Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество20 июня 2016 11:03

Геннадий Онищенко - о трагедии в Карелии: "В лагере было нарушено все, что можно было нарушить"

Помощник премьер-министра России о причинах трагедии на Сямозере - в ходе прямой трансляции на нашем сайте «Комсомольская правда» [видео]
Геннадий Онищенко

Геннадий Онищенко

Фото: Евгения ГУСЕВА

Геннадий Онищенко дал большое интервью сайту «Комсомольская правда». Помощник премьер-министра России, бывший Главный государственный санитарный врач России рассказал о причинах трагедии на Сямозере в Карелии.

Напомним, в субботу группа из 47 детей отправилась с четырьмя инструкторами в сплав по озеру в шторм. Лодки разбросало, дети оказались в ледяной воде. Школьникам в возрасте от 12 до 14 лет пришлось провести целую ночь в мокрой одежде на острове, у них не было даже огня. Только днем воскресенья их начали искать. В результате погибло 13 детей, еще одного продолжают искать.

Геннадий Онищенко и Александр Гамов.

Геннадий Онищенко и Александр Гамов.

Фото: Евгения ГУСЕВА

"У лагеря "Сямозеро" не было разрешения ни на какие походы - тем более, на водные"

- Прежде всего я, конечно, хотел выразить искренние соболезнования семьям, близким этих детей. Я извиняюсь перед родителями от лица всех, кто должен был обеспечить, но не обеспечил их безопасность. Я готов разделить и вину за то, что произошло.

Я 40 лет занимался и занимаюсь детским отдыхом. И прежде всего хочу сказать, что в целом по стране нам все-таки удалось сохранить советскую систему детских лагерей. И апофеозом этого является та огромная работа, которая сегодня проводится в «Артеке».

- В советской системе столько не гибло, Геннадий Григорьевич.

- Что касается этого случая. В первую очередь, конечно, там было нарушено все, что можно было нарушить. Этому лагерю разрешение на проведение всякого рода походов (я не говорю про прогулки на воде, о них вообще речи не могло даже идти) даже по территории разрешения никто не давал. Просто лагерь в этом плане был не готов.

Геннадий Онищенко в студии радио "Комсомольская правда".

Геннадий Онищенко в студии радио "Комсомольская правда".

Фото: Евгения ГУСЕВА

- В разрешении, которое было дано, было написано, что отдых детей разрешается на территории лагеря. А все, что было сделано с этими походами… Оказывается, у них были оборудованы места на этих островах. А Сямозеро - 30 километров примерно в длину и 25 в ширину. Очень коварное озеро. Они вышли на пока еще не идентифицированных плавсредствах. Что это за плавсредства? Надувные матрасы, надувные катамараны? И кто давал разрешение на это плавсредство, чтобы 49 детей усадить на него? Ведь 49 детей это целый московский трамвайчик, который катается по Москве-реке. Это одна часть вопроса.

"Если бы эта девочка не вышла, что, еще бы сутки мы не знали об этой трагедии?"

Вторая часть вопроса. Дети ушли в ночь. Хотя сейчас там белые ночи, но они ушли в ночь. По тем предварительным данным, трагедия произошла примерно в 16.30-17.00 часов. Но спохватились о них…

- Через сутки.

- Через 14 часов. То есть когда одна из девушек неимоверными усилиями выплыла на другой стороне озера, отлежалась, потеряв сознание, пришла в деревню и сообщила. У меня возникает вопрос…

- Где были эти инструкторы, которые спаслись?

- Нет, не где были инструкторы, а где была связь. Где была связь у лагеря? Если они не выходят активно, значит, лагерь должен был беспокоиться об этом. То есть должно быть какое-то отслеживание этого момента. Условно говоря, через полчаса выходят на связь: все нормально, ненормально и т.д. А если бы эта девочка не вышла, что, еще бы сутки мы не знали об этой трагедии?

