Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество26 октября 2016 4:00

Айбек Калиев: «Наши дела в энергетике, как езда на «Жигули» - все время что-то ломается»

Корреспондент «Комсомолки» в поисках ответа на актуальные вопросы об энергосекторе отправился к председателю Национального энергетического холдинга
Глава Нацэнергохолдинга Айбек Калиев: «Хотелось бы, конечно, чтобы все одноминутно поменялось в лучшую сторону, но из-за нехватки денег мы вынуждены точечно ремонтировать оборудование».

Глава Нацэнергохолдинга Айбек Калиев: «Хотелось бы, конечно, чтобы все одноминутно поменялось в лучшую сторону, но из-за нехватки денег мы вынуждены точечно ремонтировать оборудование».

Фото: Национальный энергохолдинг КР

ПОНЯТЬ И ПЕРЕТЕРПЕТЬ

Один из молодых топ-менеджеров республики встретил нас в своем кабинете. Совсем недавно ему исполнилось 33, а первую высокую должность - заместителя министра энергетики - он получил, когда ему не было и тридцати. Сейчас возглавляет холдинг, в который входят более десяти компаний. Если ТЭЦ перестанет работать, а в домах станет темно, спрашивать нужно будет с него. Пока ничего подобного не случилось, мы решили выяснить, как хорошо позаботились энергетики о качестве отопительного сезона.

- Айбек Рыспекович, зима в этом году пришла рано. Как энергокомпании справляются с энергообеспечением населения и справляются ли?

- Мы хорошо подготовились к отопительному периоду, достаточно запасов топлива на ТЭЦ города Бишкека, объем воды в Токтогульском водохранилище достиг уровня докризисных лет. Кроме того, проведена работа по ремонту оборудования. Хотелось бы, конечно, чтобы все одноминутно поменялось в лучшую сторону, но из-за нехватки денег мы вынуждены точечно ремонтировать оборудование. По-хорошему, его надо менять полностью.

- Люди жалуются на ежедневные отключения электроэнергии. С чем это связано?

- Это технические неполадки, к ним нужно относиться с пониманием. Мы ремонтируем оборудование. Если сегодня не будем отключать на 2-3 часа в день, завтра вообще останемся без света.

- То есть отключения электроэнергии в любом случае будут и их не избежать?

- Это фактор, который присутствует постоянно. Есть два типа отключений - ремонтные и аварийные. Сейчас как раз люди жалуются на отключения, связанные с ремонтом оборудования. Традиционно подготовка к зиме продолжается до 1 ноября. В этом году похолодало рано, но, несмотря на сложные погодные условия, мы продолжаем работать. К назначенному сроку завершим ремонт. Людям нужно просто пару дней перетерпеть, чтобы зимой такого не было.

КАК ЗАВЕСТИ ЭНЕРГЕТИКУ

- Аварийные отключения - тоже не редкость…

- Здесь мы ничего поделать не можем. Их действительно немало. Виной тому - старое оборудование и погодные условия. Деревья еще не сбросили листву, но уже выпал снег, ветки ломаются, рвут провода. Много форс-мажоров происходит как раз из-за падающих деревьев, которые сгнили изнутри. Из-за этого терпим большие убытки, а населению приходится сидеть без света.

- Вы уже несколько раз упомянули о старом оборудовании. Обычно энергетики об этом говорят, когда хотят сказать о повышении тарифов. У вас есть расчеты, при каких тарифах энергетика будет развиваться?

- Конечно. У нас разработано три сценария. Первый - просто жить и поддерживать штаны, постепенно откатываясь назад. Так будет, если мы оставим сегодняшние тарифы, при которых не получается ничего строить и вкладывать в развитие. Наше положение можно сравнить с ездой на ВАЗ 2106. Он ломается, мы вытаскиваем болт из глушителя и прикручиваем кое-как к карбюратору, просто чтобы хоть как-то ехать дальше. Если хотим чуть-чуть вкладывать в энергетику, тогда тариф должен быть больше двух сомов для всех, это позволит нам что-то сделать, например, поменять одно колесо у нашего ВАЗа. А чтобы нормально развиваться, цены на электроэнергию нужно повысить до четырех сомов. Я не знаю, хорошо или плохо то, что у нас самый дешевый тариф.

- Просто мы по разную сторону баррикад, вы хотите увеличить тарифы, население хочет оставить существующие, а еще лучше - снизить их.

- Но мы гробим отрасль энергетики! Рассказываем иностранным бизнесменам: «Приходите к нам работать, у нас низкие тарифы». А на самом деле позволяем им зарабатывать, уничтожая целую отрасль. Если не хотим потерять энергетику, мы должны поэтапно повышать тарифы. Давайте посмотрим на инфляцию: насколько подорожали мука, мясо, бензин? Из-за того, что литр бензина продается за 39 сомов, а когда-то стоил семь, никто ведь не возмущается. Или за сотовую связь в среднем семья платит больше тысячи сомов в месяц и не переживает по этому поводу. Не злятся, что интернет дорогой. Электроэнергия важнее, чем интернет, и нужно справедливо к этому подходить.

- Без интернета и сотовой связи прожить можно, а вот без света и тепла труднее. Многие готовят еду на электричестве. Не могут же люди голодать, пока пенсию не получат, допустим. Но, по вашему настроению, очевидно, повышения тарифов в следующем году не избежать?

- Это не в моих полномочиях - решать. Но мы, как компания, заинтересованы в том, чтобы отрасль развивалась. Мы даже не говорим о прибыли, о дивидендах. Мы говорим о том, чтобы энергосектор мог работать в будущем. А для утверждения тарифов есть уполномоченный госорган, он и должен поставить точку в этом вопросе.

БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ НИКАК

- Получается, что все энергокомпании убыточные?

- Да. Ежегодно мы устанавливаем тарифы с отрицательным сальдо. В этом году дефицит - 8,1 миллиард сомов. То есть при расходах в 24 миллиарда наши доходы составляют всего 16 млрд сомов.

- А повысить доходы, сократив энергопотери? Каждый год в никуда списывают миллиарды сомов.

- Есть динамика сокращений энергопотерь. Раньше и по 40 процентов в год списывали. Сегодня общие потери у нас составляют около 13 процентов. Чтобы еще их снизить, нужно вкладывать деньги. Вернемся к нашему «Жигули» 76 года, мы хотим, чтобы он потреблял 10 литров. Это возможно, но нужно перебрать мотор, сделать «ходовку». И все равно у машины есть предел. И я могу заверить, что сейчас мы придем к какому-то уровню потерь и остановимся. Система эффективнее работать уже не сможет, необходимы вложения. Сейчас в энергетике есть непонятный дисбаланс.

- Какие проекты планируется реализовать?

- Их несколько. Реабилитация ТЭЦ завершена на 65 процентов, в следующем году все закончим. Начинается очень сложный проект по реабилитации Токтогульской ГЭС. Мы должны будем вести ремонтные работы, не останавливая выработку электроэнергии. В следующем году планируем начать строительство Камбар-Ата-2, завершится оно к 2020 году.

- Кстати, о Токтогулке, уже почти вошло в традицию, что каждую зиму она ломается. Такая история повторялась два года подряд. Что будет в этом году?

- Хорошо, если бы мы могли все знать и спрогнозировать, но там устаревшее оборудование. Мы тоже хотим, чтобы она работала, для нас это важный показатель эффективности. С учетом прошлогодних недостатков летом провели ремонтные работы, но надо потерпеть. Все, что могу сказать: мы стараемся, чтобы Токтогулка работала.