Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды2 января 2017 22:00

Жена Николая Караченцова Людмила Поргина: Коля полюбил меня с первого взгляда, но долго надо мной издевался

В январе выходит книга знаменитого артиста «Я не ушел»
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Болезнь не лишила артиста общения: благодаря жене Николай Петрович часто появляется в свете.

Болезнь не лишила артиста общения: благодаря жене Николай Петрович часто появляется в свете.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Автор на обложке указан только один - Николай Караченцов, хотя многие страницы написала жена актера, заслуженная артистка РФ Людмила Поргина. С разрешения издательства «ЭКСМО» публикуем фрагменты книги.

О первой встрече

Когда я пришла работать в «Ленком», мне сказали: «Вам, Людочка, надо ввестись в спектакль «Музыка на одиннадцатом этаже». Срочно посмотрите этот спектакль, потом получите текст и начинайте репетировать». Я пришла, села в зал, набитый молодыми девчонками и мальчишками. Выходит Збруев, уже кинозвезда, все видели «Звездный билет», и зал: «А-а-а! Збруев!!!» Страшное количество криков и воплей. Обаятельный Збруев всем улыбается.

За ним выходит нечто лохматое, косматое, два огромных горящих глаза, пластика совершенно необыкновенная, обаяние невероятное. И я вижу, что зрительный зал разделился: одна половина за Збруева, другая - за Караченцова. Надо же, отметила я, этот актер уже имеет популярность. И я ловлю себя на том, что мне уже спектакль неинтересен, Збруев неинтересен, никто неинтересен, только за ним, за косматым, слежу.

Книга Николая Караченцова «Я не ушел»

Книга Николая Караченцова «Я не ушел»

Коля играл в спектакле главную роль. В белой рубашечке, белые джинсики, белые зубы, сам смуглый, глаза темные, свет в них играет. Надо мной висела огромная люстра в стиле модерн, которая и сейчас висит у нас в «Ленкоме». Я посмотрела на нее, когда начался второй акт, и подумала: если этот косматый не будет моим мужем, то лучше повеситься на этой люстре, иначе вся дальнейшая жизнь бессмысленна...

Наступает день, когда они со Збруевым пришли со мной репетировать. Я по пьесе появляюсь на каком-то постаменте. Они вытащили раскладную лестницу, меня в мини-юбке поставили на нее, и свой монолог я им раз пятнадцать читала, а они сидели и мои ноги разглядывали. У меня в придачу к ногам были длинные волосы, я была хорошенькая, молоденькая. И эти поросята издевались надо мной как могли.

А я умираю, я уже умираю от любви к этому человеку, то краснею, то бледнею. А он говорит: «Давайте еще разочек повернитесь, вы как бы выходите из темноты и снова свой монолог прочтите»…

Потом я у него спросила: «Коленька, скажи, пожалуйста, а когда ты меня увидел, когда тебе сказали: «Порепетируйте с молодой артисткой», у тебя-то какие чувства возникли?» Он ответил: «Я полюбил тебя с первого взгляда». Но издевался надо мной еще очень долго.

Тайный роман

Мы поехали на гастроли в Ленинград. Каждый вечер Николай Петрович приходил к нам в номер посидеть вместе со всеми, включая и Збруева, и Янковского. Только те приходили шикарно одетые, цветы приносили, шампанское, сидели, разговаривали. А Коля являлся в пижаме, почему-то в рваных тапочках на веревочке. Но зато с гитарой. Моя подруга, которая жила со мной в номере, интересуется: «Кто тебе больше нравится, Збруев или Янковский?» Она никак не могла предположить, что кому-то может нравиться Караченцов. Я ей призналась: «Я умираю!» «Ты идиотка! Да что ты в нем нашла? Ты посмотри на него: страшный, как атомная война. Орет, как бешеный, какой-то кошмар!».

