Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика4 февраля 2016 16:40

В России разве кто-то скажет «я не патриот»?

Владимир Путин наконец-то ответил на вопрос, который, помнится, когда-то нас заботил...
"Беда в том, что национальная идея, обозначающая верность флагу – не указывает ни куда плыть, ни какой это флаг и что вообще это за корабль."

"Беда в том, что национальная идея, обозначающая верность флагу – не указывает ни куда плыть, ни какой это флаг и что вообще это за корабль."

Фото: Евгения ГУСЕВА

Когда-то было интересно – какая у России национальная идея?

Были сытые спокойные времена. Мыслители от скуки морщили лбы, пытаясь по-русски самореализоваться. То есть придумать себе проблему и решить ее. Нефть была дорога, жизнь тихонечко ползла вперед, народ обогащался залезая в ипотеки. В этом сонном штиле хотелось выйти на палубу и приятно поразмышлять – куда плывем? Зачем? От чего?

Ох, что только не напридумывали тогда. Помнится, даже Никита Михалков на свою беду польстился модой, написал целый манифест об «умножении доверия к старшим и начальникам», и назвал это проектом национальной идеи «консервативного просвещения». Естественно - жуткий гам и крик. Из разных лагерей повылазили другие мыслители и, разбомбив несчастного Михалкова, представили с десяток коммунистическо-либерально-православно-нацистский идей, на фоне которых даже манифест Никиты Сергеевича выглядел разумно и некровожадно. Повторяю, времена были спокойные, а это расслабляет и потворствует мыслеупражениям и фантазиям.

Сейчас дела покруче – буря рвет паруса, с капитанского мостика несутся команды, правда, пока не разберешь - то ли «все на верх!», то ли «на абордаж!». И вопрос куда – уже абсолютно бесcмысленен, тут даже высоколобые замолкли. Все видят – куда. Куда-то вперед. Главное, уже не свернуть. Стихия. Кораблю бы уцелеть.

Но почему-то именно в этот момент президент, ранее избегавший точных определений национальной идеи, произносит: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех. Потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше. И достаток будет больше, и комфортнее будет и т.д. Это и есть национальная идея".

Простая, лаконичная, хорошая мысль – надо любить свою страну, хранить ее, и она ответит тебе тем же. По мысли президента, в любви к Родине кроме альтруизма должен и быть и деловой расчет – лучше России лучше и тебе. Справедливо? Абсолютно. Разумно? Да.

Смущает лишь одно.

А разве кто-то из 146 миллионов россиян не любит свою страну? Есть кто-то из читателей, способный сказать – «я не патриот и не хочу жить все лучше и лучше в своей стране»?

Беда в том, что национальная идея, обозначающая верность флагу – не указывает ни куда плыть, ни какой это флаг (красный, имперский, нынешний или, не дай Бог, какой нибудь еще – из сумасшедшего будущего) и что вообще это за корабль.

Ведь и разрушитель царской империи Ленин желал стране только лучшего, и Сталин с кровью выжимавший из нее индустриализацию - тоже, и Горбачев с Ельциным, бесшабашно расколотившие построенное предшествениками – по своему были патриотами. Просто все эти пылкие ребята видят страну по разному.

Потому люди, идущие на гражданскую войну или казнящие друг друга, каждый во имя своей России, во все времена стояли по колено в крови – из-за любви к ней. Из-за своего искреннего всеиспепеляющего патриотизма.

И сейчас, судя, например, по дискуссиям в СМИ и соцсетях, множество людей проклинают друг друга во имя опять-таки своей собственной любви к Родине и смотрят на оппонента «по обожанию» через оптический прицел яростной пропаганды.

И какая любовь к Родине успокоит нас? Как исцелит? Как укажет наш общий путь?

Или нет ее, идеи этой? Или суть ее для России в школьных строчках Лермонтова, точно описывающих ежевековые переходы страны из сытых времен в войну, да и вообще русский характер и его извечную тоску:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!