Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Общество25 августа 2016 6:00

Важная роль: Родители особенных детей

Председатель Республиканской психолого-медико-педагогической консультации при Министерстве образования и науки КР Татьяна Романова рассказала, как найти правильный подход к ребенку и обеспечить всем необходимым для дальнейшей жизни
Роль родителей всегда остается самой важной в воспитании любого ребенка.

Роль родителей всегда остается самой важной в воспитании любого ребенка.

Фото: PHOTOXPRESS

Роль родителей всегда остается самой важной в воспитании любого ребенка. От того, в какой семье ребенок воспитан, в значительной степени зависит, каким он вырастет. И дети с ограниченными возможностями здоровья – не исключение, они нуждаются в еще большей поддержке родителей. Что касается образования особенных деток, то какие бы ни были условия для обучения, какие бы ни были хорошие педагоги, без активного участия и помощи со стороны папы и мамы ребенок добьётся меньшего.

Как рассказывает председатель Республиканской психолого-медико-педагогической консультации при Министерстве образования и науки КР Татьяна Романова, ребенок с ограниченными возможностями здоровья очень уязвим во многих вопросах.

«Задача родителей - помочь ребенку, поддержать его эмоционально. Они должны подкреплять все его инициативы положительными стимулами - одобрение, похвала. Родитель постоянно должен поддерживать контакт с педагогами, которые работают с его ребенком. Помогать педагогу, подсказывать, ведь родитель лучше всего знает своего ребёнка. И он может педагогу передать очень много полезной информации, чтобы сделать процесс обучения эффективнее», - говорит специалист.

Конечно, родители должны обеспечить ребенка не только заботой, но и всем необходимым.

«Обеспечить ребенку достойное питание - это тоже очень важно, многие родители к этому не очень внимательно относятся, режим дня – все эти моменты охраны его здоровья должен родитель всегда контролировать. Первое, в чем нуждается ребенок – это в эмоциональной поддержке. Второе – родители должны оказывать информационную поддержку педагога, предоставлять всю информацию о ребенке и узнавать, какие трудности у ребенка есть в процессе обучения. И третье – родитель поддерживает своего ребенка материально, поддерживает его физическое здоровье. И, конечно, родители не должны быть безразличны, потому что доверие – это самое главное в отношениях с ребенком. Это значит, узнавать, как он общается со сверстниками, помогать решать ему какие-то свои проблемы, если речь идет уже о детях старшего возраста», - поясняет Татьяна Романова.

Глава психолого-медико-педагогической консультации также отмечает, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями часто требует от родителей специальных знаний.

«Хотелось бы, чтобы родители повышали свою грамотность в вопросах воспитания детей – читали специальную литературу о воспитании и развитии детей. Если у ребенка нет слуха – изучали жестовую речь, вместе с ребенком работали над накоплением словаря. Если ребенок с нарушениями интеллекта – родители узнают, какие есть программы социально-бытовой ориентировки, родители слепых – изучают вместе с ними трость, шрифт Брайля. Они участвуют постоянно в этом процессе и помогают ребенку. Педагог не может успевать со всеми детьми работать, дополнительно всегда должен родитель заниматься, он должен быть грамотным. Такой родитель должен стать сам педагогом, хотя бы наполовину», - заключает специалист.

В Кыргызстане есть учреждения, где родителям могут помочь в подготовке особенных деток к школе – это ресурсные центры, созданные в рамках проектов Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при поддержке Института открытого общества и действующие при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Кроме того, что там обучаются дети, туда могут прийти и педагоги из других общеобразовательных школ провести обмен опытом, там проводят консультации и для родителей.

Также регулярно организуются Дни семьи, которые как раз и призваны содействовать более активному вовлечению пап и мам в процесс воспитания и обучения ребенка.

Ресурсные центры, которые в настоящее время действуют в Ошской, Чуйской и Нарынской областях, посещают не только дети с нарушениями в развитии, но и здоровые дети. Так как в группах обучаются до 15 человек, педагогу легче оказать индивидуальный подход таким детям. Это дети с различными диагнозами: ДЦП, нарушения слуха, речи и зрения, аутизм и задержка психического развития. Также у преподавателя есть помощник: где учитель не справляется – ребенок имеет серьезные нарушения, и надо уделять внимание и ему, и всему классу - там помощник включается в работу. Эти центры помогли уже многим семьям, в которых есть детки с ограниченными возможностями.

В семье ребенка должны окружать близкие его люди, которые понимают и принимают его таким, каким он есть, больным или здоровым, послушным или капризным. И семья - это именно то место, где каждый ребенок может быть счастлив и любим.