Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика7 ноября 2016 16:40

Россия будет диктовать цены на свою нефть?

Отечественную марку Urals представили в Лондоне
В России давно говорили о необходимости своего нефтяного эталона

В России давно говорили о необходимости своего нефтяного эталона

Фото: REUTERS

Нефть снова дешевеет. В понедельник за баррель "черного золота" (это бочка объемом 147 литров) давали меньше $46. Хотя еще недавно он стоил больше $50. А если вспомнить рубеж 2013 - 2014 годов, тогда стабильно было больше $110. Ну а в июле 2008 года - и вовсе $143.

Эти цифры - лишь очередное подтверждение того, что нам нужны новые источники дохода. Тем более что неприятные последствия - налицо. Рубль, тесно завязанный на нефтецены, упал вдвое. Экономика до сих пор в кризисе: в прошлом году ВВП рухнул на 3,7%, бюджет - в жестком дефиците. Инфляция же, наоборот, продолжает расти, хотя и медленнее, чем в прошлом году. Приходится экономить буквально на всем, так как разрыв между доходами и расходами казны в будущем году может достичь 3 трлн. рублей. В Минфине уже предупредили, что таких денег в Резервном фонде нет, а значит распечатают Фонд национального благосостояния. Такими темпами к 2019 году у нас совсем не останется стратегических резервов.

Проблема в том, что новые источники дохода быстро не найти. А деньги нужны сейчас. Страны ОПЕК, кстати, главные виновники обрушения цен на нефть, вроде бы готовы поменять политику и договориться об ограничении добычи. Все ждут, что такое решение объявят в Вене 30 ноября. Россия готова поддержать арабских шейхов.

Если удастся договориться, нефть может подняться и до $60. Выше - вряд ли. Но и это хоть какое, но все же спасение для бюджета.

Примечательно, что мы столько лет торгуем своей нефтью на мировом рынке, а до сих пор не имели собственного эталона (технический термин, отражающий основные характеристики нефти - содержание серы, например). То есть нефть у нас есть, и мы ее даже продаем за рубеж, но на бирже она не котируется. Как правило, если мы подсчитываем свои потери или барыши, во главу угла ставится так называемый Brent - североморский «коктейль», поставляемый британскими и норвежскими компаниями и, соответственно, торгуемый в Лондоне. Для нашей нефти - это эталон, а значит российский сорт Urals теряет на каждой бочке по два-три доллара. Биржевой торговли нашим "черным золотом" нет - заключаются только прямые контракты. Получается, мы проигрываем дважды: сначала на глобальном снижении цен, а затем еще и на дисконте к Brent.

В России давно говорили о необходимости своего нефтяного эталона. Но раньше высокая цена покрывала любые издержки. А сейчас лучше не шиковать. В понедельник в Лондоне представители профильных ведомств, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи и крупнейших нефтекомпаний презентовали проект выхода на мировой рынок нового глобального эталона - Urals. Механизм следующий: российский эталон будет котироваться исключительно на СпбМТСБ, а вывозиться через порт Приморск в Финском заливе.

Правда, независимые эксперты предупреждают, что ожидать немедленного эффекта - подорожания российской бочки минимум на 2-3 доллара - сразу не стоит. Сначала нужно наладить ежегодные поставки по этой схеме не менее 30 млн. тонн нефти в год, при этом высокого качества. Но со временем, когда российский эталон признают на глобальном рынке, вполне можно ожидать дополнительной выручки в 400-500 млн. долларов в год (экспорт нефти у нас достигает почти 200 млн. тонн). Не так много. Но лиха беда начало.