Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+18°
Boom metrics
Общество31 июля 2015 6:59

Зачем шведский сухогруз протаранил и пустил на дно русскую подлодку "Сомъ"

Интересную версию затопления выдвигает хранитель музея кадетского корпуса, где учился капитан судна Хрисанф Бугураев
«Комсомолка» разыскала эксклюзивные факты о жизни капитана судна.

«Комсомолка» разыскала эксклюзивные факты о жизни капитана судна.

Фото: Ольга ГОПАЛО

Информация о том, что дайверы обнаружили на морском дне подводную лодку «Сомъ», затонувшую у берегов Швеции почти сто лет назад с 18 членами экипажа на борту, со скоростью звука облетела все федеральные каналы, благодаря чему донеслась и до глубинки. Как только историки озвучили имя капитана подлодки, воевавшей в годы Первой мировой войны, Хрисанфа Константиновича Бугураева, жители Ростовской области тут же признали в нем своего земляка. - Конечно, слыхали, - не скрывает эмоций местный краевед Богураевского сельского поселения Белокалитвенского района Ростовской области Иван Колфин, откуда родом подводник. - Из казаков он, из наших. В живых-то его никто не видел, но есть те, кто двоюродными внучками и правнучками себя считают (потомки родного брата отца моряка). Так, седьмая вода на киселе. Фамилии у многих теперь другие, да и ни фотографий, ни историй за давностью лет не сохранилось – имя одно. Вот сейчас разговоры пошли, что судно поднимут и экипаж захоронят. Так мы настаиваем на том, чтобы Хрисанф Константиныч был похоронен на Донской земле, откуда он и родом.

Фото: Ольга ГОПАЛО

Личное дело выкупил за пять тысяч рублей Из скудных записей, которые дошли до наших дней (послужной список от 1913 года, - ред.), ясно, что он родился в станице в станице Усть-Белокалитвинской (ныне город Белая Калитва Ростовской области - ред.). Происходит из личных дворян области Войска Донскаго, воспитывался в Донском Императора Александра III Кадетском Корпусе. Кстати, на Дону до сих пор есть тот самый корпус, в который больше века назад поступил маленький Хрисанф. - Еще как знаем, это же наш выпускник! - с гордостью сообщает директор корпуса, полковник Сергей Крютченко. - Я когда сюда пришел работать, ко мне один краевед пришел и говорит: «Мол, знаете, что у вас такой вот кадет был?». И предложил: «Я поеду в Фонды Российского государственного архива Военно-морского флота и могу достать ксерокопию его личного дела».

Фото: Ольга ГОПАЛО

Сказано-сделано. Через несколько дней бумаги были уже в Новочеркасске (корпус находится там, - ред). Сергей Иванович нехотя признается, что заплатил за услуги краеведу пять тысяч рублей. Зато теперь - какая память! О командире подводной лодки «Сомъ», которая участвовала в Первой мировой войне, в местном музее не только рассказывают, но и показывают: на какие отметки учился, как учителя отзывались, как в 26 лет командиром стал. Желающих хоть отбавляй — кадеты, иностранцы, которые на экскурсию приезжают в столицу донского казачества. А теперь личное дело кадета Хрисанфа Бугураева получило второе дыхание.

Фото: Ольга ГОПАЛО

«Несколько конфузен, но всегда правдив и откровенен» Листаем выцветшие страницы, написанные аккуратным подчерком на уже забытом старославянском языке. Отец мальчика Константин Бугураев был уважаемым человеком на Дону — есаулом, да еще и помощником смотрителя рыбных ловель на Дону (хлебное по тем временам место). Хрисанф — первенец в семье. Мальчика нарекли именем ближайшего в святках римского мученика. Были у него еще двое братьев Максим и Анатолий, а также сестры Муза и Инна. Обычная по тем временам казачья семья. В десять лет маленький Хрисанф поступает на подготовительные курсы.

Фото: Ольга ГОПАЛО

Вот что пишет офицер-воспитатель о своем воспитаннике: «Способный, достаточно хорошо развит, прилежен, внимателен, трудолюбив, к учебе относится добросовестно». Уже в старших классах учителя отмечают у него такие качества как «добродушный, уживчив с товарищами, помогает отстающим, набожный, привязан к родителям, вежлив в общении, опрятен, бережлив, проступков не совершает, со старшими вежлив, несколько конфузен, но всегда правдив и откровенен. Временами даже флегматичен». Кадет на десять баллов занимался танцами, фехтованием, гимнастикой и физическими занятиями. Кадесткий корпус он закончил в 1909 году в звании вице-урядника и со средним баллом 9,7. - Учился он очень хорошо, - комментирует Сергей Иванович. - Тогда ведь была другая система оценки знаний - 12 бальная. Если переводить на наше время, у него были практически одни пятерки.

Фото: Ольга ГОПАЛО

Получил десять суток за то, что разъезжал с женихом на извозчике После Хрисанф поступает в Морской Корпус в Петербурге, где ему предстоит учиться пять лет. Учась в корпусе, он выходит в плаванье на учебных судах «Рында» и «Воин», крейсерах «Богатырь» и «Аврора». Из гардемарина становится унтер-офицером. А 18 октября 1912 года подает рапорт с просьбой о зачислении в Учебный отряд подводного плаванья. Первые навыки оттачивает на подлодке «Сиг», в сентябре 1913 года становится помощником командира подводной лодки «Белуга». Далее плавает наподлодках «Стерлядь», «Крокодил», «Акула», «Окунь» вахтенным методом (то есть дома казак не бывал по нескольку месяцев, - ред). В феврале 1914 года становится помощником командира. Один из донских краеведов уверяет, что тогда же он и получил десять суток домашнего ареста за то, что на свадьбе своего матроса, где он был посаженным отцом, разъезжал с женихом на извозчике по Либаве. Сам же Хрисанф за год до этого "вступил в первый законный брак с дочерью отставного полковника, девицею Надеждой Михайловной Пановой 20 лет от роду ".

