Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды25 сентября 2015 16:35

Лучшие фильмы Венецианского фестиваля

Обозреватель «КП» выбрал главные картины старейшего в мире кинофорума
«Черная месса».

«Черная месса».

Фото: кадр из фильма

«Черная месса» (США)

Режиссер - Скот Купер.

Реальная история, еще один крепкий, на широкую ногу сделанный гангстерский фильм, никак не раздвигающий границ жанра, сделанный с явной оглядкой на фильмы Скорсезе 1980 - 1990-х годов. В центре - экс-«король Бостона» Джеймс Балжер, на протяжении долгих лет сотрудничавший с ФБР, что позволяло ему безнаказанно убивать людей по своему усмотрению и вершить всякое другое вопиющее беззаконие. Гангстера поймали совсем недавно, он получил два пожизненных срока, а в виде компенсации его роль исполнил в кино обезображенный специально для «Оскара» (должны дать!), но все равно красивый Джонни Депп.

«Событие» (Нидерланды - Бельгия)

Режиссер - Сергей Лозница.

Монтажная картина Лозницы («Счастье мое», «В тумане») посвящена путчу 1991 года. На экране только Ленинград, только народ, схваченный в момент основной своей деятельности - творения исторического процесса. Смотря картину, невозможно не думать о том, что потом тот же народ будет говорить о Ельцине и его соратниках, из которых в картине действует только Анатолий Собчак (и совсем мельком молодой Владимир Путин). Ключевой эпизод «События» - замена советского флага российским. Картина Лозницы показывает рождение если не нации, то российского гражданского общества.

«Событие».

«Событие».

Фото: кадр из фильма

«Маргарита» (Франция)

Режиссер - Ксавье Джанноли.

Историю худшей оперной певицы в мире (ее звали Флоренс Фостер Дженкинс и ее уже успела сыграть Мерил Стрип в только что снятом фильме Стивена Фрирса) французы сделали своей, сняв на ее основе прелестный, умный, легкий, парадоксальный и чуть душещипательный фильм - лучший французский фильм 2015 года. Немолодая уже Маргарита (отличная Катрин Фро) поет строго мимо нот исключительно противным голосом, от которого трескается посуда. Но счастливым образом не догадывается об этом, поскольку очень богата, и потому всю жизнь отдает музыке. Купив себе педагога, она решает дать отчетный концерт в шикарном зале перед обычной, а не прикормленной публикой. Во время выступления, уже осмеянная и освистанная, она на секунду обретает стопроцентный музыкальный слух и ангельский голос - только для того, чтобы сразу его сорвать... Маргарите очень не хватает любви, но «по-своему» любящий ее муж как может оберегает ее от реальности. С этой точки зрения «Маргарита» - отличная метафора творческого процесса, всякой жизни, «отданной искусству», то есть иллюзии. Творец не видит и не слышит себя в момент творчества, не отдает себе отчета в том, что извлекаемые им звуки, быть может, лучше не извлекать, слова - не исторгать, кино - не снимать, и т. д. Он просто счастлив в момент творчества. И мы, разумеется, за него очень рады, но твердо знаем, что момент истины настанет. И для особенно оторвавшихся от реальности он станет и моментом расплаты.

«Маргарита».

«Маргарита».

Фото: кадр из фильма

«Франкофония» (Франция - Германия)

Режиссер - Александр Сокуров.

Фильм Сокурова - лирико-философское, документально-игровое эссе на излюбленные им темы истории и культуры. С формальной точки зрения это совсем не похоже на все, что делал Сокуров в последние годы, даже на знаменитый «Русский ковчег». Хотя со снятым в Эрмитаже фильмом о русской истории у посвященной Лувру «Франкофонии», несомненно, много общего. Эти фильмы объединяет прежде всего преклонение автора перед содержащимися в этих музеях гуманитарными ценностями: «Кому нужна Франция без Лувра? Кому нужна Россия без Эрмитажа?»

«Франкофония».

«Франкофония».

Фото: кадр из фильма

«В центре внимания» (США)

Режиссер - Том Маккарти.

Крепко написанное, поставленное и сыгранное актерами Майклом Китоном, Марком Руффало и Рэйчел МакАдамс кино в традиции лучших политических триллеров Голливуда 1970-х годов. Фильм рассказывает реальную историю расследования журналистами газеты «Бостон глоб» массовой практики совращения малолетних католическими священниками. Сначала вскрыли, но замолчали 12 таких случаев, потом в результате кропотливой и небезопасной работы обнаружилось целых 90, а после выхода материалов позвонившие в газету благодарные читатели довели это число едва ли не до трех сотен. Священники не просто разрушали детские души, но и отвращали людей от веры. В конце фильма перечислены все приходы по всей Америке, где зафиксированы случаи разврата церковников. Массовый характер злоупотреблений, утверждает фильм, - прямое свидетельство того, что это совсем не набор частных случаев, а настоящий психопатологический феномен...

«В центре внимания».

«В центре внимания».

Фото: кадр из фильма