Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире24 июня 2016 16:15

Писатель и профессор Джеймс Хартфилд: «То, что сейчас происходит в Британии - это протест народа против элиты»

Обозреватель «КП» Галина Сапожникова выясняла, почему Великобритания проголосовала за выход из ЕС и чем это обернется для Европы и всего мира
Главное и самое неприятное открытие для политологов - это то, что патриархальная сельская Британия победила лондонских сторонников мультикультаризма

Главное и самое неприятное открытие для политологов - это то, что патриархальная сельская Британия победила лондонских сторонников мультикультаризма

Фото: REUTERS

Душ с утра можно было не принимать. Он и так был, только холодный: почти 52 процента проголосовали за выход Британии из Евросоюза! Премьер-министр Дэвид Кэмерон уходит в отставку! Фунт стерлинга рухнул! Шотландия объявила о том, что организует референдум о независимости!

Слишком много новостей для одного утра…

Все в Британии вроде бы знали, что противники ЕС и сторонники в своих предпочтениях разделились почти поровну - то у одних процент ненадолго уходил вверх, то у других. Но даже самые ярые ненавистники Евросоюза все равно оставляли себе пространство для маневра. Практически все интервью в последние дни перед референдумом заканчивались одинаково: мы-де понимаем, конечно, что все равно не победим, но вот если бы победили – эх, и бы дали всем жару! Даже один из инициаторов компании по выходу Британии из Евросоюза, лидер партии национальной независимости Найджел Фаррадж произнес ночью, утирая пот со лба: «Кажется, компания тех, кто хочет остаться, победила».

И вдруг утром на телеэкранах появляется совсем другой результат, параллельно с графиками обвала фунта стерлингов…

“А чего суетиться?”

«Вот они, первые ласточки ваших перемен!», - наверняка ехидно подумала другая половина страны, которая из Евросоюза уходить категорически не хотела.

Я выглянула в окно – в 7 утра Лондон безмятежно спал, утопая в лужах и в розах.

«Вперед!» - срочно скомандовала я себе. Там народ наверняка еще с самой ночи поет и танцует! Как в Абхазии. Или в Крыму. Или хотя бы в Прибалтика – столько на наш век выпало референдумов и независимостей, что и не счесть…

Увы. Электричка, следующая на вокзал «Виктория», молчала – так же, как вчера и позавчера. В мире ничто не изменилось. Никто не делился ни счастьем, ни страхами, не дискутировал и не махал руками.

- А чего суетиться? – пожал плечами сосед. – Дело это небыстрое. Дэвид Кэмерон объявил, что уйдет в отставку только через три месяца. А сам выход Британии из Евросоюза продлится семь лет. До этого надо еще дожить.

И электричка чинно затряслась дальше, шурша утренними газетами.

Все в Британии вроде бы знали, что противники ЕС и сторонники в своих предпочтениях разделились почти поровну

Все в Британии вроде бы знали, что противники ЕС и сторонники в своих предпочтениях разделились почти поровну

Фото: REUTERS

Машина времени

Как все переменилось! Еще вчера представители той части Британии, которая ратовала за Евросоюз, давали интервью исключительно из благотворительных целей, едва ли не позевывая. Все ж было ясно: они победят, хотя и с незначительным перевесом, и по большому счету ничего не изменится. А получилось, что система, в которой они более или менее благополучно прожили больше 40 лет, рушится прямо на глазах. Интервью, которое я за день до референдума взяла у одного из королевских советников, Кристофера Клемента-Дэйвиса, за одну ночь постарело лет на двадцать – будто бы машина времени одним рывком отбросила его в прошлое, почти в те времена, когда либерально-демократическую партию Британии возглавлял его родной дед. Читаю теперь его слова, как материалы нашей перестройки, - будто члены Политбюро рассказывают нам, что компартию надо реформировать, а не разгонять:

«ЕС -это идеал, накоторый надо ориентироваться. Сейчас он немного захромал. Вместо того, чтобы уходить из ЕС, Британия должна остаться и перезагрузить систему, которая не работает, с помощью своей интеллектуальной силы. Уйти – самое легкое решение, но это будетогромный ущерб как для Европы, так и для нас самих. Мы и деньги потеряем, и благополучие – стоит уйти с общего европейского рынка размером минимум в 500 миллионов человек, и экономика рухнет. Кроме всего прочего, это повлечет за собой распад всего королевства, потому что жители Шотландии совершенно точно захотят быть частью Европы и проголосуют за независимость, и тогда от страны ничего не останется. Люди, которые голосуют за то, чтобы уходить, все время обращаются к искривленной действительности и говорят, что Британия потеряла свой демократический авторитет. Но мы всегда сами управляли и сами создавали свои законы! Просто из-за того, что в ЕС сейчас некоторые проблемы, в Брюсселе хотят большего контроля, чтобы лучше управлятьситуацией.

