Кенешем Оторбаев смело может записать позицию третьего и во многом ключевого игрока кыргызской власти - президента. Атамбаев никогда не скрывал своих взглядов на конфликт между парламентом и «Центеррой Голд» и последовательно отстаивает необходимость адекватного отношения к экономике и инвестиционному климату, выступая последовательным сторонником разумных компромиссов. И это уже не его проблема, что депутаты никак не могут понять простой и очевидной истины - чтобы нормализовать социально-экономическое положение страны и улучшить жизнь народа, Жогорку Кенеш должен менять законы, а не собственников бизнеса! Иначе мы из своего бардака никогда не выберемся…