Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды24 сентября 2015 11:10

Хлестаков из «Ревизора» и Ростов из «Войны и мира» были близкими родственниками

Прототипами персонажей для обоих классиков послужили родственники из дворянского рода Волковых
Мало кто знает, что прототипами персонажей для обоих классиков послужили родственники из дворянского рода Волковых

Мало кто знает, что прототипами персонажей для обоих классиков послужили родственники из дворянского рода Волковых

Фото: кадр из фильма

Такой же солнечной осенью, только 180 лет назад, в 1835 году, Николай Васильевич Гоголь принялся писать своего «Ревизора», а спустя еще 20 лет граф Толстой начал работу над «Войной и миром». Произведения, конечно, архизнаменитые. Но мало кто знает, что прототипами персонажей для обоих классиков послужили родственники из дворянского рода Волковых - рода, который был тесно связан также и с жизнью Александра Сергеевича Пушкина.

Хлестаков – вологодский авантюрист с мальтийским крестом

В основе саркастической комедии Гоголя об уездном обществе лежит реальный анекдот, клюква, смешная и разудалая авантюра помещика Платона Григорьевича Волкова, который в мае 1829 года явился в город Устюжна Новгородской губернии (сейчас это Вологодская область) и без зазрения совести представился всей тамошней знати крупным сотрудником III отделения. Мало того, что одно упоминание тайной канцелярии вызывало трепет и ужас у любого, так этот «агент» приехал в шикарной карете, одетый в модный столичный фрак, поверх которого красовался запрещенный императором мальтийский крест. Пять дней самозванец жил в лучшем доме на всем готовом, с удовольствием дурачил доверчивого городничего, кутил, флиртовал с дамами, получал подарки, был со всеми любезен и вежлив, а потом на лучших лошадях отбыл в Петербург.

Чуть погодя в Устюжну полетели начальственные запросы: узнать, кто этот таинственный «в партикулярном платье с мальтийским знаком и в собственной карете», куда ходил и что ему было нужно. Вскоре в Петербург шефу российской жандармерии Бенкендорфу пришел рапорт: так и так, это дворянин Платон Волков, выдавал себя за чиновника канцелярии вашего высокопревосходительства, требовал квартиру, довольствие своим людям, ходил на званые обеды, смущал дам, обещал всем протекцию.

Доподлинно известно, что эту зажигательную историю Гоголю рассказал Пушкин, знавший Волкова и сам собиравшийся писать историю о ревизоре-самозванце, но уступивший эту идею Николаю Васильевичу, о чем сам Гоголь писал: «Мысль "Ревизора" принадлежит также ему».

Впрочем, история эта обошлась без последствий для ее виновника. Хотя в канцелярии Бенкендорфа на наглеца Платона и была заведена тайная папочка, но хода делу не дали, решив его замять – преступления-то нет, анекдот один, да дурь уездной знати.

Дворянин Платон Григорьевич Волков действительно был азартным и колоритным повесой, авантюристом, картежником и жутким ловеласом… в общем вел себя разгульно. Авантюры этого жизнелюбца ужасно огорчали и портили жизнь его ближайшей родне. «Переживала за Платона вся семья. Отец сердился, мать плакала - позор», говорят праправнуки Волковы. Платона даже отправляли на перевоспитание к иезуитам (отсюда и мальтийский крест, возможно), но он по молодости все равно нет-нет да и выкидывал очередное коленце, - что происходило, кажется, не из дурных наклонностей, а по причине избытка сил, способностей и интереса к жизни. Так бывает, когда человеку этих сил и способностей отпущено больше, чем требуется для спокойного и размеренного существования. Платон, кстати, был литератором и поэтом, он, в подражание «Евгению Онегину» написал свою поэму «», и она была опубликована и даже имела некоторый успех - уже только поэтому Пушкин не мог не знать помещика Волкова, частенько, к тому же наезжавшего в столицу. Есть версия, что и Гоголь был знаком с Платоном. Во-первых, Платон состоял в сообществе литературных оппонентов Николая Васильевича и был этакой занозой для него, а во-вторых, монолог Хлестакова уж слишком явно спародирован Гоголем с хвастливого фрагмента объемистой поэмы Платона Волкова «Признание на тридцатом году жизни»: «по-барски я всегда живал, обеды через день давал... Каких тут не было затей! Всегда уха из стерлядей, всегда запасы осетрины и птиц дворовых и дичины. Десерт выписывал, бывало, с нарочными издалека. И, словом, только молока лишь птичьего недоставало».

