Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды25 июня 2015 4:28

Никита Михалков: «На Лубянке я бы поставил Столыпина, вместо Дзержинского»

Знаменитый режиссер прокомментировал новости и представил свою автобиографическую книгу
Знаменитый режиссер Никита Михалков прокомментировал новости и представил свою автобиографическую книгу

Знаменитый режиссер Никита Михалков прокомментировал новости и представил свою автобиографическую книгу

Фото: РИА Новости

Никита Сергеевич встретился со своими гостями и журналистами в среду, 24 июня в гостинице «СтандАрт», открывшейся по соседству с театром «Россия», где проходит Московский кинофестиваль.

- Моя книга называется «Территория моей любви», - начал Никита Сергеевич. - Очень давно меня двигали в сторону ее написания, но я как-то не видел такой уж назревшей необходимости в, так сказать, подведении итогов – не мой это жанр итоги подводить. Но в октябре у меня юбилей, поэтому все-таки решили это сделать. Это не полное жизнеописание, это часть какой-то, может быть, большой работы, куда войдут и мастер-классы, которые, мне кажется, интересны и воспоминания о потрясающих людях, с которыми меня господь свел. Феллини, Куросава, Шредер, Берлускони, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Мерил Стрип. Но об этом я напишу в будущем, а в этой книге - мои рассказы о родителях, о семье, детях, о моих картинах. Мне кажется, вышла занятная книжка – для меня лично хотя бы в смысле попытки двинуться в сторону создания такой вот литературы. Мой брат написал уже довольно много книг, а я и не начинал, считай, даже, но вот одна, первая уже вышла.

- Вышла и еще одна книга – об «Утомленных солнцем-2».

- Да, это довольно странная история. Меня, честно говоря, удивила и даже поразила реакция на картину «Утомленные солнцем-2». Кино может нравиться, может не нравиться. Но когда картину начинают уничтожать за восемь месяцев до выхода, когда на основании полуораминутного трейлера, объявляется, что это ужасающая мерзость и смотреть фильм не надо, что-то в этом есть неестественное. Тем более что я эту картину снимал все же не в беспамятстве. И со мной еще 600 человек работали с воодушевлением и радостью семь лет - ну не могут же все они быть идиотами. А потом я был еще больше удивлен – когда «Вашингтон пост», «Либерасьен», серьезные издания, обсуждают картину, которую никто не видел! Меня это насторожило, и я попросил моих товарищей из Института стратегических исследований все это изучить. И в результате вышла эта книга. Ее автор – Петр Мультатули (правнук повара Николая II, расстрелянный вместе с царской семьей в ипатьевском доме – прим. КП). Называется работа – «Противостояние «Утомленным солнцем: кто и зачем ведет войну с фильмами Никиты Михалкова». И я должен сказать, что это поразительный, изумивший меня документ. Потому что выяснилось, что это связано не только с фильмом, а вообще с международной ситуацией, с отношением к Путину, с взаимоотношениями разных слоев общества, с мировыми движениями – да, короче, бог знает с чем! Я бы, может, и не поверил, и счел бы это безумной конспирологией, если бы всего этого не видел сам. Это прямо учебник-пособие «как это делается», как можно превратить одно в другое, как можно извратить любое отношение, как можно, не видя картины, создать предубеждение, что ее смотреть не надо. Это урок, урок серьезный, и мне эта книжка кажется не только интересной, но и знаковой.

- Никита Сергеевич, а какой реакции вы ждете на свою «Территорию любви»?

- Я не большой писатель, не Толстой и даже не Довлатов. Я не хотел бы уподобляться тем, кто называет себя писателем, не будучи им. Но книжка очень легко читается, она такая… разговорная. Мне, кстати, сказали в издательстве, что за две недели половина тиража уже ушла – 7, 5 тысяч экземпляров. Я и не предполагал, что это может так разлететься. Значит, будем продолжать. Я никого не хочу шокировать. Кому интересно узнать что-то обо мне и о моих ощущениях от уже довольно длинной жизни, тот прочтет эту книгу. Она достаточно спонтанна, как будто просто что-то взято с полки памяти. На нее ушло примерно полгода, но не подряд. Когда я ее начал писать, то довольно скоро понял, что занимаюсь перфекционизмом, переписывал кусками и потом понял, что разговорный стиль изложения - это то, что больше всего подходит для такой книги. В общем, дайте только разогнаться.

- Как вы относитесь к возможному возвращению памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь? Мосгордума приняла решение провести референдум на этот счет.

- Я бы лично поставил на этом месте памятник Столыпину. Именно на этом месте, а не там, где он сейчас (на Новом Арбате – прим. КП). Мне кажется, что вопрос о памятнике Дзержинскому очень политизирован и даже провокационен. «Давайте вернем памятник Дзержинскому» - что это значит? Для сознания определенной части людей это значит - мы возвращаем КГБ, ВЧК. Для кого-то это будет просто чем-то обыденным – стоял и пусть стоит. Если бы этот памятник стоял несколько веков, как памятники другим выдающимся людям, то наверное, и был бы смысл его вернуть. На Лубянскую площадь, конечно, просится какой-нибудь памятник, но это очень знаковое место, и относиться к выбору нужно очень внимательно. Я не знаю, Дзержинскому ли там стоять, но в любом случае, памятник на этом месте – он будет больше, чем памятник.