Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика15 декабря 2016 13:55

Пять бесполезных лет в ВТО

Россия так долго в нее стремилась, но особых дивидендов до сих пор не заработала
По соглашениям с ВТО мы должны облегчить доступ товаров и услуг уже к нам самим. И это, по идее, на пользу российским потребителям – так как снижение ввозных пошлин удешевляет импортные товары.

По соглашениям с ВТО мы должны облегчить доступ товаров и услуг уже к нам самим. И это, по идее, на пользу российским потребителям – так как снижение ввозных пошлин удешевляет импортные товары.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ранним утром 16 декабря 2011 года в одном из московских аэропортов царил ажиотаж. Чартерным рейсом в Женеву летели более сотни переговорщиков, чтобы лично присутствовать на подписании тогдашним министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) в рамках Конференции министров торговли государств-членов глобального торгового клуба.

Столь много помощников Набиуллиной, естественно, не требовалось. Все уже было выверено до последней запятой – необходимые документы были окончательно согласованы еще 10 ноября того же года на последнем заседании Рабочей группы по присоединению России к ВТО в той же Женеве. Сама же группа самораспустилась. Но надо понять стремление всех тех, кто так или иначе участвовал в переговорах, как с секретариатом ВТО, так и с правительствами стран-основателей организации. Слишком долго – почти 18 лет – нас в этот клуб не пускали на порог. Но в итоге мы почти ничего не выиграли. Почему?

Сразу после вступления в ВТО, началась борьба за предоставляемые организацией бонусы. Не зря же вступали?! Первым делом Минэкономразвития занялась разрушением дискриминационных барьеров перед нашими экспортными товарами и услугами. Конечно, это делали и раньше. Но с переменным успехом. В результате до 2012 года российские экспортеры теряли ежегодно более $2 млрд. А сейчас – менее $1 млрд. Казалось бы – вот он несомненый плюс. Но не будем спешить. В масштабах всей экономики - это мизер. В ВТО в основном регулируются условия доступа готовой продукции и услуг. Сырье и так купят.

А какой у нас промышленный экспорт? Так – “семечки”. То ли дело Поднебесная. Ее изделия повалили в США и ЕС, как только ее приняли в ВТО (2001 год). А после того, как с Пекина сняли все последние ограничения спустя 10 лет, девятый вал китайской продукции окончательно залил заокеанские территории. Избранный президент США Дональд Трамп даже пригрозил выйти из ВТО, если китайцы не ограничат добровольно завоз в США дешевой стали, автомомбилей, одежды и гаджетов.

По соглашениям с ВТО мы должны облегчить доступ товаров и услуг уже к нам самим. И это, по идее, на пользу российским потребителям – так как снижение ввозных пошлин удешевляет импортные товары. Например, в 2012 году пошлины по иномаркам доходили до 30%, перед вступлением их снизили до 25%, в этом году – до 20%, а в 2019-ом – должны сразу до 15%. И что, кто-то заметил удешевление иномарок? Правильно. Откуда, когда рубль рухнул в два раза? Тут никакой таможенной либерализации не заметишь.

Почему же мы не получили явных плюсов? Потому что вступили в ВТО слишком поздно. Эта организация переживает худшие времена в своей истории. Первый тревожный звонок прозвучал еще в 2001 году на раунде в Дохе. Тогда образовались два враждебных лагеря: развитые и развивающиеся страны. Первые решительно потребовали не ограничиваться снижением пошлин, а полностью снять все барьеры перед переливами капиталов и услуг. Естественно, у развитиых стран больше возможностей для завоевания новых рынков. В ответ развивающиеся страны, поддержанные Китаем, потребовали ликвидации в ЕС и США сельхозсубсидий, чтобы дать возможность для увеличения экспорта в эти страны продовольствия. Спорят до сих пор.

Потом США и ЕС решили подложить еще одну бомбу замедленнного действия. Начались переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). По сути, Брюссель вместе с Вашигтоном хотели отгородиться от остальных стран-членов ВТО не только таможенными барьерами, но и инвестиционными и регулятивными заборами. Правда, европейцы вовремя спохватились, поняв, что и у них будет не все сладко из-за давления заокенских партнеров. Переговоры приостановлены. Но надолго ли? Осталось надеятся на Трампа, который намерен вернуть на родину разбежавшиеся американские капиталы. Но если ТТИП все таки будет сформирован, подавляющая часть мировой торговли сосредоточится именно там. Для ВТО места не найдется.

И наконец, последний гвоздь в гроб Всемирной торговой организации. Западные страны в 2014 году объявили санкционную войну России. ВТО – не политическая организация, а торговая. Наказывать ее членов можно, но только если третейский суд в Женеве докажет, что страна незаконно ввела заградительные пошлины. Но проблемы Крыма находятся вне пределов компетенции ВТО. Не случайно жалоба России тонет в женевских кабинетах. Та же самая проблема и с российским антисанкциями. Этот случай показал, что ВТО здесь абсолютно бессильна. И теперь резонный вопрос - зачем же она тогда нужна? Дать ответ все сложнее и сложнее.