Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика15 февраля 2017 8:00

Золотые руки Иссык-Куля

«Кумтор» - это не только 3,5 тысячи человек, задействованных на производстве по добыче золота. Предприятие тесно сотрудничает с местными производителям, которые зарекомендовали себя как надежные и стабильные партнеры иностранного инвестора
В день в швейном цехе могут отшить 50 зимних или 150 летних комбинезонов для работников «Кумтора». Форма носится по 10 лет - не рвется и не садится.

В день в швейном цехе могут отшить 50 зимних или 150 летних комбинезонов для работников «Кумтора». Форма носится по 10 лет - не рвется и не садится.

Фото: Самат БАРАТАЛИЕВ

История сотрудничества «Кумтора» с кыргызстанскими компаниями по производству разнообразной продукции и предоставлению услуг, востребованных на высокогорном руднике, уходит в далекое прошлое. Многих с горнодобывающим предприятием связывает тесная многолетняя работа. Причем взаимовыгодное партнерство - ключ к успеху обеих сторон. Все необходимое для обеспечения высокопроизводительного процесса у инвестора, что называется, под рукой - это удобно и выгодно. Для местного производителя такое сотрудничество, предполагающее крупные объемы поставок на рудник, открывает широкий канал сбыта. Вдобавок это подтверждение надежности и качества - «Кумтор» выбирает только проверенных временем партнеров.

МЕД С ЗОЛОТОМ

Сугробы снега лежат на пасеке волнами - зима в Караколе в этом году выдалась холодной и снежной. На прицепах и рядом на земле в ряд - девять десятков деревянных домиков, где зимуют пчелиные семейства. Частный предприниматель Анвар Халилов открывает один из ульев, аккуратно отворачивает край одеяла - под ним копошатся, гудят золотистые пчелы.

- День сегодня выдался теплым, солнечным, поэтому они так взбудоражены. А заглянете в улей рано утром, увидите, что почти не двигаются, - объясняет Анвар и спешно снова укутывает пчел - с закатом солнца на улице заметно холодает.

Маленькие труженики никогда не спят, но в холодное время года они малоподвижны - экономят энергию, чтобы меньше потреблять меда собственного производства, которым кормятся всю зиму. С приходом весны работа закипит. Трактор отвезет прицепы сначала в горы, где цветет барбарис, потом спустит на эспарцетовые поля. Пчеловоды располагаются друг от друга на большом расстоянии, чтобы не создавать помех, поближе к воде и обширным массивам. Радиус полета насекомого - пять километров. Живет рабочая пчела всего 30 дней. Чтобы собрать чайную ложку меда (примерно 30 граммов), одна пчелка делает тысячи «рейсов»!

Продукты пчеловодства - это не только мед, но и цветочная пыльца, маточное молочко, прополис, перга, воск. Для сбора пыльцы, например, в ульях устанавливают пыльцесборники - решетки с пятимиллиметровыми дырочками. Пролезая через них, пчела застревает и, когда изо всех сил пытается выбраться, шарики пыльцы падают с ее лапок. Очень ценный продукт на выходе!

Полосатые труженики никогда не спят, но зимой они менее подвижны - экономят энергию.

Полосатые труженики никогда не спят, но зимой они менее подвижны - экономят энергию.

Фото: Самат БАРАТАЛИЕВ

Другой не менее ценный продукт - кыргызский мед - пчелы производят в двух видах - из горного и полевого разнотравья. Это сладкое золотое лакомство в объеме 200 килограммов ежемесячно пасечник Халилов поставляет на «Кумтор». За все время сотрудничества с крупнейшим заказчиком нареканий не было никогда. Продукция каракольского частного предпринимателя сертифицирована, контроль качества проходит в Госстандарте.

- Пасекой занялся в 2010 году, друг предложил начать общее дело. А в 2011 уже оформили первые поставки на рудник - как положено, с документацией, - рассказывает караколец.

У Анвара среднее медицинское образование, раньше работал фельдшером на «Скорой». Зимой подрабатывает у родственников в пекарне. А пчеловодческим бизнесом решил заняться, чтобы зарабатывать больше. Мечтает увеличить пасеку до 150 семей. Пока о сверхвыручке говорить не приходится.

- Опыта не было. Начинал с нуля - на первых порах понадобилось 250 тысяч сомов, деньги занимал у родственников. Всему остальному учился на практике, - признается он. - Сложности возникали. Первый же год выдался засушливым, ранние заморозки наступили. Но работал не покладая рук. Раз уж взялся за дело, нужно довести задуманное до конца. И все получилось. В тот год я увеличил пасеку с 25 до 50 семей.

