Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды22 июня 2017 4:00

Впусти солнце

Открывается 39-й Московский международный кинофестиваль. Кинообозреватель «КП» и член отборочной комиссии ММКФ Стас Тыркин представляет свою авторскую программу «Фильмы, которых здесь не было»
Кадр из фильма «Последний из нас» Алаэддина Слима.

Кадр из фильма «Последний из нас» Алаэддина Слима.

Название программы каждый год приобретает новые смыслы. Изначально секция предназначалась для исключительных киноработ, по тем или иным причинам счастливо пропущенных российскими фестивалями или кинопрокатом. Функция возвращения важных названий в контекст и кинообиход остается по-прежнему существенной, но, учитывая количество фестивалей и клубных кинопоказов, существующих сегодня в России или - по крайней мере - Москве, она во многом оказалась вытеснена другими, вышедшими на первый план.

Появились картины, которых в самом буквальном смысле «здесь не было». «Здесь» - это в контексте отечественного кино, не просто не самого разнообразного, но и не особо ищущего этого разнообразия, не особо его приветствующего. «Здесь» появляются новые авторы, не вписывающиеся ни в мейнстрим, ни в фестивальный артхаус в «нашей» его транскрипции. Таким был в прошлом году экстремальный «ай-фильм» Павла Руминова, таким окажется для многих и «неформатное» докьюментари талантливого Дмитрия Кубасова «Бабочки». Давать возможность реализации авторам подобных подспудных картин - важная миссия фестиваля как сейсмографа текущих кинопроцессов.

Но «здесь» - это еще и «сейчас»: ведь в ХХI веке мы, если вдуматься, по преимуществу смотрим то, что можно было увидеть еще в прошлом веке. Кино нового поколения – не боящееся новых реалий и новых форм воздействия на сознание и подсознание современного зрителя, знающее каким образом в него запасть, избегающее навязших в зубах стереотипов «повествовательности», «духовности» и «культурности», стилево и содержательно дерзкое, не смущающееся того эффекта, иногда шока, которое может произвести и производит на ретроградов - в ХХI веке по-прежнему в дефиците.

Каким оно может быть, те, кто желает хоть ненадолго оторваться от ржавой кухонной раковины «румынской волны», могут увидеть, скажем, в картине «Последний из нас» Алаэддина Слима, справедиво удостоенного в Венеции призом «Лев будущего». Это удивительное иммерсивное путешествие в «сердце тьмы», самое лучшее и радикальное из того, что было сделано на актуальную тему «миграции» и «мигрантов». Актуальность эта, конечно, не равна интернет-публицистике, это актуальность подлинного современного искусства. Но и новейшего кино, ибо музейной замкнутости в нем нет.

Или «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио, со всей общечеловеческой обстоятельностью разбирающаяся в психологии трансгендера, впервые в кино сыгранного не мужчиной, не женщиной, а именно представителем «третьего пола» - ничуть не менее нуждающимся в сочувствии и понимании, чем представители первых двух полов. Это тоже новая реальность - нравится это кому-то или не нравится.

Изгои - последние изгои ХХ века, в борьбе преодолевающие свои страхи, - в центре картины, получившей в Каннах не только Гран-при, но и популярную аббревиатуру названия BPM («120 ударов в минуту») - больные СПИДом молодые французы, благодаря усилиям которых смертельная болезнь стала сейчас «просто» хронической.

Жюльетт Бинош в фильме "Впусти солнце".

Жюльетт Бинош в фильме "Впусти солнце".

В мире совершенно изменившихся сексуальных практик живут и герои фильма Клэр Дени «Впусти солнце» - еще пару десятилетий назад в их возрасте было принято поливать цветочки и поглаживать внуков, героиня же Жюльетт Бинош находится в самом угаре своей сексуальности, меняя партнеров с увлеченностью молодой нимфоманки. Исландский «Сердечный камень» предъявляет частную жизнь с размахом эпоса, утверждая ее как единственную ценность. А «Мистер Вселенная» при помощи реальных участников рассказывает чистую историю любви - такие всегда будут актуальны, несмотря на изменившиеся времена и нравы.

Кадр из картины "Сердечный камень".

Кадр из картины "Сердечный камень".