Кыргызстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное5 октября 2016 4:00

Что мне «ВАЗ», что «КамАЗ»: Как проходили отбор на «Кумтор»

В иссыккульском городе Балыкчи завершился третий решающий этап отбора кандидатов на открывшиеся в «Кумтор Голд Компани» вакансии «водитель самосвала»
Управлять такой габаритной техникой в сложных климатических условиях непросто. Поэтому и требования к кандидатам особые.

Управлять такой габаритной техникой в сложных климатических условиях непросто. Поэтому и требования к кандидатам особые.

Фото: Влад УШАКОВ

Безопасность в руках водителя

Вы когда-нибудь видели, что собой представляет карьерный самосвал? С высоты птичьего полета, в спиралевидном карьере он выглядит как игрушечная машинка. Вблизи это махина весом в 130 тонн, высотой более шести метров, с диаметром колеса в три метра и ежесуточно «кушающая» две тонны топлива. Излишне объяснять, что для управления такой спецтехникой, да еще и в суровых условиях высокогорья, требуются особые навыки, опыт и предельно ответственное отношение к делу. Первые два условия - это минимальные требования к соискателям, для которых в «Кумтор Голд Компани» в этом году открылось 40 вакансий «водитель Катерпиллера». Относительно третьего пункта, жирный плюс в анкете, если кандидат занимался пассажирскими перевозками, что априори предполагает: у водителя должно быть обострено чувство ответственности за безопасность и здоровье пассажиров. А значит, и к сложной работе на высоте он будет относиться очень серьезно и ответственно.

Печальная статистика аварий с участием маршруток в наших бишкекских реалиях, к сожалению, показывает прямо противоположное - то, что должно быть обострено, почему-то атрофировано. В истории с перевернувшимся микроавтобусом, когда пострадали девять человек, роковую роль сыграла еще и неопытность водителя. Быстро выяснилось, что стаж вождения у него всего два года, тогда как категория «D», позволяющая перевозить пассажиров, выдается только тем, кто за баранкой непрерывных четыре года. По-хорошему бы взять и проверить всех без исключения. Чтобы перестали калечить людей. А потом дружно - на переэкзаменовку. Но только так, как экзаменуют на «Кумторе». Беспристрастно, тщательно и строго. Корреспондент «КП» побывал на экзамене по вождению и еще раз убедился в том, чего не хватает нашим автошколам, налево и направо выдающим права: одним - квалификации, другим - принципиальности, а кому-то и совести...

Равные шансы для всех

Вице-президент по управлению рисками, соблюдению нормативной базы и устойчивому развитию «Кумтор Голд Компани» Родни Ступарик в процессе отбора кандидатов играет роль наблюдателя от компании.

- Мы с советником отдела обучения и развития персонала Норманом Бобоселом здесь для того, чтобы исключить факты коррупции, не допустить дачу взятки. Если кто-то у кого-то просит деньги за обещание устроить на «Кумтор», люди могут подойти к нам и напрямую заявить об этом. Здесь такой фокус не пройдет. Все предельно открыто и прозрачно, - объясняет он.

На вакансию «водитель карьерного самосвала» в июле подали резюме 1200 человек из города Балыкчи, Тонского и Джети-Огузского районов Иссык-Кульской области, где был объявлен конкурс. На втором этапе руководство компании обратилось к главам райадминистраций с просьбой предоставить по одному общественному наблюдателю от каждого района, которые затем вошли в состав спецкомиссии по отбору кандидатов. Уже в их присутствии из 1200 анкет выбрали 200. Приоритет, в том числе, отдавался тем, у кого тяжелое финансовое положение.

- Моя задача - следить за тем, чтобы все было честно, - депутат Кун-Чыгышского айыл-окмоту Тонского района и по совместительству член экзаменационной комиссии Фархат Карымшаков соискателей знает как облупленных. Всего из Тонского района поступило 700 анкет. После тщательного отбора осталось только 73 (в ряды кандидатов затесались даже такие, у кого есть собственный бизнес). Потом отсеяли еще четверых. - Политика канадской компании такова, что в каждой отдельно взятой семье работать на золоторудном предприятии может только один человек. Учитывая сложное экономическое положение жителей региона, считаю, что это правильно. Другим тоже нужно дать шанс устроить свою жизнь, кормить и содержать многодетную семью и родню.

Какими же качествами должен обладать кандидат на должность водителя самосвала? Компания ищет высококвалифицированных, психологически устойчивых сотрудников, потому что работа в условиях высокогорья предполагает много рисков, требует внимательности и опыта. При отборе учитывалось возрастное ограничение от 25 до 45 лет - на руднике нужны выдержка, сила и безупречное здоровье. Водительский стаж - не менее пяти лет - и, как уже было сказано, умение управлять большегрузной техникой. На третьем этапе конкурса соискатели должны были успешно пройти собеседование, ответив на вопросы комиссии, в том числе по технической части. А после - безупречно сдать тест на вождение.

Даже небольшой перерыв в практике дает о себе знать. Шероховатости в управлении грузовиком и ошибки на экзамене были у многих.

Даже небольшой перерыв в практике дает о себе знать. Шероховатости в управлении грузовиком и ошибки на экзамене были у многих.