В планах у каракольского пасечника расширить пчелиное хозяйство, главное решить вопрос с реализацией меда.

В планах у каракольского пасечника расширить пчелиное хозяйство, главное решить вопрос с реализацией меда.

Фото: Самат БАРАТАЛИЕВ

Определенные сложности есть и сейчас, к примеру, с реализацией меда. За хороший сезон - теплый и дождливый, удается собрать до 5-6 тонн продукции. В год «Кумтор» забирает около 2,5 тонн, остальное расходится по торговым точкам.

С вступлением в Евразийский экономический союз пасечник надеется на выход в ближнее зарубежье - Казахстан и Россию.

- У соседей кыргызский мед продают по 500-700 сомов за килограмм (для сравнения, розничная цена полевого меда в Кыргызстане - 200 сомов), в Москве, Мурманской области цена доходит до тысячи сомов, поэтому мы, конечно, заинтересованы в экспорте. Ждем упрощения таможенных процедур, снятия ветеринарного контроля на границе, - не теряет надежды Анвар. - Как знаток говорю, что кыргызский мед - самый лучший, экологически чистый, высококачественный и ценится всюду. У нас благоприятные климатические условия, субальпийские горные луга - невозможно перечислить все произрастающие в Кыргызстане травы, с которых пчелы собирают нектар, славящийся своими лечебными и полезными свойствами.

Об этих уникальных свойствах меда знают и на кумторовском месторождении. Что может быть лучше горячего чая с пиалой сладкого янтаря после тяжелого трудового дня?

ЯПОНСКИЕ СТАНДАРТЫ НА СЕЛЕ

В декабре 2003 года в селе Жаны-Арык Иссык-Кульской области было основано швейное предприятие по пошиву профессиональной одежды «Айко-Сейко». Ценители японской культуры догадаются сразу, что название фирмы имеет прямое отношение к стране восходящего солнца. «Айко-Сейко» в переводе - стремление к успеху. Но как частичка Японии могла оказаться в далеком иссыккульском селе? Исполнительный директор фирмы Нурбубу Султанбаева объясняет, что еще на заре работы дважды ездила на стажировку по программе «Менеджмент» Японского агентства международного сотрудничества (JICA), и важный принцип, которого с тех пор придерживается руководящее звено, а вместе с ним и весь персонал: «Точно в срок и качественно!».

- Япония научила нас многому. Мы поставили перед собой главную задачу - со временем добиться высокого качества, - говорит Нурбубу Бейшекеевна.

Судя по доверию крупнейших заказчиков, которые на протяжении многих лет носят одежду с лейблом «Айко-Сейко», этой цели достичь удалось. Огромный вклад в становление швейного предприятия сделали «Кумтор» и нефтяная компания «Альянс». Контакты с первым завязались еще во время работы Каракольской швейной фабрики в 1993 году. После банкротства госпредприятия руководство новой фирмы по пошиву спецодежды возобновило с золотодобывающей компанией сотрудничество, которое продолжается без малого 13 лет.

- Мы выкупили запущенное здание, где не было ничего, кроме голых стен, которые вот-вот могли рухнуть. За счет кредита сделали ремонт, по гранту USAID завезли швейное оборудование и приступили к работе, - вспоминает непростую историю становления «Айко-Сейко» Нурбубу Султанбаева. - Первый заказ на пошив спецодежды для «Кумтора» был оформлен 30 декабря 2003 года. Разработанные тогда эскизы рабочей одежды на руднике используются по сей день. Мы предлагали что-то обновить, дополнить, но заказчик отказался: форма отличная, удобная и ничего менять не нужно.

- Мы поставили перед собой главную задачу - со временем добиться высокого качества, - говорит Нурбубу Султанбаева.

- Мы поставили перед собой главную задачу - со временем добиться высокого качества, - говорит Нурбубу Султанбаева.

Фото: Самат БАРАТАЛИЕВ

Для работников золотодобывающего предприятия швеи отшивают зимние и летние комбинезоны, одежду спецназначения для электриков, сварщиков, медиков, кухонного персонала, для сотрудников по технике безопасности и охране труда. Выполняют индивидуальные заказы с учетом нестандартных размеров. Ткань соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям (ее, кстати, заказывают из России и Беларуси) и отличается рядом важных свойств - антистатических, водо- и маслоотталкивающих, кислотостойких или огнеупорных. Стоимость униформы варьируется от 1700 до 8500 сомов (с защитой от воздействия электрической дуги). Заказы «Кумтора» от общего объема заявок составляют 25-27 процентов в год.