Фото: Ольга ГОПАЛО

К 26 годам Хрисанф был уже опытным подводником В корпусе говорят, что в 1914 году Бугураев был уже опытным подводником. В конце 1915 был награжден орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом (как и его отец - участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.). В апреле 1916 года получил звание лейтенанта. А за два месяца до этого назначен старшим офицером подводной лодки «Крокодил». Первый самостоятельный боевой поход действительно предстоял ему на подлодке «Сомъ», которая в начале мая 1916 года вышла в море. И это был его последний выход в открытое море. Некоторые эксперты говорят, что виной тому, что лодка затонула, стала неопытность экипажа. Как рассказал «Комсомольской правде» эксперт по истории подводного флота и автор проекта «Штурм глубины» Андрей Николаев, к началу Первой мировой войны «Сомъ» использовался для тренировки молодых офицеров. То есть в момент гибели на лодке находился неопытный экипаж. Бугураев пришел с другого, более современного подводного корабля. Его не подготовили к управлению субмариной с малым водоизмещением. Скорее всего, лейтенант просто не рассчитал расстояние до парохода и, избегая аварии, попытался резко увеличить глубину, набрав столько воды, что просто не смог всплыть обратно - не хватило воздуха в запасниках.

Фото: Ольга ГОПАЛО

«Иностранец» протаранил нашу лодку форштевнем Однако донские казаки с этим категорически не согласны. - Гибель подлодки произошла 10 мая у банки Оландс-хафф у берегов Швеции в открытом море, - говорит хранитель музея Петр Мершиев. - Наши обнаружили там шведский сухогруз «Ангермаланд». Дело в том, что шведы в Первую мировую войну были нейтралами, но их суда в нарушение закона о нейтралитете постоянно помогали немцам перевозками разных стратегических грузов. «Сом» всплыл для проведения досмотра и перекрыл путь «иностранцу», поскольку, прежде чем принять решение, нужно было выяснить - какие грузы везут, досмотреть, проверить документы. В тот момент командир иностранного корабля, вероятно, и отдал приказ «полный вперед». Скорее всего, «иностранец» протаранил нашу лодку форштевнем (он находится в носу корабля, - прим. Авт.), пробил прошивку и судно затонуло. Экипаж погиб. Наша лодка была найдена на глубине 5-10 метров на прескопной глубине, что подверждает эту версию. Ведь, если бы речь шла о неопытности капитана подлодки, то шведы могли попытаться спасти наших моряков или уйти от столкновения, дав команду «стоп машина», застопорив задние винты, чтоб не столкнуться. Но этого не произошло. Сейчас, когда лодку поднимут на поверхность, то будет точно известно – что случилось на самом деле. Обвинить на самом деле проще всего!

А пока дончане верят, что ученым удастя раскрыть тайну гибели подводной лодки «Сомъ» и надеются, что уцелевшие вещи, которые сопровождали последние минуты жизни донского казака Хрисанфа Бугураева, передадут им в музей. А они, в свою очередь, будут рассказывать о великом земляке тем, кто с детства выбрал профессию - родину защищать.

Эксперты считают, что в гибели судна виноват все же экипаж и последний командир. Фото: Ocean X Team

Эксперты считают, что в гибели судна виноват все же экипаж и последний командир. Фото: Ocean X Team

КСТАТИ Брат Хрисанфа Бугураева, Максим, который младше его всего на год, также закончил Кадетский корпус в Новочеркасске. Он дослужился до звания полковника, но не принял безбожных коммунистических идей и уехал заграницу. Прах его и жены Софии Ивановны покоится на казачьем участке Свято Владимирского Кладбища в Америке, где порядка девяти тысяч казачьих могил. Максим Константинович написал не мало статей и брошюр, связанных с гражданской войной. Наиболее известна из них - «Генерал Врангель». Потомки Хрисанфа Констаниновича также проживают в Астрахани и, возможно, в Санкт-Петербурге. Есть его прямые родственники в Америке и, возможно, во Франции.

О субмарине специалисты и раньше знали практически все, а теперь появился шанс увидеть ее саму Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

О субмарине специалисты и раньше знали практически все, а теперь появился шанс увидеть ее саму Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ТТХ Подлодка «Сомъ» Корпус: веретенообразная форма с утолщенной носовой частью и узкими обводами кормы.Есть легкая надстройка. Длина - 19,3 метра, ширина - 3,5 метра, средняя осадка - 2,9 метра; предельная глубина погружения - 30 метров; надводная скорость - 8,5 узлов, подводная - до 6 узлов; под водой могла быть до 15 часов; автономность плавания - 8 суток; экипаж - 18-22 человека; двигатель бензиновый, мощность 160 лошадиных сил; вооружение – один носовой торпедный аппарата калибра 457 мм; боезапас - 3 торпеды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Капитан затонувшей подлодки «Сомъ» служил на крейсере «Аврора» Субмарину времен Первой мировой войны могла погубить неопытность экипажа (Подробности)