Вопреки мнению некоторых специалистов, писавших, что знатный авантюрист, хорошо покуролесив, окончил жизнь в нищете и долгах, наша современница и потомок рода Марина Яковлевна Волкова (общение с которой и подтолкнуло меня к написанию этого текста), утверждает, что Платон, состарившись, бросил кутежи и карты, в очередной раз женился и жил в спокойствии и довольствии, хотя свои донжуанские привычки не оставлял до последнего часа. Что ж, жизнь, как известно, милосердна к веселым грешникам.

Любопытный штрих: Платон Волков входит в энциклопедический перечень видных литераторов 19 века и, кроме всего прочего, писал рецензии – например, на «Горе от ума» Грибоедова (о магии такого совпадения читайте ниже).

Николай Ростов из «Войны и мира» - пример для импортозамещения

Совсем другим человеком был родственник нашего «хлестакова» Николай Аполлонович Волков, послуживший Льву Толстому прототипом Николая Ростова из «Войны и мира». Николенька Ростов – абсолютная копия Волкова даже внешностью ("невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица»), и складом натуры (весел, открыт, добр и эмоционален). Да и судьбы их схожи. Оба после войны 1812 года занялись семьей и хозяйством. Правда, Николай Волков (умер только в 1858 году) впоследствии стал первым аристократом-предпринимателем, при этом очень прогрессивным (эту черту Толстой использовал, кажется, для Левина из «Анны Карениной»). Волков имел сыроварню, слесарное заведение, литейный цех и две ткацкие мануфактуры (одна где Павелецкий вокзал, вторая – в Горенках), которые он оборудовал по последнему слову техники, выписывая станки из Англии. Мало того что продукция его фабрик превосходила качеством зарубежные аналоги (берите пример, олигархи!), так Волков был очень продвинутым в социальной сфере: его крепостные рабочие (он свез на фабрики своих крестьян из семи губерний) получали жалование и содержание, каких не имели вольнонаемные рабочие у других промышленников. Волков заботился и об увечных и престарелых, учредив особую кассу, из которой им платили ежемесячную пенсию. По его же распоряжению «для фабричных устроена больница и при ней аптека под заведование медика и помощника». Для рабочих он построил два больших каменных дома и два деревянных, несколько одноэтажных флигелей и еще большой корпус. При образцовых волковских фабриках был ботанический сад, где плодоносили миндаль, лимон, померанцевые, лавровые, виноградная, абрикосовая и персиковая оранжерея, а также ананасовая теплица. Все это было похоже на итальянскую виллу и являет пример для современной идеи импортозамещения.

Николай Волков был родным братом Марии Аполлоновны Волковой, фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мария Аполлоновна была очень образованной женщиной живого ума, с широким кругом общения, влияющей на современников и ведущей оживленную переписку. Широко известны ее письма подруге Варваре Ланской, которые давали полную картину частной дворянской жизни времен войны 1812 года с Наполеоном и живейшие портреты знати (имен примерно сотня, включая и Кутузова, и Багратиона).

Когда Толстой работал над романом "Война и мир", Андрей Евстафьевич Берс, отец его жены Софьи Андреевны и большой друг скончавшейся к тому времени фрейлины Волковой, передал все эти письма Толстому. Вот так Николай Волков стал Ростовым, да и многие характеристики других героев Толстого тоже перекочевали в роман из писем Марии Аполлоновны.

Письма эти также использовал и Грибоедов – для написания «Горя от ума». Литературоведы утверждают, что образ прямого и независимого в суждениях Чацкого «был списан с М. А. Волковой», что современники называли ее «Чацким… без "горя от ума". Мария Аполлоновна прослужила и Пушкину, который, бесконечно уважая человеческие качества фрейлины, с нее писал героиню повести «Рославлев. Из неизданных записок дамы. 1811 год» Полину (Пушкин писал это произведение, полемизируя с писателем Загоскиным, «принижающим», по его мнению высоты духа русской аристократии времен войны с Наполеоном), а потом наделил ее чертами и Татьяну Ларину, которая как и фрейлина Волкова смазливой красотой не блистала (портретов не сохранилось, но все отмечали ее необычайные серые глаза), зато была умна и благородна.