Короче говоря, Коля в очередной раз пришел ко мне со своей гитарой. Он дождался, пока уйдут Янковский, Збруев, которые, в общем, слегка ухаживали за мной, точнее, вышел, когда все разошлись, и снова зашел: «Я к тебе попить чего-нибудь». Я ему: «Входи, закрой дверь на ключ и оставайся». Его, конечно, немножко шокировало, что девушка так сразу активно взялась за него.

Вот так и закрутился наш невероятный роман. Причем никто о нем не знал. Мы уходили из театра в разные стороны, потому что я была замужем уже во второй раз и этот факт делал наши встречи тайными. В 1973 году мы встретились, а женился он на мне в 1975-м, спустя два года. Он сказал: «Ты меня любишь?» Я говорю: «Конечно». «Ты разведешься со своим мужем?» Я: «Да, прямо сейчас». Я ушла от мужа, а он все равно на мне не женился.

Однажды я сказала: «Коля, извини, ради бога, у меня достаточно предложений. Если ты не хочешь со мной жить, то знай: мне надоело ездить к тебе в коммуналку на «Войковскую» или еще где-то с тобой встречаться, я просто устала. Почему я все время должна думать: куда и как я доеду, откуда я приеду, как я переоденусь, где помоюсь?» Тут он и сделал мне официальное предложение. И имел счастье на мне жениться, о чем сейчас, по-моему, совсем не жалеет.

Авария 2005 года

В ночь на 28 февраля 2005 года я навсегда закрыла глаза своей маме. О том, что мама умирала, я знала: рак желудка. Последние два месяца оставить маму одну было нельзя, поэтому я стала жить у нее почти постоянно. Коля тосковал по мне, в тот день он сказал: «Можно я поеду вместе с тобой к маме прямо сейчас?» Лучше бы я его взяла, ей-богу! Я ему сказала: «Колечка, не надо, там человек умирает, а тебе завтра сниматься...»

Еду по Мичуринскому проспекту и попадаю в ту самую, ставшую роковой для Коли яму. Мой джип подскакивает, меня заносит, я выворачиваю руль и думаю: «Елки-палки, я же знаю, что здесь дырка, как же я могла?» Приезжаю я к маме, вхожу и понимаю, что осталось буквально несколько минут. Я зову: «Мама!» Она открывает глаза, делает последний вдох... и все.

Моя сестра Ира заплакала и стала звонить Коле. Он тут же перезванивает мне: «Выезжаю!»

Людмила Поргина в фильме «Жизнь Бетховена». 1978 год.

Людмила Поргина в фильме «Жизнь Бетховена». 1978 год.

Фото: кадр из фильма

Вдруг звонит телефон моей племянницы, и я слышу ее крик: «Авария! Где вы?!» Приезжаем в больницу, я спрашиваю: «Куда отвезли Караченцова?» И вижу каталку, которую уже вывозят, а на ней разрезанную одежду Коли - джинсы, свитер, ботинки - все в крови. Слышу слова врача: «У него черепно-мозговая травма». И по тому, как повели себя медсестры, а они сказали: «Пойдемте, мы вам дадим чаю, отдохните», я понимаю, что дело очень плохо...

Первой Колю обнаружила бригада «Скорой помощи» - случайная машина, которая возвращалась в свою больницу. Увидев перевернутый автомобиль, они бросились вытаскивать пассажиров. Колю они не узнали - он был весь в крови. Колино имя выяснили только по железнодорожному билету, который оказался у него в кармане.

Первый раз после аварии я увидела его только в день похорон мамы - рано утром 2 марта. Впоследствии мне рассказали, что именно в тот день врачи ждали, что он умрет. Ситуация сложилась критическая, надежды на благополучный исход не было никакой. Врачи боялись, что он умрет на моих глазах.

И вот я вижу Колю - красивого, атлетически сложенного... Он лежит голый, с забинтованной головой, со всякими трубочками, и мне кажется, что он просто спит. Я его целую и шепчу: «Колечка, я все сделаю, как ты просил. Мамочку мы проводим красиво. А ты тут без меня ничего не придумывай. Просто лежи и жди. Я приду и непременно тебя вытащу». И уезжаю хоронить маму, потом - на поминки. Со следующего дня начинаю приходить к Коле каждый день.

