Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество10 января 2017 14:48

Директор Исаакиевского собора: если здание отдадут, "музей-памятник" потеряет смысл

Николай Буров не знает, кто будет отвечать за сохранность экспонатов
Исаакий вновь стал предметом споров.

Исаакий вновь стал предметом споров.

Фото: Тимур ХАНОВ

СОБОР ПРЕТКНОВЕНИЯ

В начале сентября 2015-го городские власти отказались передавать Исаакиевский собор Русской православной церкви. На все претензии ответили: это нецелесообразно.

Казалось бы, поставили точку. Оказалось - многоточие.

Перед Новым годом активно поползли слухи: чиновники все-таки готовят документы на передачу собора. Не будем применять термин "возврат", потому что, напомним, Исаакий никогда не был церковным имуществом. Но, тем не менее.

В Санкт-Петербургской Епархии заверяют, новых обращений в недавнее время они не подавали. Но, разумеется, от собора не откажутся. В Смольном же неофициально говорят: вопрос действительно вновь обсуждается, и чаша весов склоняется в религиозную сторону.

На самом деле, спокойствие весь прошлый год было лишь внешним. Директор музея-памятника Николай Буров говорит: весной он, наравне с губернатором Георгием Полтавченко и премьер-министром Дмитрием Медведевым, получил очередное обращение от митрополита Варсонофия с просьбой передать в ведение церкви Исаакиевский собор, Спас-на-Крови и здания Смольного монастыря, где расположены некоторые факультеты СПбГУ.

А осенью, спустя ровно год после того знаменательного отказа, позиция Смольного резко изменилась.

- Сейчас я должен представить в Смольный различные выкладки, суммировать информацию на случай разных развитий событий, - рассказал «Комсомольской правде в Петербурге» директор музея Николай Буров. – В том числе, означить сроки, в которые передача может состояться. В любом случае, уложиться до декабря – нереально. Кроме того, есть еще одна сторона – Министерство культуры. Если позиция министра изменилась, он должен дать какие-то пояснения.

А МУЗЕЙ КУДА?

Озабоченность у директора вызывает судьба экспонатов музея. Вопросов, как минимум, два. Куда перевозить то, что можно перевезти, и кто будет отвечать за то, что перевезти невозможно.

- Перевозить экспозицию на Думскую – там конь не валялся, - объясняет Буров. - На Большую Морскую, 40 – там все разгромлено, работы года на три (оба здания переданы музею взамен отданных церкви Смольного и Сампсониевского соборов – прим. авт.). А что делать с теми несколькими тысячами предметов, которые являются одновременно и музейными экспонатами, и предметами интерьера? Сейчас за них отвечают два «козла отпущения» - директор и главный хранитель. Мы несем уголовную ответственность. Но мой контракт с городом заканчивается летом 2017 года. А что будет потом? У нас планов по той же реставрации собора было выстроено на десять лет вперед. Надо решать, что с этим всем делать.

Николай Витальевич вспоминает Сампсониевский собор, передача которого РПЦ практически завершена.

- Им пользуется Епархия, а отвечаем за сохранность музейных объектов все равно мы, - говорит Буров. – Но там всего 141 один предмет интерьера, а тут несколько тысяч!

Как говорит Буров, если здание все-таки отдадут, само понятие «музей-памятник «Исаакиевский собор» потеряет смысл. Добавим, гордый эпитет «музей четырех соборов» свой смысл уже потерял.

- Из десяти лет, которые я директор музея, пять - сплю неспокойно, - признается Буров. - Началось это со Смольного и Сампсониевского, теперь вот Исаакиевский, а затем, похоже, дойдет до Спаса-на-Крови.

ТРЕБУЮТ ОБЪЯСНЕНИЙ

Тем временем петербуржцы с новой силой собирают подписи под, казалось бы, уже устаревшей петицией против передачи Исаакиевского собора церкви. Ее уже подписало более девяноста тысяч человек. К делу подключились и парламентарии. Глава комиссии по культуре ЗакСа Максим Резник направил губернатору города письмо, в котором просит прояснить ситуацию.

- Есть ли новое обращение от представителей Русской Православной Церкви, на основании которого вновь поднимается вопрос о передаче ей Исаакиевского собора? - интересуется депутат. - Изменилась ли ваша позиция по сравнению с осенью 2015 года? - Если да, прошу сообщить причину такой трансформации. Также прошу вас принимать решение только после обсуждения этого вопроса в Законодательном собрании.

- Не считаете ли вы необходимым созвать комиссию по урегулированию возникающих при подобных ситуациях разногласий, с учетом того, что передача собора вызывает в городе широкий общественный резонанс и крайне противоречивые оценки? – это уже письмо другого депутата Бориса Вишневского.

Он же предлагает затянуть решение вопроса на максимально возможные по закону шесть лет. И надеется, что за это время удастся внести в законодательство изменения, касающиеся религиозных объектов, являющихся государственными музеями-памятниками.

- Полагаю, что в отношении уникальных музейных объектов, представляющих историческую и художественную ценность для всего многонационального и многоконфессионального народа России, достаточно установления сервитута (ограниченного права пользования – прим. авт.) в виде возможности осуществления религиозных служб, - высказывает он инициативу.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В конце июля 2015 года стало известно, что РПЦ, руководствуясь законом о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, хочет забрать себе Исаакиевский собор. Его судьба висела на волоске и была не в «светскую» пользу. В проведении референдума, посвященного судьбе собора, отказали. В защиту нынешнего статуса собора высказался и министр культуры Владимир Мединский, который заявил, что будет лучше, если музеи-соборы Петербурга останутся на балансе города. В начале сентября того же года Георгий Полтавченко заявил, что передача собора нецелесообразна, его необходимо сохранить в ведении города и продолжать существующую практику совместного использования.