Допустим, спасатели говорят: нам никто не давал заявку на такой поход. Неужели столько много на этом озере такого рода походов, что активно надо выявлять эти вещи? Никто ни о чем не предупреждал. Такой вид услуги ни в одном документе не числится.

И еще - те острова, которые там были, должны были быть заранее обследованы. Есть ли там клещ или нет клеща. Обычный клещ, о котором мы в последнее время очень много говорим. Этого не было, потому что никто не предполагал, что такого рода будет беспредел. Директора в лагере нет, его находят в Карелии, в Петрозаводске. Один из детей, как сегодня выясняется, вообще не числился в списках отдыхающих детей.

И вот в этой связи у меня возникает вопрос, и прежде всего к адептам, которые призывают снять все барьеры, прекратить кошмарить бизнес и т.д. Понимаете, в чем дело? Все органы, которые дали разрешение – пожарные, другие структуры, они обследовали этот лагерь, когда не было детей. И после этого они туда прийти не могут.

"Взрослые в лагере просто не соблюдали никакие правила ни здравого, ни нездравого смысла"

- Вы думаете, они обследовали?

- Они обследовали этот лагерь, но лагерь не заявил, что услугу экстремального туризма по этим островам. Этого не было нигде заявлено. В документах, которые они предъявляли на отдых детей, этого не было.

Если вы заявляете, то сразу возникает вопрос: на чем будете возить? И вообще такого рода услуги не должно было быть.

В 12-м году Владимир Владимирович Путин проводил на северо-западе совещание по детскому отдыху. Это было в Ленинградской области, в очень хорошем лагере, который сохранен, который ничуть не уступает «артековским» лагерям. И вот там возник разговор: санитарные органы мешают, пожарные мешают, все мешают. Но поймите, распоряжаться судьбами чужих детей это кратно большая ответственность.

Вот тогда возник вопрос – экстремальный туризм. И младший Шпаро занимал очень разумную позицию, мы тогда с ним все-таки договорились. И вот сегодня показывают в контексте этой трагедии этот экстремальный туризм, который проводит Шпаро. Во-первых, он юридически никак не закреплен.

- Но там, слава богу, никто не погиб.

- Их обучают там 2 дня поведению в экстремальных условиях, как вести себя в лесу в случае чего-то. И потом они идут какими-то тропами. Тогда мы заставили обработать эти тропы, протросировать их, убрать оттуда всех клещей, которые могли бы быть. Но сам факт, что юридически такая форма отдыха не закреплена.

- Вы механизм создали. Почему он не работает тогда, почему гибнут дети?

- Этот механизм традиционный. То, что сегодня произошло, они просто не соблюдали никакие правила ни здравого, ни нездравого смысла.

- Взрослые?

- Во-первых, директор, хозяйка (это же частный лагерь). Она живет в Москве. Вот сейчас будут предъявлять претензии: кто торговал… Сейчас выставляется на торги проведение отдыха для детей социально сниженных групп.

- Этих хозяев теперь возьмут на учет как-то?

- Понимаете, один критерий – цена. Никто не имеет права – ни департамент социальной защиты Москвы, который покупал эти путевки, - они не имеют права проверить этот лагерь. Они не имеют права спросить: а что у вас там есть?

"Никто не имеет права – ни департамент социальной защиты Москвы, который покупал эти путевки, - они не имеют права проверить этот лагерь. Они не имеют права спросить: а что у вас там есть?"

"Никто не имеет права – ни департамент социальной защиты Москвы, который покупал эти путевки, - они не имеют права проверить этот лагерь. Они не имеют права спросить: а что у вас там есть?"

Фото: Евгения ГУСЕВА

"Мы должны перед лицом этих ушедших детей очень многое сделать."

- Вы можете им дать это право?

- Это право закреплено законом, который пролоббирован сегодня нашим Федеральным антимонопольным агентством, что единственный критерий – цена. Но там бывают иногда такие казуистические случаи, когда цена заведомо вполовину ниже самой нижней разумной планки обеспечения не только безопасности, а просто жизни ребенка на этой территории. Поэтому сегодня, я надеюсь, эта трагедия заставит нас еще раз трезво посмотреть на эту ситуацию. Мы должны перед лицом этих ушедших детей очень многое сделать.

