Кыргызстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика20 июля 2016 5:00

Дмитрий Петраков: «Ледники тают. И связано это с климатом»

Эксперт объясняет причину таяния снежных вершин Кыргызстана
Московский эксперт озвучил результаты научного исследования: роль золоторудного предприятия в запылении снежных вершин, расположенных вблизи карьера, крайне мала. Кумтор оказывает локальное воздействие только на ледник Давыдова.

Московский эксперт озвучил результаты научного исследования: роль золоторудного предприятия в запылении снежных вершин, расположенных вблизи карьера, крайне мала. Кумтор оказывает локальное воздействие только на ледник Давыдова.

Фото: kumtor.kg

Изучать и учить

В Бишкек для продолжения совместной с кыргызстанскими гляциологами научной работы по определению степени загрязненности ледников, в том числе окружающих крупнейшее по запасам золота месторождение, приехал ведущий научный сотрудник кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ имени Ломоносова Дмитрий Петраков. Предыдущий визит ученого в Кыргызстан этой весной, напомним, был связан с изучением проблемы избыточного водопритока в центральный карьер на Кумторе и поиском возможных вариантов ее решения. В целом, говорит специалист, с задачей справились. В толще льда ледника Давыдова исследователи обнаружили внутриледниковый водоток. Решать, как устранить проблему, будет уже канадская компания, опираясь на полученные данные. Правда, полностью снять вопрос не получится - есть множество мелких подледниковых каналов стока, которые не может «уловить» даже современное оборудование.

Побеседовать с российским ученым на этот раз удается в перерывах между лекциями, которые Дмитрий Петраков вместе с кыргызстанскими и швейцарскими коллегами читал в Центральноазиатском институте исследований Земли. Слушатели - студенты географического факультета Кыргызского Национального университета и МГУ, а также специалисты из гидрометеослужбы Кыргызстана и Таджикистана - пройдут по швейцарской программе летнюю школу гляциологии, причем полевые работы запланированы на леднике Западный Суек.

- Вторая цель визита - продолжить работы, связанные с измерением на ряде ледников альбедо - коэффициента, показывающего количество отраженной солнечной радиации, - говорит Дмитрий Александрович. Разъясняет: этот показатель может достигать 90-95 процентов, если снег на леднике чистый, свежевыпавший. Но чем больше загрязнена поверхность льда, тем меньше значение альбедо и тем интенсивнее процесс таяния. Как итог - быстрое сокращение и отрицательный баланс массы ледника. - Наземные измерения позволяют получить точные данные по отдельным ледникам. Мы же хотим копнуть глубже: сравнить альбедо - наземные измерения с данными, полученными при космической съемке, а затем оценить альбедо по космическим снимкам других ледников. Свежие фотографии сопоставим с серией снимков, сделанных 5-10 лет назад, чтобы понять, как протекает процесс деградации ледников.

Угрожающее потепление

- Дмитрий Александрович, слушателям вы объяснили, что происходило с ледяным поясом горного массива Ак-Шыйрак в последние годы. Расскажите и нам, кто в большей степени воздействует на ледники - климат или человек?

- Из всего объема потерянного льда массива Ак-Шыйрак за последние 10 лет 95 процентов потеряны из-за потепления, а 5 процентов - та часть ледника Давыдова, которую при разработке месторождения перенесли и складировали в соседней долине.

Здесь есть такой парадокс. Объем ледника Давыдова из-за Кумтора сократился, а объем льда - практически нет. Скажу больше, в виде каменных глетчеров этот перенесенный лед сохраняется даже лучше - он защищен от солнечной радиации и скорость его таяния незначительна.

Поэтому, если вы спрашиваете, есть ли влияние производственной деятельности Кумтора, я отвечу - да, золотодобытчик напрямую влияет на ледник Давыдова, путем переноса части льда в ледовые отвалы. Но что касается техногенной запыленности поверхности ледников, от степени которой зависит значение альбедо, могу уверенно сказать, что на ледниках, расположенных на расстоянии от одного до 50 километров от центрального карьера рудника Кумтор, значение альбедо не меняется. Это значит, что роль Кумтора в запылении снежных вершин, расположенных вблизи центрального карьера, где развернулись основные горные работы, крайне мала.

К слову, в одной из научных работ коллектив зарубежных авторов на основе анализа космических снимков выделил основные источники выброса пыли в Центральноазиатском регионе. Главным образом, это пыль, приносимая ветром из пустынь Центральной Азии. Кумторовского карьера, как источника запыленности ледников, на схеме исследователей даже нет.

