Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика7 февраля 2017 11:48

Донецкий дневник - 3: Дети строят блокпосты из кубиков

Наш корреспондент продолжает делать записи о жизни в прифронтовом городе
На Донбассе третий день относительного затишья.

На Донбассе третий день относительного затишья.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

На Донбассе третий день относительного затишья. Ну как затишье? В сравнении с периодом до 29 января, то - очень громко, в сравнении с пятницей 3 февраля – тишина. Период «зализывания ран». Жители «громких» районов – выспались:

«Спала. Легла вчера на бочок и на нём же сегодня и проснулась. Не в трёх свитерах, не в десятый раз за ночь.... а просто вчера заснула и сегодня проснулась. Ни о чём ещё не думаю, просто ошалевшая от привалившего счастья».

«Доброе утро», - сообщает жительница Путиловки (район города, который подвергался обстрелу. - прим. ред.). Ей вторят жители Привокзального (другой район города, который подвергался обстрелу. - прим. ред.): «Дрыхли все выходные. Так хорошо, когда тихо. Эх! Жаль, нельзя наспаться впрок. Так поспал лишних шесть часов – закатал две трехлитровки сна. Когда хреначат, и опять не спал – открыл – выпустил сон – хоп! Отдохнувший, не вырубает. Вот почему до сих пор не изобрели? За что этим ученым деньги платят?», - рассуждает подружка Наташка.

ВОЗВРАЩЕНЦЫ

Для кого-то последний обстрел стал настоящим шоком. Косметолог, которая перебралась в Киев еще до войны и имела салон в центре, вынуждена была вернуться. Не укладывается в голове, но женщину выгнал муж, отобрав 13-летнюю дочь. За что? А просто за то, что из Донецка. Женщина совершенно аполитична, и для нее это ой какой удар!

- Сначала после новостей родня высказывала все претензии мне. А я что? Я жила, работала без выходных и проходных, деньги зарабатывала, семья, муж, ребенок. 13 лет прожили – взял и выгнал. Просто собрал чемоданы и выставил за дверь. Сказал, что дочь не отдаст. Ну она уже взрослая. Я с ней поговорила. Старалась не плакать. Говорила, что маме надо уехать на какое-то время, пока побудешь с папой и бабушкой. Недолго пожила в салоне, но, сама понимаешь, у киевлян денег нет, поток клиентов сократился, а аренду платить надо. В общем, вернулась я перед Новым годом в Донецк. Личных вещей почти не было. Старалась только свои косметические штуки по максимуму вывезти. На блокпосту говорю – ну да, это все, что у меня есть. Хотите – можете забрать себе. Не забрали. Оставили.

И вот, только переехав, женщина попала в такой обстрел:

- В Донецке у меня квартира на Киевском (район Донецка, который подвергся ракетному удару. - прим. ред.). Как начало все греметь, свистеть, летать!!! Вокруг моего дома во все дома попадания. В наш каким-то чудом не прилетело. Но у меня соседи добрые. Они все это переживали уже. Они мне говорят: «Ты не бойся, не вздрагивай. Скоро обстрел закончится». Позвали меня в подвал, а у нас там просто люкс! Вода есть, всяких заготовок в бутылях – полно, спальные места. Сухо и тепло. Вот оно - счастье. Пересидели, перезнакомились. Спасибо соседям, конечно, без них я бы наверное с ума сошла.

Период затишья – это то, чего так не хватало в четырнадцатом-пятнадцатом.

Период затишья – это то, чего так не хватало в четырнадцатом-пятнадцатом.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

СВОЙ-ЧУЖОЙ

Всем заметно, что обстрелы обостряют не только страх, но и все хорошее, человечное. У дончан глобальная переоценка ценностей случилась еще в 2014-м. Вот эта женщина, она как раз из «возвращенцев», которых в Донецке, мягко говоря, недолюбливают. Но в момент опасности помогут, и даже мысли не возникнет как-то делить на «свой-чужой». Человек – это человек. Это и есть самое главное. Остальное не важно.