Сейчас мне кажется, что в те дни я вообще не спала. Вставала как по звонку. В 7 часов подъем, в 9 - служба в церкви, потом Склиф, потом встречи-созвоны с врачами, ночью пропадание в полусне и снова молитва... Я играла с Колей в спектакле «Юнона» и «Авось» Казанскую Божью Матерь и молилась за него перед Казанской иконой Божьей Матери.

Врачи боялись, что артист покончит с собой

Коля провел в реанимации два месяца, потерял в весе больше 20 килограммов. Когда он осознал, что болен, что у него тяжелая травма? Когда уже перешел из реанимации в палату, посмотрел на себя в зеркало и увидел в голове буквально выемку. Пощупал себя со всех сторон и сильно задумался. Нам тогда врачи даже сказали, чтобы мы забили балкон, ножи-вилки все убрали, одного его не оставляли ни на минуту и никуда не выпускали. Оказывается, нередки случаи, когда больные в подобных ситуациях от страха перед беспомощностью пытаются совершить суицид. У Коли этого не произошло. Благодаря силе его духа, а может, и потому, что мы его окружили такой любовью и так искренне радовались всем его победам.

Он спокойно и с удовольствием смотрит свои картины, хохочет и комментирует: «Андрей (Миронов. - Ред.) гениально играет. Да и я тоже неплохо. Много смешного напридумывали». Это по поводу «Человека с бульвара Капуцинов». Сейчас Коля еще не может полностью выразить словами все свои чувства и мысли - ему пока трудно, речь после таких травм восстанавливается очень долго. Но все равно я ему поражаюсь... Вот иногда вдруг как закричит мне из другой комнаты: «Девонька, подойди ко мне! Быстро подойди!» Я влетаю в ужасе: «Господи, что случилось?» «Я люблю тебя!» - безмятежно говорит он и довольно улыбается... Я знаю, что у меня есть мой любимый человек с теми же ощущениями, с тем же интеллектом и юмором.

Был голосом Жан-Поля Бельмондо - озвучил все фильмы с участием французской звезды. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ/РИА Новости

Был голосом Жан-Поля Бельмондо - озвучил все фильмы с участием французской звезды. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ/РИА Новости

«Судьбу мужа решаю ежеминутно»

Для Коли «Юнона» и «Авось» не просто спектакль. Это его жизнь. Он был весь настроен на Караченцова. 23 года Коля тянул этот спектакль на себе. Выкладывался, рвал глотку, даже с температурой шел играть. И, когда с ним случилась беда, театр даже не выждал хоть какое-то время...

Говорят, что спектакль состоялся, но это уже другой спектакль. Знаю, что прежний переворачивал души. Никогда не поверю, что нынешний спектакль стал таким. Простить я их простила, но прийти в театр и выйти на сцену - значит принять их правоту. А я этого не могу сделать.

В тот день я выхожу на сцену, меня буквально трясет. Боюсь, что со мной что-то случится, что меня удар хватит... После первого акта на ходу раздеваюсь, срываю парик и говорю: «Я больше сюда никогда не приду». Моя подруга пытается меня удержать: «Ты же актриса, ты должна отыграть спектакль!» Я отвечаю: «Сначала я перед Богом - человек, а потом уже актриса. А как человек я с этим решением не согласна». Так и ушла со спектакля, не доиграв. Конечно, я нарушила театральную этику. Сейчас я это понимаю, но в том состоянии ничего не могла с собой поделать. Мне показалось, что в моем Доме для нас с Колей не хватило чувства сострадания...

И все равно я очень благодарна всем сотрудникам «Ленкома» за то, что они звонят, переживают за Колю, предлагают свою помощь. Инна Михайловна Чурикова мне говорит: «Люда, ты бы сыграла Полину Андреевну. Все же «Чайка». Я отвечаю: «Понимаешь, я выброшу три часа из жизни, а я ему нужна каждую минуту». Три часа, которые не решат чью-то судьбу. А судьбу своего мужа я решаю ежеминутно.