- А как долго мы будем смотреть – до осени или как?

- Смотреть мы должны вчера. И вот с таким сроком мы должны это всё сделать.

- Может быть, их надо все закрывать сейчас, вывозить ребятишек, пока они не погибли?

- Все лагеря закрывать не надо. В подавляющем большинстве лагерей работают профессиональные люди, которые хранят традиции, которые не только юридически, но и по душе, и по совести отвечают за этих детей. И много таких лагерей в нашей стране. И не надо всех мазать одним миром, как говорится. Но то, что вот это произошло, это, конечно же, полнейшее безобразие.

"Все лагеря закрывать не надо. В подавляющем большинстве лагерей работают профессиональные люди, которые хранят традиции, которые не только юридически, но и по душе, и по совести отвечают за этих детей."

"Все лагеря закрывать не надо. В подавляющем большинстве лагерей работают профессиональные люди, которые хранят традиции, которые не только юридически, но и по душе, и по совести отвечают за этих детей."

Фото: Евгения ГУСЕВА

Отвечая на ваш вопрос. Я бы не хотел, чтобы это завершилось тем, что ответили стрелочники. То есть стрелочники это эти мальчишки-инструктора, которые сами не понимали, что они делали.

- А какой уровень ответственности должен быть?

- Для этого есть Следственный комитет, и он разберется. Но я вам говорю, что здесь есть системные проблемы. И вот эта постоянная мантра, которую произносят наши либералы, что надо убрать все барьеры с бизнеса… Убрали. Вот мы получили, что получили.

А то, что сегодня происходило, это было полное попрание всего, что можно, в том числе того здравого смысла, апологетами которого выступают люди, плохо разбирающиеся, как я понимаю, и в ситуации, и в воспитании, и в обеспечении безопасности наших детей. Поэтому надо спокойно сейчас эту скорбь пережить…

- Я не могу спокойно.

- Но мы же мужчины с вами. Разобраться во всем. Потому что только на спокойную голову можно…

"Я бы не хотел, чтобы это завершилось тем, что ответили стрелочники. То есть стрелочники это эти мальчишки-инструктора, которые сами не понимали, что они делали."

"Я бы не хотел, чтобы это завершилось тем, что ответили стрелочники. То есть стрелочники это эти мальчишки-инструктора, которые сами не понимали, что они делали."

Фото: Евгения ГУСЕВА

- А вдруг, пока мы будет спокойны, где-нибудь завтра опять такое произойдет?

- Сегодня в лагерях по всей стране, в разных климатических зонах находится более 1,5 миллионов детей в первую смену.

Сейчас должны быть соответствующие выводы сделаны, сняты все ограничения и проведены еще раз, на трезвую голову, проверки всех лагерей. Я должен сказать, что Карелия это своего рода очаг экстремального отдыха. Я не возражаю против этого, но туда должны ехать здоровые, подготовленные дети. Там должны быть соответствующие спасательные службы и т.д.

СПИСОК ПОГИБШИХ ДЕТЕЙ

ХРОНИКА ТРАГЕДИИ

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выжившие на озере в Карелии дети провели в воде 9 часов

Спасательная операция на Сямозере, где в субботу 18 июня потерпели крушение две каноэ и плот с детьми, возобновлена. Об этом рассказали в оперативном штабе МЧС корреспонденту «Комсомолки», которая находится на месте событий (подробности)

Вожатая о выжившей в Карелии девочке: «Ей помогла самостоятельность, все же у нее нет родителей»

О жуткой трагедии в Карелии узнали от 12-летней девочки, которая смогла выбраться из воды. Она пыталась спасти еще одного мальчика, но когда поняла, что тот уже без дыхания, то стала выбираться на берег одна. Она не села плакать, а быстро побежала прямо в мокром спасательном жилете к ближайшим домам, чтобы сообщить людям о трагедии (подробности)