Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество15 марта 2017 11:00

Встанут ли депутаты на защиту исчезающих краснокнижников?

16 марта в Жогорку Кенеше на голосование вынесут законопроект о введении моратория на отстрел диких животных, численность которых в Кыргызстане уменьшается год за годом
Накануне голосования в стенах парламента инициаторы моратория, активисты и экологи еще раз напомнили, почему так важно запретить в Кыргызстане охоту на четыре вида копытных животных.

Накануне голосования в стенах парламента инициаторы моратория, активисты и экологи еще раз напомнили, почему так важно запретить в Кыргызстане охоту на четыре вида копытных животных.

Фото: Ренат ЧИКАЕВ

Протолкнуть документ, который поможет остановить беспорядочное и хищническое уничтожение зверей в дикой природе, его авторы - депутаты парламента Жанар Акаев, Эмиль Токтошев и ряд других - безуспешно пытаются не первый год. Законопроект долгое время находился на стадии обсуждения, отправляли его на доработку. Конкретно, против моратория на отстрел животных до 2025 года выступают чиновники Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Судя по обсуждениям и предварительному голосованию 9 марта, не поддерживают в большинстве своем инициативу и парламентарии. Вся соль в том, что охотугодья и госструктуры, имеющие здесь свой интерес, банально не хотят терять «жирный кусок» от каждой туши, полагают активисты и разработчики проекта закона.

По бумагам, лицензия на отстрел горного барана в Кыргызстане стоит 450 тысяч сомов (около 6,5 тысяч долларов). Но есть и другие цифры. И они как минимум в три раза выше официальных. А львиная доля прибыли от VIP-охоты достается вовсе не государству, а распределяется между охотфирмами и природоохранным ведомством. Накануне голосования в стенах парламента инициаторы моратория, активисты и экологи еще раз напомнили, почему так важно запретить в Кыргызстане охоту на четыре вида копытных животных: «полюбившегося» иностранным охотникам Марко Поло, горного козла, горную козу и косулю.

СПРОСИ У ВОЛКА, СКОЛЬКО БАРАНОВ В СТАДЕ

Закон «Об охоте и охотничьих хозяйствах» Госагентство охраны окружающей среды разработало в 2011 году. Первый проект закона включал в себя пять видов краснокнижных животных, на которых разрешалась охота. Тогда представители общественных организаций и несколько депутатов парламента добились того, чтобы краснокнижников вычеркнули из этого списка. Но когда закон был принят и подписан президентом, оказалось, что в его окончательном варианте статья, разрешающая охоту на занесенных в Красную книгу животных, в частности, на Марко Поло, осталась.

- К сожалению, в нашей стране много сил, использующих существующий природный потенциал в своих сиюминутных интересах и подстраивающих законодательство в угоду себе, забывая о потребностях будущих поколений, - считает исполнительный директор экологического движения БИОМ Анна Кириленко. - Противники моратория выдвигают контраргументы, что его принятие приведет к всплеску браконьерства и нарушению природоохранного законодательства. Это манипуляции - и не более того. Дело в том, что и сегодня животных отстреливают незаконно. Только за прошлый год возбуждено 72 уголовных дела в отношении ГАООСЛХ, большинство из них связаны с отстрелом животных и вырубкой лесов.

По мнению специалиста, браконьерство остается распространенной практикой и действующие охотхозяйства в большинстве своем не только не могут противостоять ему, но и сами занимаются незаконными вещами. Введение моратория, по крайней мере, позволит установить четкие границы и сохранить популяцию животных.

Другой момент - учет. Или его отсутствие. Доподлинно неизвестно, какова численность диких животных. По данным Нацстаткома, в 2014 году в Кыргызстане насчитывалось 12,5 тысяч Марко Поло. Но об истинной цифре можно только догадываться, потому что существующая система мониторинга несовершенна. Нет независимой оценки, не проводятся научные исследования.