Фото: Эрмек КОЗУБЕКОВ

Балыкчинские рулят

- Задача простая. Выехать из одного условного бокса, обозначенного оранжевыми конусами, и заехать в другой бокс, после чего задним ходом, под прямым углом, заехать в импровизированный гараж.

Мы находимся на площадке неподалеку от перевалочной базы «Кумтора» в Балыкчи, где проверяют навыки вождения грузовика у соискателей, успешно миновавших первые два этапа конкурса и прошедших собеседование. Инструктор производственного обучения Тарас Жириль объясняет очередному экзаменуемому, что нужно делать. Остальные, переминаясь с ноги на ногу неподалеку, ждут своей очереди. Волнуются все. Даже те, кто уверен в себе на все сто.

В экзаменационные листы аккуратно вписываются данные: фамилия, имя, возраст, стаж вождения. Беспристрастные инструкторы Тарас Жириль, Виктор Дорофеев и советник отдела обучения и развития персонала компании «Кумтор» Норман Бобосел оценивают водительское мастерство по нескольким категориям. Как провел предстартовую проверку, как тронулся с места, как двигается и пользуется зеркалами, знает ли все приборы на панели грузовика, умеет ли заезжать в гараж задним ходом - напротив каждого задания выставляется оценка. Самый высокий балл - четыре.

Инструкторы Тарас Жириль и Виктор Дорофеев оценивают водительское мастерство кандидатов. Строго, но справедливо.

Инструкторы Тарас Жириль и Виктор Дорофеев оценивают водительское мастерство кандидатов. Строго, но справедливо.

Фото: Эрмек КОЗУБЕКОВ

- Большегрузную технику водил? Какую? Когда за баранкой сидел последний раз? - об этом спрашивают всех. - Осмотрим состояние машины - и вперед!

Один из инструкторов садится со «студентом» в кабину. Второй комментирует со стороны.

- Для профессионального водителя задача несложная, но если опыта не хватает, сразу допускают ошибки, - объясняет Тарас Жириль. На «Кумторе» он работает без малого 19 лет, последние три года - в учебном отделе компании в Караколе. Так что в профессионализме мастера сомневаться не приходится. - С места нормально тронулся... Был небольшой рывок при переключении передачи с первой на вторую. Но остановку произвел мягко... И заднюю стенку импровизированного бокса не развалил... Заезжать в гараж под прямым углом, причем со стороны, противоположной от водительского сидения, конечно, непросто. Водитель должен ориентироваться только по зеркалам, ведь выглянув из кабины, он ничего не увидит...

И вот досада! Не рассчитав расстояние, молодой человек за рулем наезжает на конус. Грубая ошибка, за которую снимут пару баллов.

- Вчера практический тест сдавали балыкчинцы, парни высоко подняли планку. Балыкчи, как ни крути, транспортный узел, здесь много хороших водителей. А сегодня держит экзамен Тонский район - он немного слабее, - подытоживает экзаменатор.

На третьем этапе отбора соискатели прошли собеседование. Перед членами комиссии стояла задача разглядеть и личные, и профессиональные качества претендента.

На третьем этапе отбора соискатели прошли собеседование. Перед членами комиссии стояла задача разглядеть и личные, и профессиональные качества претендента.

Фото: Эрмек КОЗУБЕКОВ

Не условности, а условия

Кто же эти ребята, мечтающие стать частью большой команды? Многие из них уже имели дело с «Кумтором», трудились в подрядной организации и потому не понаслышке знают о размере заработной платы и условиях труда. Руслан Аликов, например, остался без работы, попал под сокращение. «Так я за семь лет сотрудничества привык работать с «Кумтором», стабильность и хорошая зарплата - о чем еще можно мечтать?» - рассуждает он. А вот Улан Аделханов пока трудится в Джалал-Абаде. Далеко... Но что делать, если на малой родине работы нет.

- «Кумтор» - это международная компания с высокой заработной платой и достойными условиями труда. У меня есть друзья, которые устроились сюда, хорошо живут, всем довольны. Очень надеюсь, что тоже успешно пройду конкурсный отбор, - не теряет надежды Улан.

Переживать есть из-за чего. Из 200 соискателей комиссия в итоге выберет только 40. Но провалившим тест не стоит отчаиваться - они смогут попытать счастья уже в следующем году - в 2017-м компания планирует набрать еще 80 человек...

И уж совсем неожиданным стало признание Улана Болотова из тонского села Торт-Куль. На вопрос, почему он хочет работать на «Кумторе», мужчина неожиданно заявил: «Доказать хочу, что устраиваются в компанию не по блату, не благодаря каким-то связям и уж точно не за деньги, а в честном конкурсе, где единственным проходным «баллом» могут быть только твои знания».

Имена счастливчиков, которые успешно минуют все три этапа, станут известны уже в конце этой недели, после чего их проверят по линии МВД - доступ на стратегический объект людям с судимостью закрыт - и в кабинете медиков - к суровому климату и дефициту кислорода может адаптироваться только здоровый организм.

Но и после этого они не сразу приступят к своим должностным обязанностям. Прежде - месячный тренинг вождения большегрузных машин. Выходить в первые рейсы новички будут под бдительным оком инструкторов горного дела и только когда покажут отличную подготовку, самостоятельно заступят на смену. Вопросы личной безопасности и безопасности окружающих - золотое правило «Кумтора».