Всего же в числе основных клиентов фирмы около 25 компаний, в их числе мукомольный завод, аэропорт, нефтяные и горнорудные компании, республиканская таможня и силовые структуры. Присылают заявки из Баткена, Оша, Джалал-Абада, и, откровенно, по Кыргызстану «Айко-Сейко» с трудом успевает покрывать потребности. Поэтому в планах - наращивать производство, что будет возможно только при условии приобретения дополнительного спецоборудования - вопрос времени и средств.

- Компаний, которые могли бы составить нам конкуренцию по качеству и производимым объемам, на местном рынке нет, - считает исполнительный директор фирмы. - Мы зарекомендовали себя как добросовестный производитель, достигнув успеха во многом благодаря высокому качеству, соблюдению технических стандартов и выполнению требований охраны труда.

ИНВЕСТОР - НАШЕ ВСЕ

В день через хрупкие руки гладильщицы Татьяны Сизовой проходят 20-25 комбинезонов. «Мятые костюмы заказчику ведь не отдашь», - объясняет она. В цехе девушка работает третий год. Признается, труд не из легких - попробуй-ка постой на ногах с восьми до шести. Но, как и многие здесь, свою работу она любит - хорошие деньги, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, премиальные и подарки за усердие - чуткие и заботливые руководители, которые - что там своих работников, их детей поименно знают, - в наши дни тоже редкость.

В день через хрупкие руки гладильщицы Татьяны Сизовой проходят 20-25 комбинезонов.

В день через хрупкие руки гладильщицы Татьяны Сизовой проходят 20-25 комбинезонов.

Фото: Самат БАРАТАЛИЕВ

На предприятии трудятся 56 человек - жители села Жаны-Арык, Каракола, Тюпского и Ак-Суйского районов. Мужчины на производстве тоже есть - механики, утюжники, закройщики, фурнитурщики. При необходимости в цех дополнительно набирают работников. Конструктор-модельер Гулумкан Омурканова за два месяца обучает новичков швейному делу.

- Наш принцип работы строится на простом правиле - от качества к количеству. На каждом рабочем месте действует контроль над качеством - это, к слову, тоже японский метод. Работа конвейерная. Сначала швеи заготавливают все детали, потом собирают модель. Пришила неправильно карман, придется пороть материал и заново все переделывать. Поэтому каждый старается выполнить свою работу качественно и на совесть. Благодаря этому никаких претензий от заказчиков нет. Модели разрабатываем сами, но с учетом пожеланий клиента. Самое главное, чтобы костюм был удобен, практичен и универсален. Теплые модели обязательно делаем с подстежкой - верхнюю куртку с яркими светоотражающими элементами можно отстегнуть и постирать. Используем удобные закрепки, замочки, регулирующиеся на липучках пояса, - раскрывает некоторые секреты производства технолог-конструктор.

Чтобы посмотреть, как носится спецодежда от «Айко-Сейко» в зоне вечной мерзлоты, генеральный директор фирмы Куван Жусуев побывал с визитом на руднике.

- Вернулся под впечатлением от увиденного, от огромных объемов работы, которую ежедневно выполняют люди в суровых условиях высокогорья… и с чемоданом идей, - делится Нурбубу Бейшекеевна. - Известно, например, что европейские размеры отличаются от наших. Поэтому мы разработали свои стандарты, чтобы спецформа сидела как влитая, и отправили на утверждение руководству компании комплект одежды. Словом, делаем все, чтобы удовлетворить потребности заказчика.

Благодаря такому кропотливому труду и высокому качеству производимой продукции «Айко-Сейко» по праву считается одним из образцовых предприятий Иссык-Кульской области - десятки почетных грамот, дипломов, благодарственных писем хранятся на стенде на втором этаже цеха. А еще «Айко-Сейко» - добросовестный налогоплательщик региона. Ежегодно в местный бюджет фирма отчисляет до 10 миллионов сомов.