- Что если проследить динамику процесса в разрезе лет и отправиться в прошлое, когда разговоров о разработке Кумтора не было и в помине?

- Давайте вернемся в сороковые. Площадь ледников массива Ак-Шыйрак тогда составляла около 435 квадратных километров. В 1977 году она уменьшилась уже до 406 км², в 2003-м - до 373 км², а к 2013 году составила 351 квадратный километр. Очевидно, что льды стали таять задолго до начала работы предприятия. Это объективный процесс. И связан он с климатом, а не с Кумтором.

- А где ледники отступают быстрее?

- Ситуация несколько меняется по мере продвижения с запада на восток республики. Если говорить о центре, это район ледника Южный Иныльчек, то там сокращение идет менее интенсивно, чем на ледниках внутреннего Тянь-Шаня, где находится хребет Ак-Шыйрак. Темпы таяния здесь достаточно высокие. За последние 10 лет ледники горного массива потеряли примерно два кубических километра, или около 7 процентов от общего объема всех ледников.

- Мало это или много?

- Для примера, австрийский ледник Фернауфернер, который долгие годы был объектом мониторинга, с 2005 по 2015 годы лишился около 20 процентов объема. Услышав эту цифру, я сделал расчеты, взяв за основу данные кавказского ледника Джанкуат, где также проводились масс-балансовые наблюдения, и выяснил, что за те же 10 лет он «похудел» на 25 процентов! С другой стороны, не надо думать, что ледники Тянь-Шаня тают медленнее, чем другие ледники мира. По результатам последних исследований, темпы потери массы Тянь-Шанских снежных шапок в четыре раза выше среднемировых из-за глобального потепления. И такая картина наблюдается не только в Кыргызстане. Средняя температура незначительно, но повышается на всей планете, просто с разной интенсивностью. Даже если сейчас ее рост остановится, ледники будут сохранять отрицательный баланс массы еще долго - пока их языки не отступят достаточно высоко.

- На ваш взгляд, канадская компания предпринимает достаточно усилий по мониторингу ледников, расположенных вблизи карьера?

- В сравнительной близости от рудника есть три объекта мониторинга: ледник Сары-Тор, ледник №354 и Западный Суек. Такой концентрации ледяных глыб, за которыми ведется наблюдение, практически больше нигде нет. Конечно, как ученые, мы можем хотеть большего. Но в целом, этих мер достаточно.

- Вы неоднократно бывали в нашей стране. Почему вас привлекают ледники Тянь-Шаня? Чем вызван такой интерес?

- Во-первых, мне нравится здесь работать. Второй момент, по части изучения и мониторинга снежных пиков в Кыргызстане достаточно долгое время наблюдались пробелы. Советские программы с развалом Союза свернули, международных еще не было, а денег, которые правительство страны выделяет на научные исследования - недостаточно… Сейчас, главным образом, благодаря усилиям швейцарских специалистов, эту ситуацию удается выправить.

Компетентно

Одна голова хорошо, а две - лучше

- Правительство Кыргызстана поручило Национальной академии наук провести мониторинг ледников, окружающих рудник Кумтор, и наша компания активно подключилась к этой работе, - прокомментировал «Комсомолке» менеджер систем охраны здоровья, труда и окружающей среды «Кумтор Голд Компани» Эрик Кожомкулов. - В рамках программы, разработанной на ближайшие пять лет, компания наряду с кыргызскими коллегами, привлекла также научных сотрудников географического факультета МГУ имени Ломоносова, чтобы они вместе поучаствовали в мониторинге ледников. По итогам исследований, обе группы - российские ученые и сотрудники Института водных проблем КР - сравнят полученные результаты, возможно, подискутируют и объединят данные, что позволит выявить истинное положение дел, установить степень влияния горных работ на льды и спрогнозировать, как будет меняться состояние близлежащих к месторождению ледников в ближайшие годы, пока рудник будет работать. Кроме того, одна из наших задач - показать, насколько важно возобновить и продолжить масс-балансовые исследования на некоторых ледниках, выбранных швейцарскими учеными, чтобы понять, как будет в целом меняться ситуация с ледниками на территории Кыргызстана. К сожалению, полностью использовать сведения советских ученых, полученные еще в 70-80-х годах прошлого столетия при изучении репрезентативных ледников, невозможно для расчета современной многопараметрической модели из-за отсутствия данных по некоторым параметрам ледников. Поэтому предлагается выбрать другие объекты для проведения многолетнего мониторинга и исследований.