Кыргызстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество27 сентября 2016 11:00

Сложная задачка: Где взять 4,5 млрд сомов для тяжелобольных пациентов?

У Минфина нет денег на покупку жизненно важных лекарств. Подробности сложившейся ситуации рассказали на пресс-конференции представители общественных организаций
Без финансирования остались такие статьи расходов, как покупка химиопрепаратов для онкобольных, лекарства для лечения людей с ВИЧ.

Без финансирования остались такие статьи расходов, как покупка химиопрепаратов для онкобольных, лекарства для лечения людей с ВИЧ.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Дайте денег, умираю!

- В Министерстве финансов нам сказали: денег нет! Никаких объяснений, никаких подробностей, - сетует председатель ассоциации программ снижения вреда «Партнерская сеть» Айбар Султангазиев.

Речь о 4,5 миллиарда сомов, которые в 2017 году недополучит система здравоохранения. Большую часть этих денег должны были направить на покупку жизненно важных лекарств.

- Согласно правительственным постановлениям, на здравоохранение государство обязано выделять не менее 13 процентов от общего бюджета страны. В следующем году сумма должна была составить 19,5 миллиарда сомов. Фактически же Минфин готов выплатить лишь 15 миллиардов, - продолжил Султангазиев.

Без финансирования остались такие статьи расходов, как покупка химиопрепаратов для онкобольных, лекарства для лечения людей с ВИЧ. Под сокращение могут попасть препараты от диабета и туберкулеза. В следующем году кто-то так и не дождется гемодиализа, не стоит надеяться на помощь от государства и людям с трансплантированными органами.

Бьют тревогу не только простые кыргызстанцы, но и Минздрав. Медики направили в Минфин письмо, где просили увеличить финансирование на 709 миллионов сомов. Требовать положенные 4,5 миллиарда не стали - все равно не дадут. Но в ответ тишина, финансисты ссылаются на нехватку бюджетных средств.

- На лечение детской онкологии выдали всего 3,5 миллиона сомов. Этого едва на месяц хватит! А ведь практика показывает, что при своевременном лечении дети с онкологией в 90 процентах случаев выздоравливают. Диабет и туберкулез - тоже давно не смертельный приговор. Но если не лечить эти болезни, игнорировать их, это приведет к катастрофе, - считает представитель ОФ «Эргене» Таалайгуль Сабырбекова.

Выход найден

Хотя ситуация сложная и надеяться на ее благополучный исход пока не приходится, общественные организации предлагают альтернативные пути решения проблемы.

- Закупать лекарства лучше напрямую у завода-изготовителя. Цены там в 3-4 раза дешевле, чем на местном рынке, - уверен Султангазиев.

Но реализовать предложение, как выяснилось, не так-то просто. В настоящее время для закупки препаратов Минздрав объявляет тендер. Как правило, участвуют в нем местные фармакологические компании, которые не производят лекарства, а только импортируют их из других стран. Иными словами, Министерство здравоохранения пользуется услугами посредников, отдавая им деньги, в которых катастрофически нуждаются больные люди.

Гражданский сектор не первый раз выступает с инициативой прямых закупок. Но каждый раз сталкивается с трудностями.

- Если Минздрав будет самостоятельно выходить на заводы-изготовители лекарств, то местные фармкомпании потеряют деньги от государственных заказов. Они этого не хотят и используют любые доступные средства, чтобы все оставалось как есть. Много лет идет серьезная подковерная борьба, - делится своим мнением Айбар Султангазиев.

Вся проблема упирается в отсутствие денег в бюджете республики. Но действительно ли денег нет? Например, в парламенте потратят 160 миллионов сомов на реализацию программы «Выражение интересов и воли народа через представительную функцию Жогорку Кенеша». Хотя, по логике вещей, выражать волю народа - основная функция депутата, затем он и пришел в парламент. Платить ему за это дополнительные деньги совсем не логично.