2017-01-09T08:56:23+03:00
Комсомольская правда
1

Гульмира Кудайбердиева: «Школа стала более свободной и автономной»

Читатели «Комсомолки» первыми узнают о мыслях, планах и работе нового министра образования
В системе образования Гульмира Каримовна - далеко не новичок.В системе образования Гульмира Каримовна - далеко не новичок.Фото: gov.kg

В системе образования Гульмира Каримовна - далеко не новичок. Сначала была работа школьным учителем, потом - различные административные должности. И все они, так или иначе, связаны с образованием. На должность министра она пришла с поста вице-премьера по социальному блоку, вместо Эльвиры Сариевой, которая возглавляла министерство с конца 2014 года.

О необразованности

- Гульмира Каримовна, перед интервью я смотрела ваше резюме. Вы начинали карьеру школьным учителем. Тогда еще работала старая гвардия учителей советской закалки. На ваш взгляд, что с этого времени изменилось в школьном образовании?

- За эти годы изменилось наше общество, изменилась и школа. Часть, как вы говорите, «старой гвардии» продолжает успешно работать. В то же время, приходится признать, что за 1990- 2000 годы мы потеряли много квалифицированных учителей - кто-то ушел в другие сферы деятельности, кто-то уехал из страны. На их место пришли люди, которые не были педагогами, и в результате в определенное время мы получили серьезную депрофессионализацию учительского корпуса.

Сейчас ситуация постепенно исправляется. Более 80 процентов работающих учителей имеют профессиональное образование. Многие готовы работать так, как требуют современные реалии.

Кроме того, мне кажется, что школа стала более свободной и автономной, и этот процесс будет продолжаться. Например, произошло изменение учебного плана - в нем появился школьный компонент, профилизация образования в ряде школ. В целом, я думаю, наши школы адаптируются к тем процессам, которые происходят сегодня в мире образования.

- Каждый второй школьник не умеет анализировать прочитанную информацию и не знает простейших геометрических формул. Это показывают и результаты ОРТ. Почему падает качество образования?

- Ситуация в образовании - сложная, это признают все - и общество в целом, и родители, это показывает и Национальная оценка образовательных достижений учащихся.

Мы работаем над тем, чтобы изменить ситуацию. Но хотелось бы напомнить о результатах исследования, проведенного несколько лет назад в рамках PISA-2009. Анкетирование показало, что на достижения школьников влияет несколько факторов: уровень доходов на душу населения, затраты на одного ученика в возрасте от 6 до 15 лет в абсолютном исчислении (в Кыргызстане эти затраты составляют порядка 3 тысяч долларов, в России, например, эта сумма равна $17,5 тыс.). Важна дошкольная подготовка (дети, посещавшие детские сады, имеют более высокий уровень грамотности в возрасте 15 лет), а также размер зарплаты учителя.

В 2011 году правительство, несмотря на сложности с бюджетом, приняло очень важное для образования решение, которое позволило в разы увеличить заработную плату учителям. В результате удалось значительно сократить дефицит учительских кадров.

Другой вопрос - что мы сейчас сосредоточиваем усилия на повышении качества педагогического корпуса, потому что только повышая квалификацию учителя, сможем реально изменить ситуацию на местах.

При министерстве создан Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогов. Сегодня работаем над тем, чтобы с нового учебного года институт мог повысить интенсивность и качество своей работы.

Решается вопрос с развитием инфраструктуры образования - школы оснащаются новыми средствами обучения. В 2017 году более 700 учебных заведений подключим к интернету, при помощи проекта АБР в 30 школах будет создана электронная среда обучения.

Еще один важный момент - создание системы оценки в образовании - от уровня отдельного учащегося, класса, школы и других организаций образования - до оценки всей системы.

Только в этом случае мы сможем объективно оценить учебные достижения каждого школьника и составить более полную картину состояния системы образования.

Эти и многие другие шаги предпринимаются, чтобы сохранить, а затем и повысить качество обучения.

Об учителях

- В Кыргызстане построят сто новых школ. Есть ли резерв учителей, которые смогут качественно давать образование?

