Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Дом. Семья27 апреля 2017 6:40

"Сказки с того света, или Понты дороже денег"

Вышла вторая книга музыканта Вадима Саралидзе "Орфей курит Мальборо"
Источник:kp.ru

…Если честно, то классический Орфей в случае с романом Вадима Саралидзе не только «курит Мальборо», но и вообще – нервно курит на обочине истории. Тем более, что сам он в этом неоднократно в романе признается. Ну, спускался он в ад за своей возлюбленной, и чего он там видел? И кто об этом сегодня помнит, если не учитывать опыт Константина в исполнении Киану Ривза в одноименном фильме, да и то благодаря его возвращению в «Джоне Уике-2»?

Тогда как в романе известного прозаика и музыканта – о, чего там только не увидишь, вернее, о чем только не прочитаешь по пути к финалу! Яркий, сочный язык, полный метафор и сравнений, которым герой-музыкант Ник с его гастрольным графиком выступлений, «плотным, как запеча­танная колода карт в казино», владеет виртуозно. Кстати, Орфей, с которым он все-таки подружился, не ахти каким пророком оказался, роман ведь не о нем. Разве что сообщает безрадостные новости с того света о том, что людям всегда, даже если они уже умерли, нужно что-то, чего нет у других. «А зачем люди убиваются из-за ча­сов? – удивляется он, как будто мы и сами не знали. - Машин? А зачем нужны фотомодели с на­дувными губами и сиськами? Понты дороже де­нег, правда, Никусь? Кстати, когда я был еще совсем юным, как раз из-за такой телки на­чалась серьезная война…»

Вообще-то, по сюжету, много чего началось и случилось в жизни небожителей, от которых зависела жизнь людей. Например, белая горячка у Прометея, визит всех муз по очереди к тому самому мифологическому Орфею, косорукость Амура, благодаря которой все боги переспали друг с другом. И вот уже сказ о том, как простой музыкант за тридевять земель в царство мертвых ходил выплескивается за рамки привычных «Легенд и мифов Древней Греции», превращаясь в настоящую русскую готику, леденящий душу травелог и фантастическую модель литературы будущего, в которой правда дружит с вымыслом, а миф – с анекдотом.

Не забыта в романе и популярная наука – куда ж без нее в наш секуляризованный век. «А что если древнегреческие боги и герои по-прежнему живут и здравствуют на небесах и в преисподней?» - задается вопросом автор книги о рок-музыканте, который в компании с легендарным Орфеем спускается в царство Аида за своей девушкой. И герою не зря иногда кажется, что это не он. Ведь есть такая теория, обосновывать которую начинал еще Пушкин, да его не все услышали, так вот, «весь я не умру» - это как раз из области «загробной» экономии ресурсов. По этой самой теории, особой смерти по сути, нет, ведь энергия никуда, как известно, не исчезает, и после кончины человек просто переносится в параллельное измерение, где продолжает жить, подтверждая первый принцип термодинамики. И если в соответствующих эзотерических журналах могло появиться интервью Джона Леннона с того света, в котором он рассказывал, что транслирует свою новые творческие идеи через музыку молодых исполнителей, то почему бы не появиться роману на эту же тему? А также Пресли, Моррисону, Болану, Джоплин, Цою и Майку Науменко, пришедшим на коцерт героя. «Иногда Нику прямо во время выступления начинало казаться, что звучит совсем не его музыка и тексты, да и на сцене стоит тоже кто-то другой», - речь вроде бы об усталости героя, но, с другой стороны, аберрация, господа, вкупе с физикой еще никто не отменял.

Неудивительно, что герою около сорока (почти как Леннону в день убийства), и он пишет песни, обладающие магическим эффектом. С одной стороны, типичная история советского рок-музыканта, которому в детстве – будто осколок льда в сердце Кая из «Снежной королевы» - «бацилла рок-н-ролла попала в кровь» при прослушивании пластинки «Битлз» фирмы «Мелодия». Дальше был черный рынок, спекулянты, запиленные до невозможности диски, вырезки из журналов «Ровесник» и «Молодая гвардия» с топорными статьями об акулах западного шоу-бизнеса, передачи Севы Новгородцева на Би-Би-Си, байки о том, что битлы прилетали в СССР с единственным концертом… В общем, советская утопия, словно в анекдоте о Брежневе как мелком правителе эпохи Аллы Пугачевой. А как прикажете быть, если в магазинах гитарный ширпотреб вроде «Урала» и «Тоники»?

Правда, была еще в той жизни немецкая гитара «Мюзима» и, наконец, болгарский «Орфей», что ближе к сути дела. Точнее, фабуле романа, по которой параллельно с историей героя-музыканта на небесах готовится свадьба Зевса с Ганимедом, обслуживать которую должен тамада… да-да, той самый, настоящий Орфей. Гитара оказалась волшебной, а роман с этой точки стал набирать обороты, как настоящее мистическое чтиво. Ведь лампу Аладдина люди испортили, Чашу Грааля не нашли, меч Эскалибур утеряли, а вот волшебную силу искусства, да еще помноженную на вечную любовь никакому злодею уничтожить не под силу. И вот уже история человечества в романе приобретает привычное для современных широт «альтернативное» измерение, и уже все великие открытия, войны, болезни, взлеты и падения королей, императоров и полководцев оказываются всего лишь прихотями мелкого беса, покорившего Олимп. Чего ему надо, узнать не сложно, мечты тиранов типичны. Но победит ли наш божок, покоривший Верхний мир, в схватке за Мир Нижний? И сотрет ли в созданной им виртуальной реальности человечество, как ненужный файл? Об этом мы узнаем, лишь дочитав этот фантастический в своей реальности роман до его тревожного конца.

Игорь Бондарь-Терещенко.