Пушкин: от любви до гибели

Но взаимоотношения Пушкина с дворянами Волковыми начались гораздо раньше. Ровно 200 лет назад юный 16-летний Саша Пушкин без памяти влюбился в Екатерину Бакунину – Волкову по материнской линии. Прелести красавицы-фрейлины поэт описал в стихотворении «К живописцу», и об этой его страсти знал весь Лицей, распевавший откровенное стихотворение на манер романса (и ноты и текст дошли до наших дней). Мало того, в Екатерину Павловну были влюблены и его однокашники Пущин с Малиновским («как мы одну все трое полюбили, наперсники, товарищи проказ…»), и Пушкин отчаянно ревновал. Итогом тех любовных томлений стал добрый десяток стихов - от горячечных подростковых (иные из которых лучше даже не цитировать) до прекрасно-печальных, именинный мадригал, да потом еще ностальгический кусок в «Евгении Онегине»: «когда в забвеньи перед классом порой терял я взор и слух…». Пережив страшную, как и положено в этом возрасте, тоску разлуки, Пушкин, позже составляя свой донжуанский список поместил Бакунину-Волкову на почетное место под именем Катерина I. «Первая любовь всегда дело чувства, – писал он в 1830 году. – Чем она была глупее, тем больше после нее остается сладостных воспоминаний». Впрочем, воспоминаниям дело не ограничивалось – Пушкин и Катерина I позже встретились в Петербурге и общались всю жизнь.

А вот что дама писала своей приятельнице, когда повстречала поэта в театре весной того же 1830 года: «... в числе интересных знакомых были Гончарова с Пушкиным. Судя по его физиономии, можно подумать, что он досадует на то, что ему не отказали, как он предполагал. Уверяют, что они уже помолвлены, но никто не знает, от кого это известие. Утверждают кроме того, что Гончарова-мать сильно противилась свадьбе своей дочери, но что молодая девушка ее склонила. Она, кажется, очень влюблена и увлечена своим женихом, а он с виду так же холоден, как и прежде, хотя разыгрывает из себя сентиментального…»

Другой представитель рода Волковых – генерал Александр Волков, главный полицмейстер и любимец всей Москвы, человек, по отзывам современников, безукоризненной порядочности, по настоятельной просьбе Бенкендорфа присматривал за Пушкиным, когда тот был в Москве в 1827 году. Генерал Волков, сам страшный сибарит, прислал в Петербург соответствующий отчет: «…он принят во всех домах хорошо. И кажется, не столько теперь занимается стихами, как карточной игрой, и променял музу на «муху», которая теперь из всех игр в большой моде».

С Пушкиным был еще с юности знаком и племянник нашего генерала – статский советник Павел Миллер, служивший какое-то время у Бенкендорфа. Так уж случилось, что сразу после кончины Пушкина Миллер нашел в сюртуке, в котором поэт стрелялся на дуэли, заветное письмо, адресованное Бенкендорфу для передачи императору. Пушкин написал его, исполняя обещание, данное в ноябре 1836 года Государю уведомить его, если ссора с Дантесом возобновится. Поэт так его и не передал. Из гордости. Понимая, что власть вмешается, чтобы предотвратить дуэль. Письмо долго оставалось в собственности Миллера вместе с именным экземпляром «Повестей Белкина» и записками поэта к нему, и только гораздо позже перешло в Русский Архив.

КСТАТИ

Никита Михалков - тоже родственник

Волковы во второй половине 19 века породнились с предками Никиты и Андрея Михалковых. В родовом имении Михалковых Петровское была целая портретная галерея и архив рода Волковых. Впоследствии он был передан в Рыбинский музей-заповедник.

Род Волковых в России начался с Григория Волка, рыцаря Ордена Трубы, прибывшего в Россию из Литвы в 16 веке. Волк с двумя сыновьями прибыл на службу к Василию III. Список великих (исторических личностей) Волковых насчитывает 20 человек. Портреты всех знаменитых Волковых есть в музеях России – в основном в Петербурге и Москве, в Третьяковской галерее, например.

Мы благодарим за помощь Марину Яковлевну Волкову, нашу современницу и коренную москвичку и потомка Рода Волковых.