Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Экономика7 февраля 2017 22:00

Три истории о том, как выживают мелкие подмосковные аграрии: Из столичных клерков - в фермеры

Для тех, кто давно хочет променять душный офис на работу на свежем воздухе [инфографика]
Алексей Бурков решил пойти в самую сложную сферу - молочное животноводство. И пока у него неплохо получается. Фото: Личный архив

Алексей Бурков решил пойти в самую сложную сферу - молочное животноводство. И пока у него неплохо получается. Фото: Личный архив

Каждый четвертый горожанин согласно опросам мечтает бросить все и переехать в деревню, чтобы заняться агробизнесом. Понятно, для начала довольно мелким. Но не всем удается это сделать. Не хватает денег для первичной раскрутки, нет бизнес-плана. А работа на земле не прощает ошибок. У нас и климат неустойчивый, и соседи завистливые. Чтобы заработать в сельском хозяйстве, если ты не владелец крупного агрохолдинга, надо серьезно постараться. «КП» поехала в ближайшие деревни, чтобы разобраться, есть ли смысл все бросить и заняться производством на исконной земле. Мы отобрали три примера, как справляются с трудностями начинающие аграрии-предприниматели. Взяли за основу бывших москвичей, которые раньше ничего не выращивали. По стародавней русской традиции надо начинать рассказ за здравие, и только потом - за упокой. Но мы традицию развернули.

История № 1

Овощи и клубок ошибок

Валентина, бывший главбух московского предприятия, лет десять назад решила все бросить и заняться выращиванием в ближнем Подмосковье картофеля, моркови, капусты, а также - под защитой теплиц - огурцов и помидоров.

Свои персональные данные и место аграрного эксперимента она попросила не уточнять. Почему, вы сейчас поймете. Крупной суммы она не скопила. А это уже ошибка. Любой бизнес в России лучше начинать на свои деньги. С банками связываться - себе дороже. Слишком много процентов берут.

У нее был всего лишь миллион рублей. Участок в 13 га тянул на 5 млн. Пришлось в одном из госбанков взять кредит в 4 млн. Дальше - больше. Для закупки теплиц и двух тракторов заняла еще столько же.

Были надежды на роскошные урожаи и стабильный сбыт выращенного в столичных магазинах. Но не случилось. В 2010 году чуть ли не всю Россию накрыла невиданная засуха. Пострадала и наша героиня. У нее ничего не выросло.

Она тем не менее решила фермерское дело продолжить. Но через два года ее район залило дождями, и опять ничего не взошло. Плюс возникли проблемы с соседями - теплицы они ночью разбили, а трактора разобрали «на металл и гайки».

Все - бизнес кончился. Долг перед банками - более 10 млн. рублей. А выплачивать нечем.

Землю продать невозможно. Свободных сельхозплощадей даже в Подмосковье - тысячи гектаров. На помощь фермерше пришла местная районная власть. Денег, она, конечно, дать не смогла - откуда они в бюджетном учреждении? Но зато нашла для хозяйства иностранного инвестора.

Да еще откуда - из самих Нидерландов. По своей площади эта страна соразмерна Московской области, но при этом снабжает всю Европу цветами, овощами, фруктами и молочными продуктами. Конечно, во многом за счет умело организованных торгов этими товарами, поставляемыми со всего мира. Но и сами много чего производят. Так, помидоров и огурцов в этой стране просто завались. И по низким ценам. Корень удачи - в высокотехнологичных теплицах. Урожай - бешеный.

Вот именно такую теплицу инвесторы из Страны тюльпанов готовы возвести на участке Валентины. Цена вопроса - 11 млн. евро. Таких денег у нее, естественно, нет. Но инвесторы готовы на компромисс: все вложат сами. Но в ближайшие десять лет 80% урожая с теплицы - их.

