Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Досуг6 июня 2016 13:45

«Преступление и наказание»: новый взгляд на классический роман

Рок-опера на музыку Эдуарда Артемьева, созданная Московским театром мюзикла, вызвала небывалый ажиотаж
Понравится ли вам современный вариант классического романа — предсказать сложно. Ясно главное: идти туда можно и нужно

Понравится ли вам современный вариант классического романа — предсказать сложно. Ясно главное: идти туда можно и нужно

«Преступление и наказание» — роман, который можно назвать культовым, причем не только для русской, но и для всей мировой литературы. За свою долгую жизнь он был экранизирован более 20 раз. За постановку брались российские, французские, финские, американские, итальянские и даже бразильские кинематографисты. Что уж говорить о бесчисленных театральных постановках. Поэтому неудивительно, что новая рок-опера на музыку Эдуарда Артемьева, созданная Московским театром мюзикла, вызвала небывалый ажиотаж. Билеты были раскуплены задолго до премьеры, и даже сейчас, в начале лета, когда зрители традиционно не слишком активны, залы забиты под завязку.

Почему же зрители идут на «Преступление и наказание»? Конечно, привлекает имя режиссера Андрея Кончаловского. О постановке этого спектакля он мечтал уже 35 лет, с того момента, когда Эдуардом Артемьевым была написана неповторимая музыка. Однако воплотить свои идеи на сцене режиссеру удалось только сейчас.

Кончаловский отнесся к роману очень бережно: либретто, написанное им совместно с Юрием Ряшенцевым, вместило все основные сюжетные линии, а герои остались объемными и глубокими. Действие, правда, было перенесено в некое абстрактное время и пространство, отдаленно напоминающее лихие девяностые, но от этого пародией не стало. Разве что герои стали чуть более близкими нам, не понаслышке знающим, как выглядели бандитские разборки, толпы путан на центральных улицах и бары, которые скорее напоминали притоны для маргиналов и уставших от депрессии горожан.

Не менее аккуратно режиссер обошелся с музыкальным материалом. «Преступление и наказание» — рок-опера, имеющая большое значение для музыкального театра. Недаром знатоки сравнивали ее с небезызвестным произведением Эндрю Ллойда Уэббер «Иисус Христос — суперзвезда», написанным примерно в то же время. Именно поэтому опасения у критиков были. Однако конечный результат удовлетворил всех. Более того, случилось практически невозможное — сложную, глубокую музыку приняли не только профессионалы или ценители жанра, но и простые зрители, привыкшие к хитам эстрады.

Успех спектаклю обеспечил и уникальный кастинг. Кончаловский старался выбрать лучших. Ему важно было найти тех, кто сможет достойно и петь, и танцевать. Кастинг охватил всю Россию. В результате было выбрано несколько составов. Среди счастливчиков оказались Александр Бобров, Станислав Беляев, Денис Котельников и Александр Казьмин (Раскольников), а также Мария Биорк, Теона Дольникова, Екатерина Новоселова и Галина Безрук (Соня). Причем некоторые исполнители попали в проект, буквально впрыгнув в последний вагон.

При этом репетиции шли достаточно сложно, ведь видение режиссера порой заставляло актеров выходить за рамки собственного понимания романа.

— Кончаловский говорил: «Я хочу, чтобы Раскольников был скинхедом, со всеми вот этими агрессивными выпадами, с кровью в глазах», — говорит Александр Казьмин, исполнитель роли Раскольникова. — Но как это сделать? Я был уверен, что Раскольников — все-таки не совсем такой, он все-таки психоаналитик, склонный к самокопанию, с вечной температурой, весь в себе. В результате мы, исполнители роли, полгода пытались понять, как это сыграть. Но в итоге нашлась золотая середина.

А вот Галине Безрук (Соня) сродниться со своим персонажем было проще.

— Я — девочка из Донбасса, помню те времена, поэтому получившаяся героиня мне намного ближе, чем та, которая была описана Достоевским, — говорит она.

Своих героев актеры оправдывают и понимают, наверное, именно поэтому они и вызывают сочувствие у публики.

— Раскольникова я оправдываю, — говорит Казьмин. — Не в то время, не в том месте он находился, был белой вороной, потому что боролся за правое дело, за добро. Но при этом все-таки страдал комплексом Наполеона. Он думал: «Если великим позволено, почему это не позволено мне, ведь я за добро?» И все-таки он пересилил всю ту грязь, которая вокруг него происходит.

Согласна с ним и Галина Безрук:

– Моя героиня отличается от того персонажа, которого описал Достоевский. Думаю, ему бы было интересно посмотреть нашу трактовку. Соню я прекрасно понимаю, сама росла в 90-х и такие улицы видела своими глазами. Причём, не важно, где именно это было – в Питере, Москве или Донецке. Те времена мне очень понятны, сколько девочек-ровесниц пошло на панель, сложно сосчитать, – объясняет она. Так что такая сложная Соня мне намного ближе, чем тот чистый образ, который в своё время создал писатель.

Еще одним поводом для гордости у создателей рок-оперы стали спецэффекты. Их делали долго, в зарубежных студиях, а собрали только перед самой премьерой. Перед зрителями предстает комната Раскольникова, которая может подниматься вверх под самую крышу сцены, тюрьма, городская улица, вагон метро и даже почти настоящий подземный переход, в котором держит ларек та самая старуха-процентщица и собираются представители питерского дна. Свою лепту вносит использование системы 6D-видеомэппинга, которая позволяет проецировать изображения на любой движущийся предмет. Раньше технология использовалась в таких шоу, как концерты Мадонны и представления Cirque du Soleil. Теперь же увидеть ее в действии могут и зрители «Преступления и наказания».

Понравится ли вам современный вариант классического романа — предсказать сложно. Ясно главное: идти туда можно и нужно. Ведь увидеть своими глазами то, каких успехов может добиться современный русский музыкальный театр, а также открыть для себя в творчестве Достоевского что-то новое и неожиданное не помешает никому.