- Оценкой количества зверей занимаются охотхозяйства совместно с ГАООСЛХ. Это сродни тому, чтобы спросить у волка, сколько баранов в стаде. Он, конечно, ответит, что поголовье растет, - на пальцах объясняет эксперт. - Для примера, численность того же Марко Поло в 2009 году достигала 3 830 особей, а в 2010-м стала 7 613. Каким образом за один год в условиях деградирующих пастбищ, нападения хищников и отстрела количество горных баранов могло увеличиться в два раза? А ответ очевиден. В правилах охоты четко прописано: от популяции диких зверей отстрелу подлежит один процент. Чем выше нарисуют цифры по численности популяции, тем большее количество животных можно будет уничтожить в рамках закона. Как, впрочем, и вне.

СПАСИТЕ ЧУДО ПРИРОДЫ

Сегодня, по словам активистов, голоса парламентариев разделись: чуть менее 50 процентов депутатов выступают «за» введение моратория, большая часть по-прежнему «против».

- Однако 20-25 законодателей еще не уверены в своем решении и могут поддержать законопроект, - говорит независимый эксперт, социолог Жамиля Жеенбаева. - Нам нужно преломить эту ситуацию и убедить сомневающихся депутатов в том, что мораторий Кыргызстану действительно нужен!

Насколько это необходимо самим животным, они красноречиво показывают своим поведением.

- Вблизи золоторудного рудника Кумтор архары совершенно спокойно пасутся в 15 метрах от работающей махины - карьерного самосвала, очень близко подпускают к себе человека, - приводит пример фотожурналист Владислав Ушаков. - В Сарычат-Эрташском государственном заповеднике (!), граничащем с золоторудным комбинатом, едва завидя человека, животные удирают, сверкая копытами. Это значит, отстрел идет беспорядочно, вне охотничьего сезона, практически повсеместно.

Поскольку звери ничего не могут сказать в свою защиту, за них это делают неравнодушные люди. Еще есть надежда, что человеческий крик: «Спасите!» - поймут и услышат. И примут такое решение, благодаря которому будущее поколение сможет любоваться сохранившимися на территории Кыргызстана удивительными древнейшими животными. Не так много мест в мире, где они еще остались.

КОНКРЕТНО

Как проголосуют депутаты

В преддверии голосования в парламенте «Комсомолка» спросила: «А вы «за» мораторий или «против»?

Омурбек Бабанов, фракция «Республика»:

- Я, естественно, поддержу мораторий, потому что был одним из его инициаторов и все это время занимался его продвижением. Изучив вопрос, пришел к выводу, что сегодня необходимо ввести временный запрет на охоту. Добавлю, что ограничения не коснутся хищных животных, которые часто вредят фермерским хозяйствам.

Мирлан Бакиров, фракция «Онугуу-Прогресс»:

- На комитете мы выступали против введения моратория на охоту. Мнение остается неизменным. С принятием такого законопроекта произойдет рост браконьерства. Кроме того, за счет выдачи разрешений на охоту пополняется бюджет. Владельцы охотничьих хозяйств заинтересованы в содержании диких животных, в уходе за ними. Если введем мораторий, забота о животных ляжет на плечи государства, а у него денег нет.

Наталья Никитенко, фракция «Ата Мекен»:

- У нас много нелегальных возможностей заниматься отстрелом. И учитывая высокий уровень коррупции во всех сферах, у людей есть возможность в обход закона покупать лицензии на охоту. Для того, чтобы сохранить и приумножить популяцию редких животных, думаю, нужно поддержать мораторий. Я проголосую «за».

Нурбек Алимбеков, фракция «Кыргызстан»:

- Я буду голосовать «за» мораторий - животный мир надо сохранить!

Ирина Карамушкина, фракция СДПК:

- Честно говоря, я не охотник, но консультировалась с коллегами и даже с охотниками, и в основном все против моратория. Они считают, что запрет на охоту может привести к росту популяции животных, вследствие чего нарушится баланс в природе, что приведет к уменьшению площади питания. Я буду голосовать «против». Хотя считаю, что такой закон нужен, но в другом виде. Например, можно ввести запрет только на отдельные виды животных.