Глава города рассказал практически обо всех проблемах и о том, как с этим борется его ведомство.
Фото: meria.kg
ПООБЕЩАЛИ АВТОБУСЫ. О СРОКАХ - НИ СЛОВА
Пресс-конференция продолжалась без малого два часа, за это время успели обсудить многие насущные для горожан вопросы. Например, тему общественного транспорта. По словам Албека Ибраимова, сейчас в мэрии прорабатывают концепцию решения этой проблемы. В планы входит не только покупка новых автобусов, хотя это основной пункт, но и улучшение качества дорог в столице.
- Мы рассчитываем купить 600 новых автобусов, которые будут работать на метане. Правда, для них еще надо будет построить специальную заправку, в Бишкеке таких нет. С этим нам поможет «Газпром». Рассматриваем вариант выделения для общественного транспорта отдельной полосы, - рассказал Албек Ибраимов.
Сейчас средняя скорость автобуса - 12 км в час, по выделенной она увеличится до 18, и тогда Бишкеку хватит не 600, а 400 автобусов, уверен Ибраимов. Но когда новые автобусы, хоть 600, хоть 400, прибудут в Бишкек, пока не ясно. Мэр не назвал даже приблизительной даты. Зато в первом квартале 2017 года в столицу прибудут 50 новых троллейбусов. Проблему общественного транспорта это, конечно не решит, но все же лучше, чем ничего.
ШКОЛЫ, ВЫ ГДЕ?
Все или почти все городские проблемы упираются в отсутствие денег. В конце года, когда утверждается бюджет, финансовый вопрос особенно актуален. Деньги нужны на покупку тех же автобусов, строительство дорог и школ, на все, как всегда, не хватает.
Например, в прошлом году правительство так и не перечислило деньги на строительство пяти школ. Дадут ли денег в следующем году – тоже большой вопрос. А тем временем проблема нехватки учебных заведений приобретает все более угрожающие масштабы.
В Бишкеке работает 95 школ, рассчитанных на 75 тысяч учеников, а фактически учатся 137 тысяч школьников. И детей становится все больше, только за этот год их количество увеличилось на 10 тысяч.
- Цифры показывают, что еще немного - и мест в школах просто не хватит на всех. Нужно строить новые общеобразовательные школы.
Кстати, по договоренности с президентом «Газпром Кыргызстан» в 2017 году начнет строительство новой школы на 960 мест.
ДОРОГИЕ МОИ ДОРОГИ
Другая крупная статья расходов - ремонт и строительство новых дорог. В 2016 году на эти цели потратили почти пятьсот пятьдесят миллионов сомов. Но этого мало. Чтобы горожане почувствовали изменения, нужно не снижать темпы строительства. Албек Ибраимов сообщил, что в следующем году «постарается» выделить на строительство дорог еще как минимум 600 млн сомов.
На эти деньги мэрия планирует продолжить улицу Льва Толстого до улицы Чолпон-Атинской. А если, наконец, поступят деньги китайского гранта, то за несколько лет столичные дороги изменятся почти до неузнаваемости. Появятся новые кольцевые развязки, мосты и альтернативные улицы, которые соединят южные и северные части Бишкека.
МУСОРНЫЙ ПОЛИГОН
Подходит к концу эпопея с мусорным полигоном. Громадная свалка на окраине Бишкека давно грозит перерасти в экологическую катастрофу и затопить столицу гниющими отходами. Для решения этой проблемы еще в 2013 году Европейский банк реконструкции и развития одобрил кредит в 11 млн евро и вдобавок согласился дать еще 11 млн евро, которые не надо будет возвращать. Но начать работу у мэрии никак не получалось, то одно мешало, то другое.
- Мы уже провели тендер, буквально через недели две будет известно, кто и когда начнет строительство, - поделился радостной новостью Албек Ибраимов. – Думаю, в следующем году работы начнутся.
На новом полигоне будет современная система сортировки мусора, а вот мусороперерабатывающего завода в Бишкеке все-таки не будет. Хотя разговоров об этом было много, но в конце концов идея провалилась.
- Инвесторы не хотят строить завод, потому что это нерентабельно. Экономическая заинтересованность появится, если электроэнергия будет стоить 7 центов (около 5 сомов), - поделился Албек Ибраимов.
ВСЕ, ЧТО ПАДАЕТ НА ГОЛОВУ
- Деревья падают не только в Бишкеке, но и в Нью-Йорке, - успокоил бишкекчан градоначальник.
Хотя бы в этом Бишкек не отстает от продвинутых городов и даже опережает их. Потому что у нас падают не только деревья, но и крыши автостоянок и рынков. В первые снежные дни на дорогие иномарки обрушилась металлическая конструкция навеса над автостоянкой. Повезло, что в машинах не было людей и никто не пострадал. В следующий раз не пронесло.
На рынке «Алканов», который находится на Дордое, в разгар рабочего дня упала крыша. Людей из-под завалов доставали очевидцы, двое пострадавших оказались в реанимации, еще одна женщина впала в кому. Но за произошедшее ЧП жестких мер не последовало, мэрия погрозила пальчиком администрации рынка и отпустила восвояси.
- Мы вынесли предписание устранить нарушения, руководству вынесено предупреждение, - добавил мэр.
ДО СВИДАНИЯ, МЭР?
Возможно, прошедшая пресс-конференция была последней, где Албек Ибраимов присутствовал в качестве мэра Бишкека. В воскресенье город изберет следующий созыв депутатов местного кенеша, они должны будут избрать нового градоначальника или переизбрать Ибраимова.
О своей готовности уступить кресло Ибраимов заявлял еще летом, подтвердил он это и сегодня.
- Любой, кто придет на место мэра, уже будет иметь системный подход, - сказал он, подводя итоги своей работы.
О том, будет ли он выдвигать свою кандидатуру, Ибраимов промолчал. Зато прокомментировал свои президентские амбиции:
- Я не думал об этом. И без меня кандидатов хватает, - отмахнулся от вопроса журналиста мэр.