Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное24 ноября 2016 4:00

Учитель вокала Светланы Назаренко: Раньше она пела лучше, чем сейчас

Рафаил Сарлыков - лучший учитель вокала в Кыргызстане. Это он разглядел в маленькой девочке Свете будущую звезду «Города 312» Аю. Жылдыз Осмоналиева, Актан Исабаев и многие другие - тоже его воспитанники
Учитель для своих воспитанников - безусловный авторитет. Именно он может разглядеть в начинающем исполнителе будущую звезду эстрады или даже большой сцены.

Учитель для своих воспитанников - безусловный авторитет. Именно он может разглядеть в начинающем исполнителе будущую звезду эстрады или даже большой сцены.

Фото: из архива героя публикации

Условия успеха - одаренность, харизма и труд

У Рафаила Сарлыкова что не ученик, то обязательно звезда. Говорит, это не его заслуга, своим воспитанникам наоборот внушает: певец не должен быть звездой. Возможно, в этом и есть секрет успеха - не гоняться за славой, а ежедневно работать над собой?

В субботний день, когда весь город заметало снегом, мы встретились с Рафаилом Тагайбековичем в его кабинете в консерватории. В это время он как раз заканчивал урок с учеником. Разумеется, звездным - режиссер Эрнест Абдыжапаров старательно выводил подмосковные вечера и выслушивал все замечания.

- Эрнест Алмасбекович решил сменить профессию и стать певцом? - интересуюсь у маэстро, когда урок был окончен и заслуженный деятель культуры ушел восвояси.

- Нет. Эрнест Абдыжапаров решил получить второе образование. В этом году уже заканчивает. Он очень одаренный человек, очень музыкальный, сочиняет стихи и музыку, влюблен в джаз. Не часто встречаются такие талантливые люди. Музыкальное образование ему нужно, чтобы знать, какую лучше музыку подобрать, как лучше спеть. В целом, у него все получается. Но я, конечно, делаю замечания.

- А вообще люди часто приходят учиться вокалу в старшем возрасте?

- Бывает, но мы берем с образованием, по крайней мере, нужна база детской музыкальной школы. Часто приходит молодежь, особенно подростки. У них возраст такой, им хочется заявить о себе. Они приходят ко мне без голоса, без слуха, без музыкальных данных, и хотят петь. Приходится отказывать. Хотя встречаются дарования. Образования нет, но есть громадный природный талант и практика. Это большая редкость, даже в мире, не говоря о Кыргызстане. Много было «Битлз» в истории?

Но почему-то все считают, что именно они самородки. Особенно родители. Ребенок только издал какой-то неопределенный звук, а они уже бегут делать из него звезду.

- Как вы оцениваете уровень отечественной эстрады, и есть ли вообще в Кыргызстане шоу-бизнес?

- Какой-никакой есть. Уважаемые люди, например, Ырыскелди Осмонкулов, говорят, что у нас шоу-бизнеса нет, я его понимаю. Он имеет в виду, нет качественного шоу-бизнеса. Конечно, мы не можем сравниться с Казахстаном или Узбекистаном. Но Света Назаренко вышла из нашего шоу-бизнеса, если бы его не было, то и ее бы не было. И сейчас есть отдельные исполнители, которые соответствуют уровню исполнителей СНГ, однако большинство певцов не имеют голоса и вокальной школы. Хотя, чтобы стать звездой, образование не главное. Оно есть у многих, а популярны единицы. Нужна внутренняя одаренность, харизма. Но и без образования никуда. Заниматься нужно с детства.

- Бывает, что приводят ребенка, а слуха совсем нет, как говорится, медведь на ухо наступил?

- Музыкальный слух не делится четко на плюс и минус. Там большая градация от нуля и до бесконечности. Нельзя просто сказать: «У тебя слух есть» или «Нет слуха». Хотя, конечно, встречаются дети, у которых совсем нет чувства ритма, памяти, способностей. Значит, у них талант в чем-то другом. Но такое бывает редко. Даже когда совсем слабый музыкальный слух, если родители хотят, чтобы ребенок вырос гармонично развитой личностью, нужно записывать его в музыкальную школу и пусть занимается. Со временем слух станет сильнее.

«Ая может петь все!»

- Я не могу не спросить о солистке группы «Город 312» Ае, нашей Светлане Назаренко. Знаю, вы до сих пор близко общаетесь. Вспоминаете о былых днях, когда встречаетесь? Есть какая-нибудь история?

- Историй много, но я хотел бы сказать то, о чем большинство не знает. Света уже здесь была очень профессиональной певицей. И тогда находились умники, которые говорили, что она «какая-то никакая». Тогда это было модное словечко.

- Что теперь они говорят?

- Я не ставил их к стенке. Думаю, жизнь все расставила по своим местам. Интересно другое - тогда Света пела лучше, чем сейчас. Она пела в манере классической эстрады, все звуки были правильными, чистыми. А ее фальцетная линия - уникальная и очень редкая даже в мире! В СНГ она была лучшей. Потом попала в машину российского шоу-бизнеса. Там продюсеры сразу поставили жесткие условия: в какой манере нужно петь, какие песни сочинять и как их преподносить публике. Я ее за это не осуждаю. Она нашла себя. Но она остается универсальной артисткой, она может петь все. Любые жанры, любые песни. Еще когда она участвовала в ансамбле «Аракет», она знала все партии. Если кто-то заболел, кого-то я выгнал или сам ушел, она становилась на его место. И Жылдыз Осмоналиева такая же. Они перепахали огромный материал, зато теперь могут петь все.

«Я просоветский человек. Высовываться не люблю»

- 29 ноября в филармонии пройдет ваш творческий вечер. В вашей карьере он первый, хотя вы заслуженный артист, прекрасный певец. Почему так получилось?

- Я не люблю высовываться. Все это задумали девчонки (Светлана Назаренко и Жылдыз Осмоналиева - прим. Авт.). Я им сразу сказал: «Имейте в виду, я палец о палец не ударю». Не хочу ничего делать для этого концерта. Потому что делать что-то о себе - это как-то не по-нашему, не по-советски. Я - просоветский человек. Они согласились. Но нет-нет все-равно втягивают меня в процесс. Работы много, приходится иногда помогать. Жылдыз и Света координируют все из Москвы. А здесь организацией занимается Токтогул Рысалиев. Они втроем это и затеяли. Приятно, конечно. Не потому, что мой творческий вечер. Самое ценное - ученики меня помнят, стараются сделать что-то для меня, порадовать как-то.

- Какие у вас планы на будущее?

- Пока главная цель - провести творческий вечер. У меня тоже есть своя задача. Я же понимаю, что у девчонок ностальгия, они хотят попеть те песни, которые мы раньше пели. Так вот, я хочу, чтобы они получили удовольствие, получили радость от процесса.