Шаг за шагом мы с ним репетируем новую жизнь.

«Мне говорят, что я пиарюсь»

Четыре года назад, в 2012-м, у Коли внезапно случился нервный срыв. Судорожный приступ. Очень сильный. Врачи констатировали: погибли нервные окончания клеток мозга, отвечающих за координацию движений. Если раньше он мог играть в теннис, ходить по лесу, то теперь самостоятельно ничего этого делать не может. Мы поменяли ритм нашей жизни. Осенью и весной живем на даче, летом и зимой уезжаем на море. Ходим на все премьеры в наших любимых театрах. Были на выставке произведений Валентина Серова.

В нашей жизни с Колей есть борьба. Борьба за то, чтобы выстоять, за то, чтобы эта жизнь была достойной. Это относится не только к нам. Я о том, чтобы инвалиды не были людьми какого-то иного сорта. Бороться с этим невероятно трудно. Тем не менее, куда бы я ни приезжала, повсюду люди, когда видят меня, благодарят: «Спасибо вам за Николая Петровича! Вы правильно делаете, что ходите с ним в театр!»

Есть и такие, которые говорят, что я слишком зачастила на телевидение, что якобы мой больной муж - мой личный пиар. Тут я цензурного слова не подберу, чтобы это назвать. Какой личный пиар? Да, я участвую в телевизионных передачах. Я это делаю только лишь потому, что выстояла рядом с ним, что отстаиваю его жизнь. Однажды Коля одному журналисту, который мне вдруг начал выговаривать: «Что это вы все таскаете его по театрам, по концертам. Сидели бы лучше дома», хорошо сказал: «Слушай, сынок! Я болен физически, а ты духовно. Я тоже хочу ходить в театр... И неизлечим ты, а не я».

Гангстер Урри в исполнении Караченцова получился очень обаятельным.

Гангстер Урри в исполнении Караченцова получился очень обаятельным.

Фото: кадр из фильма

ПРОВЕРКА НА ДРУЖБУ

Визбор спас жизнь

Никто не предполагал, что Коле предложат роль режиссера, который снимает фильм о горнолыжниках. Эта картина («Миг удачи», 1977 год. - Ред.) по сценарию Юрия Визбора снималась на Чегете. Коля поехал туда, а у нас незадолго до этого родился наш Андрюха, и мама меня отпустила.

В один из дней Коля не снимался, и мы с ним поехали в кафе на гору Чегет на фуникулере, а фуникулер остановился. Началась жутчайшая метель. Нас стало заносить снегом... комьями снега величиной с кулак. И вот как сейчас слышу наши слабеющие голоса, сначала один замолчал, потом другой. Мы стали понимать, что замерзаем.

Не помню, как нас оттуда снимали. Очнулась я от того, что яркий свет в глаза и голоса какие-то. Вижу: мы с Колей лежим в номере совершенно голые, и нас растирают водкой и коньяком. Стоит над нами Юра Визбор, ножом открывает каждому рот и туда вливает коньяк; и эти голоса, гудевшие где-то над нами... Нас, голых, растертых водкой и коньяком, посадили в теплые мешки, и Юра говорил: «Вам главное сейчас - не заснуть, чтобы вы не спали, я вам буду петь песни». И он пел. Наконец, когда мы стали отвечать на его вопросы, когда мы стали шевелить лапками, у него прямо слезы на глазах...

Он вытащил нас с того света. Он заставил спасателей поехать, кричал, что люди замерзают, их надо спасти. Ему говорили: «Да вы что, сейчас такой страшный оползень может начаться!» А он все равно заставил их выйти и спасти нас. Потом Юра посвятил Коле песню «Жизнь моя - манеж», и на все вечера, где выступал, он приглашал Колю, и Коля пел этот «Манеж».

5 лучших фильмов звезды кино

● «Старший сын» (1975)

● «Собака на сене» (1977)

● «Приключения Электроника» (1979)

● «Трест, который лопнул» (1982)

● «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)