Для чего им такой риск - понятно. Пока действуют российские продуктовые контрсанкции против стран - членов ЕС, протолкнуть их продукты крайне сложно. Лучше производить на месте. Естественно, Валентина ждет заезжих аграриев с нетерпением. Но тут выяснилось, что антисанкциям может наступить конец - в конце года. Первый вице-премьер Шувалов не зря же об этом говорил. И голландцы призадумались...

История № 2

Управляя буренками

Алексей Бурков сделал первые деньги в 90-х на стальных дверях и пластиковых окнах. Купил в Наро-Фоминском районе земельный участок в 1,6 га. Местный колхоз развалился, и бывшие его работники стали за бесценок распродавать земельные паи. Цель была простая - построить хорошую дачу, развести огород и разбить сад. Алексей и сам не предполагал, что станет фермером. Все началось... с козы.

- Нам сказали, что дочерям (их три. - Авт.) полезно натуральное молоко, - говорит он. - Но потом козьего молока стало не хватать. Козу съели и купили корову.

А в 2008 году начинающий фермер взял кредиты на полмиллиона рублей и приобрел шесть дойных коров. С них все и началось. Сейчас стадо выросло до 60 голов. Плюс выращивает картофель, капусту, морковь, свеклу: на продажу и для корма буренкам. Но этого не хватает, поэтому на крупных овощных базах забирает залежалый товар. В магазины такой уже не продашь, а на корм коровам - самое то.

Чистая прибыль Буркова в среднем составляет 100 - 200 тысяч рублей. Столько зарабатывает менеджер среднего звена в средней московской компании.

- Как по мне: плюсов больше, чем минусов, - говорит Бурков. - Семья накормлена. Есть большой дом, автомобили, ездим в отпуск за рубеж. А главное - у меня не подневольная работа на чужого дядю, а свой захватывающий бизнес.

Правда, нашему герою еще и просто повезло. Вовремя и дешево купил землю. А покупателей экологически чистой продукции в Подмосковье - сейчас пруд пруди. Деньги на это есть. У тех самых менеджеров среднего звена, продолжающих работать в офисе.

История № 3

Перепел - птица доходная

Россияне - самые «дачные» люди в мире. По данным Высшей школы экономики, в России более 64 млн. загородных участков, где выращивается все что угодно. Но для собственного потребления. А нас интересует, можно ли на маленьком земельном участке сделать высокодоходный бизнес. Оказывается, можно.

Александр Конкин переехал в Москву в конце 90-х. Занимался разным бизнесом. А в 2006 году купил садовый участок в 15 соток.

Ну и ладно бы. Но жена затребовала экологических продуктов для детей. Так появились куры-несушки, утки, гуси и индейки. Лишние яйца и тушки стали продавать. Тут выяснилось, что есть спрос на перепелов. Несколько сотен тысяч рублей - и Александр сам сделал клетки для птиц и инкубаторы.

А потом наладил сбыт: через интернет и сарафанное радио. В итоге у него полно покупателей... из Средней Азии. В специальной термической упаковке он передает через проводников яйца, готовые для инкубации. По его словам, чистая прибыль в месяц - 100 - 150 тысяч рублей. Вот вам и несырьевой экспорт.

Что больше всего производят наши фермеры.

Что больше всего производят наши фермеры.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Леонид ХОЛОД, бывший замминистра сельского хозяйства:

Поддержки малых хозяйств в нашей стране нет

Государство не уделяет должного внимания мелким фермерам, а оказываемая «огромная» помощь остается в основном бумажной. Малые хозяйства испытывают трудности и часто переплачивают при приобретении животных, семенного, посадочного материалов и средств химизации.

Несмотря на многочисленные разговоры, так и не была создана реально функционирующая система дистанционной и выездной консультативной помощи. Практически полностью отсутствует рыночная инфраструктура, соответствующая особенностям малых производителей, что ведет к серьезному завышению их издержек. Отсюда высокие цены на фермерскую продукцию и маленькая прибыль самих мелких аграриев.

Только цифры.

Только цифры.