Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Происшествия25 декабря 2016 11:30

Штурман упавшего под Сочи самолета Ту-154 пять лет назад был участником спасения "танцующего лайнера"

Александр Петухов был за свой подвиг представлен к награде
Экипаж Ту-154. Подполковник Юрий Родионов (на первом плане), за ним справа налево стоят: подполковник Александр Петухов, штурман корабля, капитан Иван Халяпин, помощник командира корабля, майор Игорь Тарасов, бортовой инженер, майор Александр Тимохин, бортовой инженер по авиаоборудованию

Экипаж Ту-154. Подполковник Юрий Родионов (на первом плане), за ним справа налево стоят: подполковник Александр Петухов, штурман корабля, капитан Иван Халяпин, помощник командира корабля, майор Игорь Тарасов, бортовой инженер, майор Александр Тимохин, бортовой инженер по авиаоборудованию

Фото: Виктор БАРАНЕЦ

Опытный командир разбившегося сегодня под Сочи самолета Александр Петухов в 2011 году смог спасти самолет во время ЧП, которое произошло в подмосковном аэропдроме. 29 апреля того года на подмосковном аэродроме Чкаловский самолет просто "болтался" в воздухе, но его смогла посадить опытная команда, в состав которой входил Александр Петухов.

Тогда соответствующее видео появилось в сети и вызвало большой ажиотаж среди пользователей Интернета. Об этом случае подробно написал наш обозреватель Виктор Баранец:

Штурман рухнувшего над Черным морем Ту-154 подполковник Юрий Петухов уже был героем публикации в «Комсомолке». Это было в 2011 году, когда чуть не случилось другое крушение — тоже Ту-154, но только под Москвой, на аэродроме Чкаловский. И штурманом на той «тушке» тоже был Юрий Петухов.

Тогда в Интернете появилась сенсационный видеоролик: в небе странно и страшно «танцевал» Ту-154. Его полет противоречил всем законам аэродинамики. Был миг, когда казалось, что самолет летит хвостом вперед! Можно было подумать, что экипаж устроил хулиганский цирковой номер. Машина с ревом то устремлялась к земле, то задирала нос в каком-то сумасшедшем танце. Тогда этот самолет назвали «танцующим Ту». Оказалось, что самолет потерял управление, но экипаж его выправил, спас. И был за это награжден, в том числе и подполковник Петухов.

Я тогда решил разыскать героический экипаж. Приехал на Чкаловский. На серой бетонке возле ангара, я и увидел этот самый Ту-154. А летчики, встав в кружок, украдкой курили, пряча в кулак сигареты от ветра и тихо переговариваясь. На их усталых лицах сверкали глаза именинников - может быть, потому, что у них теперь есть второй «день рождения» - когда они спасли себя и самолет.

Командиру корабля удается выровнять машину за несколько секунд до того, как шасси коснутся бетонки

Командиру корабля удается выровнять машину за несколько секунд до того, как шасси коснутся бетонки

- Я бы сказал наоборот, - уточнил командир корабля подполковник Юрий Родионов.

- А какова была цель полета?

- Самолет был на консервации более 10 лет. Стоял на стоянке. Нам надо было перегнать его в Самару на авиаремонтный завод. Перед этим мы совершали его облет, чтобы определить работоспособность всех систем. Все было сделано как положено - идиотов среди нас нет, самоубийц тоже.

- Значит, вы садились в самолет в полной уверенности, что все нормально?

- Да. Если бы он был неисправен, я бы никуда не полетел.

- Что же случилось?

- После взлета появился резкий крен в правую сторону. Я парировал этот крен. Но тогда самолет начало кренить в другую сторону. А продолжался набор высоты.

Плохо управляемый самолет заходит на посадку с креном вправо

Плохо управляемый самолет заходит на посадку с креном вправо

- Не было мысли сесть?

- А куда садиться? Аэродром уже позади, впереди — город. Уже было ясно, что ситуация на борту нештатная. Лайнер стало еще больше раскачивать. Штурман Петухов мне дал рекомендацию: выполнить посадку с обратным курсом. Я согласился.

- А когда был самый опасный момент полета?

- Самый страшный? Когда нас над Щелковом так кидануло и так накренило, что я узнал магазин «Глобус»...

- Вы там часто бываете?

- Да, приходится. После этого все же был выполнен разворот. Мы увидели нашу родную полосу. За нее зацепились. Но болтало нас очень сильно. В успешный исход никто не верил.

- Когда ваша жена узнала о том, что случилось?

- Потом узнала. Каждый раз, когда куда-то улетаю, я звоню жене, говорю: я прилетел. И в тот день я позвонил жене и сказал, что все хорошо.

Счастливый миг посадки

Счастливый миг посадки

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Подполковник Александр ПЕТУХОВ, штурман корабля:

- Когда нас первый раз сильно болтануло, я подумал, что это просто порыв ветра... Когда же стало постоянно болтать, подумал об отказе в системе управления. В такие моменты для штурмана главное - оказать посильную помощь командиру. Потому что одному человеку невозможно охватить всю информацию, которую выдают приборы. Экипаж ведь - это одно целое. Нам удалось перехитрить ненормальное поведение самолета... В тот день мы допоздна пытались понять причины ЧП. Когда пришел домой, семья уже спала...

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Минобороны России обнародовало список тех, кто был на борту разбившегося Ту-154 (подробности)