Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды24 апреля 2017 11:45

Фестиваль кинодебютов «Движение» открывается в Омске

О том, чего ждать от пятого, юбилейного феста, - его программный директор, кинообозреватель "КП"
Кадр из фильма «Три дня весны» Александра Касаткина

Кадр из фильма «Три дня весны» Александра Касаткина

Цифра "пять" не является круглой, но по нашим непростым временам пятый по счету фестиваль - вполне себе юбилей. Честно сказать, мы (вместе с президентом феста Артемом Михалковым и генпродюсером Полиной Зуевой) и не заметили, как добрались до этого первого "полу-юбилея". Кажется, что первый фестиваль мы собирали совсем недавно, а ведь столько уже в омских реках воды утекло.

Сегодня есть ощущение, что «Движение» прочно стало на ноги. Как программный директор, я ощущаю это по тому количеству предложений, которое мы получили при подготовке к этой редакции фестиваля. В пятый год существования Национального фестиваля «Движение» мы получили на несколько порядков больше предложений, чем в прошлом году. Период "малокартинья" России точно не светит: несмотря на нехватку финансирования, игровых, документальных, короткометражных и телевизионных лент снимается все больше и больше. Последние полгода отборочная комиссия "Движения" пытается справиться с этим потоком иногда не очень качественного, но искреннего и старательно сделанного независимого российского кино.

Кадр из сериала Оксаны Карас «Отличница»

Кадр из сериала Оксаны Карас «Отличница»

Да, количественный рост производства пока не привел к росту качественному. Но в этом году ощущаются положительные сдвиги. В частности, намного выросло качество короткометражного конкурса. Он весь, как на подбор, состоит из любопытных жемчужин - причем ни одна из них не похожа на другую.

Основными паролями феста были и остаются мультиформатность, открытость и мобильность: кино, откликающееся на происходящие здесь и сейчас события, по-прежнему в приоритете. Тем не менее, в основной конкурс «Движение. Вперед» в этом году попали картины, рассказывающие не только о сегодняшнем дне, пытающиеся осмыслить не только реальность, но и более или менее отдаление прошлое нашей страны - от военных дней («Три дня весны» Александра Касаткина) и хрущевской "оттепели" (сериал Оксаны Карас «Отличница») до лихих 1990-х (дебют Ани Крайс «Нашла коса на камень»). Не нужно говорить о том, как эти времена по-прежнему резонируют в сегодняшнем дне.

Одна из главных тем нашего документального конкурса - жизнь, а точнее выживание людей с ограниченными возможностями. Наконец-то об этом заговорили в полную силу, и мы, конечно, не могли пройти мимо этого важного разговора. В этом году в секции преобладают картины, стремящиеся объективно взглянуть на окружающую нас действительность, хотя и драмы «от первого лица» и интимные видеодневники тоже будут представлены.

На протяжении четырех фестивалей мы даем возможность российскому киномейнстриму подзарядиться энергией молодых авторов, а последним – попытаться влиться в индустриальный мейнстрим. Мы вводим в контекст российского кино новые режиссерские, операторские, актерские, продюсерские имена, поддерживаем все новое и «неформатное», привлекая внимание к фильмам, которые без наших усилий не прозвучали бы. Поэтому так важно для нас то, что в программах крупных международных кинофестивалей оказываются фильмы, чьи российские премьеры состоялись у нас: в прошлом году в «Форум» Берлинского фестиваля вошла картина Даниила Зинченко «Эликсир», в этом году на фестивале в Роттердаме показали "Святый Боже" Владлены Санду. Попали в Берлин в этом году и показанные в Омске ленты из Якутии - картина из этого региона, «Костер на ветру», вновь в нашем конкурсе «Движения» в этом году.