Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Политика25 июля 2016 15:15

МИД страны - на заявление турецкого министра: «Кыргызстан сам решит, что для него хорошо, а что - плохо»

Призыв Мевлюта Чавушоглу изменить отношение к «банде Гюлена», чтобы Турция не изменила отношения к нам, дипведомство КР назвало некорректным
У Кыргызстана и Турции всегда были особые дружеские отношения. Оба главы дипведомств об этом говорят. Но, подчеркивает кыргызская сторона, не стоит выходить за рамки дозволенного.

У Кыргызстана и Турции всегда были особые дружеские отношения. Оба главы дипведомств об этом говорят. Но, подчеркивает кыргызская сторона, не стоит выходить за рамки дозволенного.

Фото: REUTERS

В официальном ответе нашего МИДа на заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу так и сказано, негоже, мол, указывать другому государству, что ему делать, используя при этом «язык ультиматума и шантажа».

- Мы внимательно изучили заявление главы МИДа господина Чавушоглу относительно деятельности образовательных учреждений в Кыргызстане. Турция - братская для Кыргызстана страна, и мы с пониманием относимся к обеспокоенности турецких официальных лиц. Но вместе с тем хотелось бы напомнить, что Кыргызстан, прежде всего, независимое суверенное государство, которое само в состоянии решить, что для него хорошо, а что плохо, - сухо чеканит пресс-служба МИДа. - Считаем, по крайней мере, некорректным, когда министр иностранных дел какой-либо страны указывает другому государству на необходимость предпринять те или иные действия, при этом на языке ультиматумов и шантажа.

В министерстве добавили, что обращение турецкой стороны относительно действующих на территории Кыргызстана частных турецких образовательных учреждений там получили и при необходимости готовы предпринять «адекватные и своевременные меры».

- Но это все исключительно внутреннее дело нашего государства, - подчеркнули в МИДе.

Острая реакция кыргызского внешнеполитического ведомства последовала после заявления турецкого министра - он призвал своего коллегу Эрлана Абдылдаева изменить отношение к «банде Гюлена - одной из самых мощных в Кыргызстане».

- Я сказал брату, министру иностранных дел республики: «Если вы не измените отношение против них, тогда мы изменим отношения против вас. В эти трудные дни ты должен доказать свое братство», - заявил он 24 июля на акции в поддержку демократии в Аланье, а позже предупредил, что «террористическая организация Фетуллаха Гюлена даже может устроить в Кыргызстане переворот. Ее влияние так велико, что члены организации входят в руководство страны».

Духовный лидер движения «Хизмет», проповедник и исламский общественный деятель Фетуллах Гюлен, проживающий в Штатах, считается в Турции очень влиятельным человеком, у которого миллионы последователей в исламском мире. Именно его Реджеп Эрдоган обвинил в попытке военного переворота. По приказу турецкого лидера в Турции закрыли около 1200 частных школ - все они, по мнению устоявших властей, имеют отношение к исламскому проповеднику, обвиненному в подготовке госпереворота. После провалившейся спецоперации в стране начались массовые репрессии: увольняют судей, профессоров университетов, учителей частных школ. Арестовано около 10 тысяч военных, подозреваемых в причастности к вооруженному мятежу в ночь на 16 июля, когда погибло не менее 290 человек и около полутора тысяч были ранены.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Турция не в том положении, чтобы ссориться с нами»

- Если говорить откровенно, то министру иностранных дел Турции, как и официальным лицам Анкары, стоило бы промолчать по этому поводу, поскольку, хочу напомнить, турецкие лицеи были открыты в Кыргызстане в 1992 году по просьбе экс-президента Турции, ныне покойного Тургута Озала. Именно тогда в стране появилась сеть учебных заведений «Себат», - прокомментировал «Комсомолке» генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов. - Следуя нынешней логике властей, значит ли это, что с подачи турецкой стороны на протяжении 24 лет в нашей республике действовал центр по подготовке террористов? Они либо всегда являлись таковыми, либо нет. Почему личный конфликт между президентом Эрдоганом и проповедником Гюленом должен нас волновать?

Что касается вопроса, испортятся ли теперь отношения между братскими республиками из-за неуступчивости кыргызской стороны, думаю, этого не случится. Сегодня Турция не в том положении, чтобы ссориться с дружественным ему государством. А своим заявлением она сделала хуже только себе, подпортив свой имидж на мировой арене.