На биржах царит растерянность

На биржах царит растерянность

Фото: REUTERS

Если мы уйдем, все наши достижения будут потеряны и нужно будет начинать все с начала. При разводе ты только теряешь. Может быть потом и приобретешь через 10 лет, но не сейчас.

Что же касается вопроса национального достоинства, на который тут многие жаловались - что законы, которые пишутся в ЕС чуть ли не 80 процентов стоят над законами Британии – то это чепуха. Таких законов всего процентов 15 - насчет экспорта рыбы и бананов - но нас это не касается. Если бы было все 80, была бы гражданская война».

«Да успокойтесь вы все, – снисходительно посмеивался он. - Никакого прыжка в неизвестностьне будет. Когда люди придут и подумают, что будет с их детьми, то проголосуют трезво, не на эмоциях».

Люди пришли и подумали…

Достучаться до небес

Но позвольте мне рассказать, как все это выглядело на деле. Голосовать я напросилась в компанию к профессору Лондонского Университета Королевы Марии писателю Джеймсу Хартфилду. Несколько лет назад он защитил диссертацию на никому не интересную тему: «Европейский Союз и конец политики». Получилось, что напророчил.

На перекрестке по пути на участок в одиночном пикете стояла милая дамочка, призывая всех остаться в Евросоюзе – агитация в день голосования в Британии не запрещена. «Сфотографируй нас вместе!» - хохотал Джеймс – «и напиши, как мы мило общаемся, хотя придерживаемся разных взглядов».

Голосовалось нам было очень весело. Во-первых, потому что участок был расположен на территории детского сада: идешь к урнам мимо качелей и сказочных домиков, будто в детском мультике. Во-вторых, профессор – большой юморист. Нам и так были ужасно рады, поскольку на участке больше голосующих не было, мы с утра были чуть ли не единственные (многие британцы заранее проголосовали по почте – Г. С.), а тут такой спектакль: Хартфилд демонстративно ставит в бюллетене крупную галочку за то, чтобы выйти из ЕС, и громко шутит, обращаясь к регистраторам: «Если вы останетесь в ЕС, то я присоединюсь к России!». Все веселятся, еще не зная, что им предстоит узнать наутро…

Дэвид Кэмерон уходит в отставку!

Дэвид Кэмерон уходит в отставку!

Фото: REUTERS

«Это протест народа против элиты»

Район Ислингтон на Северо-Западе Лондона, где живет профессор, традиционно симпатизирует лейбористам, поэтому из окон его улицы, по которой мы идем к нему домой, то в одном окне, то в другом подмигивают плакаты, агитирующие за то, чтобы остаться в ЕС. А сам Хартфилд категорически против Евросоюза, в этом и состоит парадокс – потому что раз в кои то веки он со своими левыми взглядами выступает в одном лагере с правыми консерваторами, которые и замутили всю эту историю.

- Разделение в Англии идет не по профилю «левый – правый», - объясняет профессор. - Власть и люди, приближенные к ней, включая банкиров и политических лидеров, поддерживают существующую линию, которая для них удобна. А те, кто живет на земле, выступают против. На самом деле то, что сейчас происходит в Британии - это протест народа против элиты, а не бунт Британии против Евросоюза.

«Истеблишмент наконец-то встряхнули»

В столовую, где мы сидим, по очереди заходят его дочки-тинейджеры, Дейзи и Холи. С отцом у них конфликт. Политический.

- Как бы вы голосовали, если бы имели на это право? – иронично спрашивает их Джеймс.

- За то, чтобы остаться в Евросоюзе, - говорят они тоненькими голосочками. – Мы боимся, что родителей наших школьных друзей из Сомали и Албании в этом случае вышлют из страны… Мы любим мигрантов!

- Да я тоже люблю, - соглашается профессор. – И считаю, что это очень даже хорошо для страны. Но в моем понимании Евросоюз относится к мигрантам даже хуже. Евросоюз - это проект элит, демократия им нужна для того, чтобы провести в жизнь определенные политические инструкции. ЕС, собственно говоря, и выдумали для того, чтобы не слышать народы. Поскольку я преподаю в университете, я иногда вожу своих студентов в Брюссель и читаю там альтернативные лекции. И показываю палаты, в которых нет жизни. Это ИХ парламент, а не наш. Если вы спросите англичанина, кто такой Джереми Корбин (лидер партии лейбористов – Г. С.), они, конечно, ответят. Знают Дэвида Кэмерона. Но кто такой глава Европарламента Мартин Шультс – понятия не имеют! А ведь этот человек вершит все наши законы! Если закон принимают у нас в Венстминстере, то люди могут его опротестовать. В Европарламент же достучаться невозможно. Решения, которое принимают тамошние чиновники, в основном идиотские, потому что придумывают политику с потолка и ни за что не отвечают.

