Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Звезды28 августа 2015 10:08

В Ленинграде жил и работал крестный отец «Звездных войн», «Терминатора» и «Титаника»

Павел Клушанцев в 50-х начал делать спецэффекты, которые не могли разгадать мастера из США.
Источник:kp.ru
ФОТО: «Планета бурь» 1961 год

ФОТО: «Планета бурь» 1961 год

Эра российского кино началась в Петербурге. В октябре 1908 года в столице империи совершенно неискушенным зрителям показали первый отечественный фильм «Понизовая вольница». Два года спустя, и вновь в городе на Неве, родился человек, который позже придумал жанр научно-фантастического кино. Это далеко не единственная заслуга Павла Клушанцева. Он практически изобрел спецэффекты, без которых фильмы про полеты в космос начали бы снимать на несколько десятилетий позже.

«ЖЕРТВА НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ»

Стэнли Кубрик и Джордж Лукас. Два столпа западного фантастического кино. Новаторы, гении, чьи фильмы до сих пор смотрят, открыв рот. Впрочем, их космические эпопеи могли не получиться такими без советского режиссера Павла Клушанцева.

В 1994 году журнал «Американский кинооператор» посвятил ему целых два выпуска. Существует легенда, или все-таки факт, что в 1988 году Джордж Лукас добивался личной встречи с Клушанцевым. Советским чиновникам он объяснял, что этот товарищ – крестный отец «Звездных войн», с которыми американец и приехал на премьеру в Москву. Однако оказалось, что никто так и не понял, о ком шла речь. К тому моменту имя советского кинематографиста совсем забылось.

Павел Клушанцев ФОТО: /www.kino-teatr.ru/

Павел Клушанцев ФОТО: /www.kino-teatr.ru/

Клушанцев родился 25 февраля 1910 года в Петербурге в обедневшей дворянской семье. С 1930 года работал оператором на киностудии «Белгоскино», а в 1934 году перешел на Ленфильм, где переквалифицировался в режиссера.

В конце 40-х увлекся трудами Циолковского. Больше всего его захватывают идеи межпланетных путешествий. Впоследствии из-за своих новых предпочтений режиссер перешел с мощного Ленфильма на совсем скромную «Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов», где проработал аж до 1972 года.

В 1957 выходит «Дорога к звездам» - один из первых в истории кино популярно-фантастических фильмов. Раньше никто не догадался смешивать науку и выдумку. Первая половина фильма – это документальная история о развитии ракетной техники и ее будущем. Вторая часть снята в духе игрового кино, где по сюжету от Земли отрывается космический аппарат с человеком на борту.

Счастливчики, посмотревшие этот фильм во время его выхода, не верили глазам. Даже сейчас не все понимают, как можно было в 1957 году снять такие кадры.

Картина состоит из невероятных для того времени комбинированных съемок с макетами ракет, космических кораблей, орбитальных станций. Тут и звездное небо, и, главное, выход человек в открытый космос и его парение в невесомости. Без ниток и веревок!

Полет в невесомости в фильме 1957 года «Дорога к звездам» впечатлил Стенли Кубрика, который потом использовал те же приемы в своей «Космической одиссеи 2001 года».

Полет в невесомости в фильме 1957 года «Дорога к звездам» впечатлил Стенли Кубрика, который потом использовал те же приемы в своей «Космической одиссеи 2001 года».

«Космическая одиссея 2001 года»

«Космическая одиссея 2001 года»

СОВЕТСКИМ АКТЕРАМ ДАЛИ АМЕРИКАНСКИЕ ИМЕНА

«Дорога к звездам» шла в прокате по всему миру. Фильм получил награды на фестивалях в Москве и в Белграде.

Тогда же ленту посмотрел культовый Стенли Кубрик, который в одном из интервью и вовсе заявил, что без этого фильма он бы не придумал «Космическую одиссею 2001 года».