Период затишья – это то, чего так не хватало в четырнадцатом-пятнадцатом. Когда после очередной трагедии (обстрел автостанции, убийство детей на Октябрьском, автобус на Боссе) казалось, что теперь-то должны прозреть и прекратить. А как по-другому, если солдат ВСУ посмотрел ролик в интернете, где убитые им дети? Но нет. Обстрелы продолжались, не давая времени оплакать и похоронить. Каждый день трагедия. Не знаю, как будет дальше, но сейчас, пользуясь затишьем, дончане чем могут помогают пострадавшим от обстрелов, чинят коммуникации, трамвайные и троллейбусные линии.

КАК КИЕВ СОЗДАЕТ «УЖАСНУЮ КАРТИНКУ»

Неожиданные вести из Авдеевки (город под контролем Киева в 13 км к северу от Донецка. - прим. ред.). Это моя малая Родина. Там детство мое прошло, там похоронены мои дедушки и бабушки. Три года я не была у них на кладбище. Поэтому встретить «гагая» (так называется местное население Авдеевки) – это встреча с родственником. Девушку зовут Лера, наши дети приглашены на день рождения к ребенку общей знакомой.

- Свет в Авдеевке дали, родители звонили, - сообщает Лера.

- А как настроения в городе?

- Ну как? По большому счету все хотят, чтоб перестали стрелять. А так – в Авдеевке не дураки живут. Люди все видят и понимают. ДНР вот только сейчас, когда стали обороняться, начали стрелять. А все обстрелы до этого – только ВСУ. Там все знают, что у ДНРовцев жесткий приказ – по городу не стрелять. А ВСУшникам - пофиг на людей.

Такие же сведения от друга детства, с которым ходили в первый класс в Авдеевке. Одного его нашла в соцсетях. Переписываемся.

- Я на девятом этаже живу, все же видно прекрасно. Днем ВСУшники долбят из города, а вечером отгонят артиллерию и по городу лупят. Утром рассказывают, что это ДНР нас обстреляли. Совсем за дураков держат. Им нужна ужасная картинка для СМИ и Пороха (Поршенко — прим. ред.), вот они ее и создают.

И О ПОГОДЕ...

Ну и дети наши не перестают удивлять. В детском саду из кубиков строят блокпосты и пересекают их машинками. Если строят дом, то внизу – убежище. А малышка, которой исполнилось пять лет (к ней мы ходили на день рождения), задувая свечки, загадала желание: хочу чтобы не гремели, чтобы тихо, как раньше. И еще куклу Лалалупси.

Из хороших новостей – утром, передавая прогноз погоды, Россия-24, рассказала о погоде в Донецке и Луганске.

Обещали похолодание.

Но стало так тепло...

ЕЩЕ ТЕКСТЫ АВТОРА

Донецкий дневник: Маникюр как средство от страха перед бомбами

Приобретенный инстинкт – он хоть и приобретенный, но инстинкт. От него уже так просто не избавиться. В четырнадцатом жители Донбасса из обычных людей превратились в «мирных жителей, которых обстреливает украинская армия». Поскольку до этих событий все были обычными, то и жили, как обычные, постепенно приобретая страх от резких и глухих звуков; новые знания о том, как вести себя во время обстрела, как выглядят мины и снаряды, где находится ближайшее бомбоубежище, а также специальные знания по выживанию – что должно быть в тревожном чемоданчике, как обеззаразить воду и еще много всякого полезного. Вот так постепенно и происходит трансформация обычного человека в «мирное население» (подробности)

Донбасский дневник: Обострение в аду

На третьи сутки непрерывного обстрела вернулся подзабытый с 2014 года страх. Я уж было думала, что он исчез навсегда, что дальше только договоры-переговоры, что самое страшное позади. Разрывы по всему городу почти сплошняком. Такое чувство, что даже не перезаряжают. Эхо от предыдущего баха перекрывает раскат последующего. Морозный воздух усиливает звук. В любой точке Донецка клянутся, что прилетело за их дом. К счастью, это не так. Но по ощущениям – так. Все рады, что пережили ночь, что день, что солнце, что люди. Наступления темноты боятся все (подробности)