Нас ждет интересная жизнь с чередой референдумов по всей Европе

Нас ждет интересная жизнь с чередой референдумов по всей Европе

Фото: REUTERS

За ту ерунду, которую Евросоюз устроил в Греции, главу МВФ Кристин Лагард у нас давно бы отправили в отставку. А она продолжает работать безо всяких последствий! А как, скажите на милость, Евросоюз ведет себя по отношению к Восточной Европе? Как они Украину развели, обещая, что примут украинцев в ЕС, хотя на самом деле делать этого даже не собирались! И чтобы заявить, что те не соответствуют условиям, развязали там конфликт…

Многие люди в Европе знают правду о том, что происходит и думают так, как я, и не только в Британии. Но механизма воздействия на европейских чиновников нет. Точнее будет сказать, он давно вышел из строя.

- Существует мнение, что референдум в Британии носит театральный, рекомендательный характер. Что Британия просто выторговывает себе условия, как та жена, которая хочет шубу, а говорит о разводе, - замечаю я.

- Процесс вышел из под контроля и теперь его уже не остановить. Мы серьезно настроены. Дэвид Камерон сейчас страшно зол, что Британия выступила против Европы. А мне весь этот хаос нравится, потому что это шанс, что простые люди в Британии наконец донесут свои мысли до власти. Это будет попыткой построить в Европе демократию, которой никогда не было.

Утренний комментарий профессора Хартвилда был краток: «Это очень хорошая новость! Истеблишмент наконец-то встряхнули. Финансисты нас, конечно, накажут, но мы выдержим, и нам все равно будет лучше».

Хотелось бы в это верить.

Первые выводы

1. Главное и самое неприятное открытие для политологов - это то, что патриархальная сельская Британия победила лондонских сторонников мультикультаризма. Не сирийский беженцы, заметим, взорвали Британию, и не исламский фактор – а свои родные белые восточноевропейские мигранты. Точнее будет сказать – поляки, литовцы и румыны, которые искренне поверили в то, что Евросоюз – их общий дом и массово устроили себе новую Польшу, Литву и Румынию в Британии, потеснив и составив серьезную конкуренцию местному люду. Тот факт, что за выход проголосовала провинция, оставшаяся наедине со своими проблемами, говорит о том, что ситуация англичан реально достала. Они хотят старую добрую Англию. И они ее скоро получат.

2. Нас ждет интересная жизнь с чередой референдумов. Первой в очереди – Шотландия. Северная Ирландия (не исключено) тоже захочет пересесть в одну лодку к своей родной старшей сестре. Может поднять голову и Уэльс – как поднимал во время шотландского референдума. Каталония, Голландия, Франция и Швейцария тоже уже на подъезде.

А еще Гибралтар, который хочет остаться в ЕС и который теперь решила приголубить Испания. Совет коллекционерам: побыстрее скупать в магазинах глобусы – очень скоро они станут исторической ценностью.

3. К какому берегу теперь поплывет Британия – не к американскому ли? Это возможно, не зря ее долгое время не брали в Европейский Союз, потому что рассматривали как исторического партнера Америки. Но последней было бы выгоднее, что Британия осталась в Европе влиятельной силой, у США и так не хватает глаз следить за всем миром, а тут еще и эти телячьи нежности... Очень похоже на то, что у нас на планете скоро появится новая ось, англосаксонская, а все остальные будут с ней конкурировать.

4. Каково место России во всей этой внезапно переменившейся европейской мозаике? Некоторые, включая министра иностранных дел Британии Филипа Хэммонда считают, что ослабевшая без Британии Европа станет меньше критиковать Россию. Не факт: во-первых, там останутся Польша, Швеция и три их верных русофобских помощницы – страны Прибалтики, во-вторых – больная Европа на России наоборот может отыграться. «Но это будет продолжаться недолго», - несколько цинично пошутил профессор Джеймс Хартфилд – «Поскольку Европа и сама тяжело больна». И, если верить его прогнозу, в конце концов Евросоюз покинет не только Британия, но и вообще все. Иными словами, он развалится.

…Не дай вам Бог жить в эпоху перемен, напоминаю знаменитую китайскую пословицу, говорим мы.

