Премия Рунета-2020
Калининград
+3°
Boom metrics
Общество1 декабря 2015 8:43

В Калининграде археологи наткнулись на старинный трактир с 400-летней историей

Популярное питейное заведение много веков назад располагалось у большой дороги на Пиллау.
Вновь увидевшие сегодня белый свет остатки стен, сложенных из больших валунов.

Вновь увидевшие сегодня белый свет остатки стен, сложенных из больших валунов.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

Калининградские археологи, работающие на месте строительства торгового комплекса на углу проспекта Мира и улицы Сержанта Колоскова в Калининграде, наткнулись на остатки старинного трактира. Об этом торговом заведении на большой дороге между Кенигсбергом и Пиллау было известно еще несколько веков назад.

Жизнь била здесь ключом

Старинная корчма, дата основания которой теряется во тьме веков, благополучно просуществовала практически до конца Второй Мировой войны, во время которой погибла под бомбежкой. Вновь увидевшие сегодня белый свет остатки стен, сложенных из больших валунов, и фрагменты пола, вымощенный мелким булыжником, свидетельствуют о добротности строения. А обнаруженные артефакты – о бурной жизни, которая здесь некогда била ключом.

Найденные мушкетные пули говорят о том, что среди посетителей трактира были военные.

Найденные мушкетные пули говорят о том, что среди посетителей трактира были военные.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

- Культурный слой действительно сохранился, хотя и был нарушен, когда в 1970-х здесь построили кафе «Сказка», - подтверждает археолог Иван Сходнов. – Большинство находок относятся к эпохе короля Пруссии Фридриха II, но есть и монета времен царствования короля польского и великого князя литовского Сигизмунда III Вазы, который правил с 1587 по 1632 годы.

Множество фрагментов курительных трубок лишний раз подтверждают, что трактир не страдал от недостатка клиентов. А чуть меньшее количество мушкетных пуль – что среди посетителей военные были отнюдь не исключением. Причем некоторые свинцовые шарики явно были использованы по назначению: в ходе охоты, дуэлей или боевых действий – теперь уже, конечно, не скажешь. Оплавленные фрагменты стеклянной посуды, осколки кофейных чашек и блюдец со следами копоти наряду с обугленными балками говорят о том, что заведение погибло в пламени пожара.

- Полноценное исследование объекта позволяет говорить о том, что исчезло одно из «белых пятен» в истории нашего города, - резюмирует Иван Сходнов. – И лишний раз подтверждает необходимость предварительных археологических работ на всех без исключения стройках Калининграда.

Где лес шумел, там дом стоит...

Если обнаруженная археологами придорожная корчма появилась на городских картах только в 18-м веке, то это объясняется лишь тем, что до этого момента район Хуфен просто не входил в черту Кенигсберга, хотя еще с 1286 года (!) формально пребывал под юрисдикцией одного из трех «городов-прародителей» - Альтштадта. В древности здесь шумели густые леса. Но в 1550 году, как в старом анекдоте, «усе пожрал долгоносик» - точнее, гусеницы, нашествие которых превратило богатейшие охотничьи угодья в бесплодные пустоши. Восстановить природный баланс удалось с помощью искусственных лесопосадок.

Три столетия тому назад Хуфен был отдан, как бы сейчас выразились, под индивидуальное жилое строительство. Собственно, само название района произошло от немецкого «Hufe» - так называлась немецкая мера площади лесных наделов, по-русски говоря, делянка. Вскоре здесь выросли богатые виллы с ухоженными парками, и район приобрел у горожан популярность, благодаря множеству таверн, кондитерских и других увеселительных заведений. Одним из них и являлся трактир, в 1820 году названый «Карлсрух» в честь владельца Карла Адлера.

Хуфен был включен в состав Кенигсберга в 1905-1908 годах наряду с 16 другими пригородами. В начале 19-го века район был уже был не только зоной отдыха, но и территорией проживания богатых кенигсбержцев. Лучшие дома принадлежали еврейским банкирам и торговцам, получившим после Наполеоновских войн гражданское равноправие. Однако по мере роста города, Хуфен переставал быть спокойным местечком. Бурный экономический рост в начале 20-го века привел к стремительной застройке пригородов. Не избежал этой участи и Хуфен.