Кыргызстан
+17°
Boom metrics
Сегодня:
Общество26 сентября 2016 6:00

Как строят дороги в Кыргызстане: надежды и разочарования

Впервые за много лет страна не в кредит, а за свои деньги построила две дороги
Бюджету проект обошелся в 753 миллиона сомов.

Бюджету проект обошелся в 753 миллиона сомов.

Фото: gov.kg

Работа над ошибками

Первая соединила Бишкек и аэропорт «Манас», вторая проходит вокруг озера Иссык-Куль. Событие, безусловно, позитивное и радостное. Правда, без скандалов не обошлось.

Автодорога Бишкек-аэропорт «Манас» - визитная карточка Кыргызстана. Именно ее первым делом видит любой иностранец, попадая в республику. Будь то президент или простой студент, первое впечатление часто становится решающим. Поэтому строительство трассы из аэропорта в столицу стало крайне важным вопросом.

Первые сомнения в добросовестности подрядчика возникли летом, когда Госэкотехинспекция выяснила, что строительство дороги происходит без архитектурно-строительного надзора. Общественность опасалась: какая дорога получится, если за рабочими никто толком не следит? Опасения подтвердились в августе, когда работа уже подходила к концу. Трасса вышла чуть-чуть лучше колеи где-нибудь в райцентре. Ну, а назвать ее правительственной магистралью и вовсе язык не поворачивается.

Премьер-министр Сооронбай Жээнбеков лично осмотрел дорожное безобразие, опечалился и сделал выговор министру транспорта и коммуникации Замирбеку Айдарову. Выполненную работу у подрядчика «Технотоп» в итоге не приняли и приказали за свой счет переделать дорогу. По данным Минтранса, на исправление своих «художеств» у компании есть год, а обойдется ей это в 20 миллионов сомов. И поделом! Бюджету проект стоил дороже - 753 млн.

Претензия на претензии

В строительстве дороги, кроме ООО «Технотоп», принимали участие еще две компании: «Грант-Старт» и «Мостдорстрой». Судя по материалам из открытых источников, с этими компаниями правительственные структуры ранее уже имели дело. И далеко не всегда сотрудничество было успешным.

Так, в 2015 году генпрокуратура выявила, что «Грант-Старт» и мэрия Бишкека завысили на полмиллиона сомов стоимость дорог в столице. С компанией «Технотоп» Управление капстроительства мэрии и вовсе судилось из-за тротуаров в одном из жилмассивов Бишкека. Дорожниками также были недовольны в местном филиале российского «Быт Сервис Плюс». Последние выполняют строительные и ремонтные работы в военном городке Канта. «Технотоп» были наняты в качестве субподрядчика, но выполнили свою работу некачественно. Спор двух компаний дошел до арбитражного суда в Москве. Примеры с неудачными работами компании можно еще продолжить.

Интересной информацией на заседании фракции «Онугуу прогресс» поделился депутат парламента Жунус уулу Алтынбек. По его словам, «Технотоп» при строительстве дороги Бишкек-аэропорт «Манас» закупала асфальт по 200 долларов за тонну. Цена, мягко говоря, завышенная: на рынке тонна асфальта стоит от двух с половиной до четырех тысяч сомов.

Но несмотря на все ценовые странности и претензии, похоже, правительство не намерено отказываться от сотрудничества с компанией. Сейчас фирма выполняет еще несколько крупных правительственных заказов. Например, занимается ремонтом дорог внутри микрорайонов Бишкека. Этого же подрядчика нанял Национальный Энергохолдинг для восстановления дорожного полотна после ремонта труб на улице Тыныстанова. Всего с 2011 года государственные ведомства заплатили компании более 919 млн сомов. Такая вот необъяснимая приверженность к партнеру!

Кстати

Асфальтовое кольцо Иссык-Куля

Несмотря на похолодание, ремонт дороги Балыкчи-Корумду продолжается и будет полностью завершен в 2020 году. Новая дорога кольцом охватит озеро Иссык-Куль, ее общая протяженность составляет 104 километра, а стоимость - 6,8 млрд сомов.

Сегодня работы продолжаются в районе Тамчи и в Чолпон-Ате. Полностью завершен ремонт почти 30 км трассы. Министерство финансов уже перечислило 1 млрд 480 млн сомов. Правительству удалось не брать кредиты для строительства этой дороги, хотя пришлось потратить часть денег, полученных от продажи лицензии на разработку месторождения Джеруй. Ранее чиновники обещали построить на эти средства сто школ.