- Мы - внутренние инвесторы с прозрачной структурой и отчетностью. Хотелось бы, чтобы государство поддерживало таких, как мы, и вместе с тем привлекало в страну иностранные инвестиции - чем больше крупных предприятий, тем больше работы у нас, а это означает увеличение отчислений в госказну, дополнительные рабочие места, улучшение экономических и социальных показателей, - добавляет Нурбубу Султанбаева. - Мы всегда поддерживаем политику «Кумтора», благодаря которому в регионе решается столько социальных вопросов, пополняется доходная часть бюджета, трудоустроены более двух тысяч человек, за которыми еще стоят семьи. Для таких инвесторов правительство должно создавать благоприятные условия, поддерживать и учитывать их интересы. Развивающемуся государству они просто необходимы.

СВОЯ ИЗВЕСТЬ ЛУЧШЕ

На производстве без специальной защитной одежды никак, особенно когда речь идет об обработке золотоносной руды или работе с химическими реагентами. Это одно. Другое дело, что и материал, с которым работают горняки, должен быть отличного качества. Об этом заботится давний партнер крупнейшей золотодобывающей компании - «Курменты цемент».

С предприятием по производству цемента и извести «Кумтор» начал сотрудничать более 20 лет назад, фактически с первых дней запуска в высокогорье золотоизвлекательной фабрики. Сегодня завод ежемесячно поставляет для инвестора свою продукцию - 350 тонн извести первого сорта с содержанием 90 процентов активных оксидов кальция и магния для нейтрализации цианидов и обработки золотоносной руды. В этом году подписан контракт на поставку 4 200 тонн материала, это ровно половина потребности в извести золотодобывающего предприятия. Были в истории партнерства и пробуксовки, связанные с непростым положением Курментинского цементного завода в Тюпском районе. Несколько раз менялись владельцы, случались простои из-за долгов. Но последние два года работа идет бесперебойно.

Крупный камень поступает по транспортеру в конусную дробилку, где измельчается до нужной фракции.

Крупный камень поступает по транспортеру в конусную дробилку, где измельчается до нужной фракции.

Фото: Самат БАРАТАЛИЕВ

- Предприятие было основано в 1954 году, сегодня на нем работают 73 человека, - исполнительный директор акционерного общества Олег Отточко устраивает для журналистов небольшую экскурсию. На службе здесь можно встретить старейших работников. Машинист конусного агрегата Азат Анапияев, например, трудится на заводе с 1974 года. По разрыхленному мерзлому грунту еще «бегает» старенький «техперсонал» - самые большие в мире самосвалы БелАЗ.

Под завод отдано 24 гектара земли, места, чтобы расшириться - валом, а еще не помешало бы отремонтировать цеха, запустить цементную линию, которую пришлось закрыть с выходом из строя печи.

- В этом году обязательно закончим реконструкцию оборудования, - обещает Олег Евгеньевич. - Планировали и третью печь ставить, которая позволила бы выпускать до 270 тысяч тонн в год цемента, но пока это под вопросом. На базе строительных материалов - цемента и извести - можно все что угодно производить: пескоблоки, бетонные изделия для фундаментов, силикатный кирпич, сэндвич-панели. С увеличением производственной мощности могли бы и в Алматинскую область известь и цемент поставлять, но приходится ограничиваться Бишкеком и Иссык-Кульской областью.

Известняк привозят с карьера, который расположен в трех километрах от поселка Ак-Булак. Запасов, уверяет специалист, хватит еще лет на семьдесят. Дробят сырье до нужной фракции (20-40 мм) в дробильно-сортировочной установке, после чего в печи при температуре от 900 до тысячи градусов происходит обжиг. На выходе получается высококачественная известь. Готовый вяжущий материал фасуется в специальные упаковочные биг бэги, которые по требованию «Кумтора» завод закупает в соседнем Казахстане - у нас пока такие качественные герметичные мешки, вмещающие до тонны продукции, не производят. Известь в такой упаковке хранится лучше и дольше - ни снег, ни дождь на высоте ей не страшны.

- «Кумтор» - наш надежный партнер, а надежность - непременное условие для успеха в любом деле, вселяющая уверенность в завтрашнем дне. Твердо знаешь, что компания закупит твою продукцию, и рабочие будут сыты, получив достойное вознаграждение за тяжелую работу, - подытоживает Олег Евгеньевич.

Эти простые люди - от умельца-пасечника до швеи-закройщицы или мастера на заводе - и есть главная ценность страны. Благодаря их неустанному труду и золотым рукам вопреки трудностям и суровым подчас условиям растет и развивается Кыргызстан.