После успеха у Клушанцева родилась идея поставить полностью игровое научно-фантастическое кино о путешествии на Луну. В 1959 году он подал заявку, и проект утвердили. Впрочем, потом режиссер рассорился со сценаристами Михаилом Витухновским и Александром Казанцевым. Но последний все-таки остался, но сценарий переписал, переделав на киноязык собственную повесть «Планета бурь». В итоге советские космонавты отправились не на спутник Земли, а на Венеру.

Говорят, что на генеральном просмотре министр культуры Екатерина Фурцева потребовала вырезать из картины фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите, плачет. По мнению грозной чиновницы, советская женщина-космонавт так себя вести не будет. К счастью, ее все-таки уговорили оставить эпизод.

Фильм «Планета бурь» вышел на экраны СССР в 1961 году. Массовое увлечение космосом, полет Юрия Гагарина – лента стала хитом. И это несмотря на то, что режиссера явно больше интересовали «картинка» и научный подход, нежели взаимоотношения между людьми. Тем не менее, заметную роль в «Планете бурь» сыграл Георгий Жженов.

Ошеломительный успех, и в итоге фильм в прокат закупили 28 стран. Среди них были США. Вот только американские зрители увидели несколько другое кино. На студии продюсера Роджера Кормана специально перемонтировали оригинальную картину, вставив несколько новых сцен и эпизодов. Кино просто выдали за собственное под названием «Путешествие на доисторическую планету». В титрах советские актеры, оставшиеся в фильме, получили вымышленные англоязычные имена. Например, Георгий Жженов стал Куртом Боденом, Геннадий Вернов - Робертом Чанталом.

Американская версия вышла 1965 году. Три года спустя тот же продюсер опять решает заняться тем же неблагородным делом – перемонтировать советский шедевр. На этот раз снялся еще тогда начинающий режиссер Питер Богданович.

Из первой подделки убрали все новые сцены, добавив совершенно другие – теперь на Венере вдруг зажили полуголые амазонки. Фильм вышел в прокат под названием «Путешествие на планету доисторических женщин».

Сцена с горящим в лаве роботом в фильме 1961 года «Планета бурь» запомнилась постановщику спецэффектов Роберт Скотак, который потом точно также утопил Терминатора

Сцена с горящим в лаве роботом в фильме 1961 года «Планета бурь» запомнилась постановщику спецэффектов Роберт Скотак, который потом точно также утопил Терминатора

Гибель робота из «Планеты бурь» была грустным моментом в фильме. Как и в «Терминаторе-2».

Гибель робота из «Планеты бурь» была грустным моментом в фильме. Как и в «Терминаторе-2».

НЕРАЗГАДАННЫЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ

Советским критикам «Планета бурь» не понравилась. Из-за чего Клушанцеву пришлось отказаться от игрового кино и переключиться на научно-популярный кинематограф. Два фильма - «Луна» в 1965 году и «Марс» в 1968 году - тоже становятся хитами, но уже совсем для небольшого круга зрителей. Обе ленты со спецэффектами рассказывают о возможном освоении планет.

В 1972 году Павел Клушанцев ушел на пенсию. Руководство студии больше не интересовали далекие звезды и планеты. Уникальные наработки и макеты, накопленные за десятилетия, потерялись в недрах «Леннаучфильма».

Жизнь на этом не кончилась. Клушанцев начал писать детские фантастические книги «О чем рассказал телескоп», «К другим планетам», «Станция Луна», «Отзовитесь, марсиане!», «Дом на орбите», «Одиноки ли мы во Вселенной?».

В начале 90-х с режиссером связался известный постановщик спецэффектов Роберт Скотак. Американец, получивший два Оскара – за «Терминатор-2» и «Титаник», готовил книгу о комбинированных съемках. Кинотрюки из фильмов советского режиссера, около 50, ему так и не удалось разгадать. Клушанцев отправил Скотаку чертежи и пояснения к ним, но этого оказалось мало, и в 92-м году они встретились. Киноведы считают, что оба Оскара американца – это приятные последствия знакомства с русским гением.

Конечно, иногда про советского новатора вспоминают. Выходят документальные фильмы, однако заслуги его почему-то малоинтересны. Павел Клушанцев умер 27 апреля 1999 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.