Поскольку надеемся, что мы свою эпоху уже пережили…

ВОПРОС ДНЯ

Это закат всей Европы?

Грэм ФИЛЛИПС, британский журналист:

- Моя страна свободна! Теперь мы покажем миру, почему мы Великая Британия, которую я люблю всем сердцем. Хочу обратиться к украинцам. Вы уничтожили вашу страну, чтобы быть членом чего-то, чего даже не существует! Это было неумно. Я очень счастлив сегодня. Это лучший день в моей жизни!

Глеб ИВШЕНЦОВ, член Российского совета по международным делам:

- Я не думаю, что это закат, но это серьезный удар по Евросоюзу, он показывает раскол в западном мире. Одновременно Британия тесно связана с США. Получается, этот магнит пока работает лучше, чем ЕС.

Андрей НЕЧАЕВ, экс-министр экономики РФ:

- Мне кажется, это рассвет Европы. Она в лице Великобритании показала, что ей важны традиции демократии и свободных выборов. Единственное, выход Британии из ЕС приведет к ослаблению евро.

Эдуард ЛИМОНОВ, политик:

- Европа закатывается очень давно. И выход Британии - щелчок по идеологии ЕС. Евросоюз сейчас будет такой германо­ориентированный. Но, видя политику, которую ведет Меркель, от ЕС отшатнутся многие. Возможно, скоро и Франция уйдет.

Cергей СТАНКЕВИЧ, экс-советник Президента РФ (1991 - 1993 гг.):

- Это закат одной модели Европы - как сверхдержавы и восход нового европроекта. Надеюсь, выход Британии будет началом консолидации континентальной Европы. С ней у России могут сложиться отношения лучше, чем с имперской Европой.

Александр ДЮКОВ, историк:

- Я бы не стал радоваться «закату ЕС». Чем сильнее в Европе кризис, тем громче заявления об «угрозе с востока». Нестабильность ЕС будет преодолеваться за счет борьбы с «внешним врагом», на роль которого уже назначена Россия.

Вячеслав ДАНИЛОВ, исполнительный директор Центра политического анализа:

- Нет, это шанс на то, что мы увидим любимую Европу! А не тоталитарную, которая хочет быть Европой больше, чем европейцы. Европа - это наша мечта о ней - о свободе и равенстве, но эта мечта нас в последнее время разочаровывала. А теперь есть надежда на то, что евробюрократическая сволочь опомнится и на новый еврофашизм наденут намордник.

Андрей С., читатель сайта KP.RU:

- Интересно, а Меркель и Олланд после этого референдума пошлют свою нацгвардию бомбить «сепаратистов» в Лондоне? Ведь Киеву они в Донбассе это разрешают. Хотя там тоже был всего лишь референдум о большей самостоятельности.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Как референдум в Британии отразится на сбережениях россиян

Весь день после объявления итогов голосования на валютных рынках неспокойно

Казалось бы, где эта Великобритания, а где мы — а вот цены на нефть за день рухнули, доллар подрос почти на полтора рубля... Что делать в связи с этим обычному россиянину и надо ли, мы узнали у экспертов.

- Сегодня валютный рынок, в том числе и наш, российский, сильно перенервничал, но это чисто эмоции, - уверена Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари». - Инвесторы, конечно же, боятся рисков, ведь никто еще никогда из Евросоюза не выходил. Два-три дня потребуется, чтобы привести нервы в порядок, а потом, скорее всего, все вернется в прежнее состояние. Ведь Великобритания еще из ЕС не вышла, это лишь «народная воля». Дальше все это будет рассматривать парламент, и в любом случае процедуры будут длиться очень долго. (подробности)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Своя рубашка» британцам показалась теплее, чем пошитая в Молдове или Китае

Галина САПОЖНИКОВА

Вот это утро! «Завтрака», на котором глава счетной комиссии Британии Дженни Уотсон должна была объявить в Ратуше результаты референдума, собственно, здесь никто и не ждал – телеканалы вели трансляцию процедуры подсчета голосов всю ночь, и уже ближе к рассвету стало ясно, что это не сон: Британия. Проголосовала за то. Чтобы выйти из Европейского Союза… (подробности)

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Британцы нанесли удар по странному союзу миллиардеров и гастарбайтеров

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ

Кажется, в Англии случилось что-то невозможное. Референдум состоялся - и страна уходит из Европейского Союза. Про что все это? О чем? В западном мире вот уже который год происходит одно и то же: то в одной, то в другой стране начинается политическое восстание против системы, но система каждый раз оказывается сильнее (подробности)