- Профессия учителя - это важный государственный заказ к системе образования. В этом году около двух тысяч грантовых мест выделено на подготовку учителей. Также и в последующие годы будут выделяться гранты на подготовку. Помимо этого, примерно столько же выпускников школ ежегодно поступает на контрактные места. Так что наши вузы готовят достаточно педагогов, чтобы они заняли рабочие места в новых школах.

В 2016 году выпустились 3868 человек, в том числе в группах с кыргызским языком обучения - 2862, с русским языком обучения -1006. По итогам распределения 3099 молодым специалистам персонально выделили рабочие места. В этом году явка составила более 70 процентов.

- У педагогов много дополнительной работы, например, обходить свой участок и проверять, все ли дети посещают школы. Почему учитель не может только учить и сосредоточиться на этом?

- По Закону «Об образовании» за учет детей должны отвечать местные органы власти. Ведь именно они ведут учет семей, в том числе - находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет регистрации могут более успешно, чем школы, отслеживать внутренних мигрантов, и, следовательно, перемещение детей. В реальности же, вы правы, этой работой занят, в основном, педагогический состав общеобразовательных школ.

Правительство уже дважды рассматривало вопросы, связанные с вовлечением в образование детей. По результатам их работы усилена ответственность органов местного самоуправления.

О претензиях родителей

- Много поступает претензий от родителей на учителей и руководство школ? Какие это жалобы? И как учитель может оградить себя от несправедливых нападок?

- Министерство образования находится постоянно в поле зрения общества. Половина населения нашей страны имеет отношение к системе образования. Основная проблема - это жалобы на денежные поборы. Несмотря на то, что на образование выделяется большая часть бюджета, 90 процентов из этого уходит в фонд оплаты труда. Вопросы финансирования директора школ решили с помощью так называемых родительских фондов и объединений. Надо признать, что они оказали и оказывают большую поддержку школам в решении многих проблем, начиная от ремонта и заканчивая покупкой различного оборудования. Я думаю, что недовольство родителей возникает из-за недоработки со стороны руководства школ, из-за недостатка информации. Если родители точно будут знать, на какие цели тратят деньги, наверное, конфликтных ситуаций станет меньше. Сейчас мы думаем, как решить эту проблему. В любом случае, родители должны знать, куда направляется их финансовая поддержка. Министерство финансов в свое время запустило портал «Открытый бюджет». Это очень хороший опыт, который позволяет в режиме on-line видеть все расходы. Можно перенести этот опыт на систему образования. Мне кажется, вопросов будет меньше, если каждый родитель сможет зайти и посмотреть бюджет любой школы, получить ответ, на что расходуются деньги. Еще один не менее важный аспект - это институт попечительства. Закон есть. Надо, чтобы он заработал, потому что это серьезный инструмент, который мог бы помочь в вопросах управления и финансирования школ.

О государственном языке

- Почему столько лет остается проблема изучения кыргызского языка? Нет мотивации у учеников или программы не очень хорошие?

- О программах, учебниках и прочем можно рассуждать бесконечно. Но мне кажется, очень важна мотивация. Кыргызский язык - не только родной для многих, это наш государственный язык. Если говорить о взрослых, сейчас открылось большое количество курсов для изучения языка.

Что касается учащихся, на мой взгляд, проблема кроется больше в дошкольных организациях. 5-7 лет - это наиболее благоприятный возраст для изучения языка. А у нас в Бишкеке процентов 90 детских садов с русским языком обучения. Именно для дошколят нужно максимально создавать языковую среду на родном языке, чтобы потом в школе не переучивать ребенка.

О коррупции

- Систему образования называли одной из наиболее коррумпированных сфер. Это и взятки в вузах, и мзда при приеме в детские сады и школы. Какая сейчас ситуация?

- Коррупция - одна из самых больших проблем для системы образования. Если остановиться на высшем образовании, то там самые уязвимые зоны - это поступление в вузы, сессия и перевод студентов на другие специальности. Но я хотела бы отметить, что министерство еще в прошлом году утвердило минимальный пороговый балл по ОРТ, который позволил решить вопросы коррупции при поступлении. Что касается сессий и переводов, то здесь максимально надо использовать автоматизированную систему и максимально исключить человеческий фактор.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также