Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Политика27 апреля 2015 12:00

Это все, что останется после него…

Дверь за собой премьер Оторбаев закрыл. А за ней - ворох проблем. Впрочем, утверждает эксперт, это не его вина. Другого и не стоило ожидать от «технического» главы кабмина
Фото: gov.kg

Фото: gov.kg

Почему ушел премьер-министр Джоомарт Оторбаев? Именно сейчас? Что будет с решением таких вопросов, как соглашение по «Кумтору» и подписание вступления в ЕАЭС? Эти вопросы сейчас волнуют Кыргызстан очень сильно. Что объяснимо - за менее чем полгода до парламентских выборов такой вот фортель от главы кабмина вызывает множество опасений. Директор Центра перспективных исследований Сергей Масаулов высказал свое видение и причин отставки, и ее последствий.

По словам эксперта, чтобы ответить на все возникшие вопросы, нужно четко прояснить то, каким образом сегодня в Кыргызстане назначаются главы кабмина и какое положение занимают в политической иерархии страны.

Ни один глава правительства сегодня в республике не может быть устойчивым, будучи, в общем-то, техническим министром.

- Посмотрим на конструкцию власти. Было бы идеально, как мечталось людям, которые писали Конституцию, если победившая партия большинства формирует, собственно, эту конструкцию власти. Но дело в том, что на прошедших парламентских выборах ни одна партия не набрала даже 8 процентов, т.е. с демократической точки зрения ни одна из прошедших в Жогорку Кенеш не представляет большинство, и никто не может взять на себя делегирующую роль, приходится работать командно. Соответственно, ни один из лидеров партий не может взять на себя ответственность за премьера, этого нет. Хотя Конституцию формировали именно под такой сценарий.

При этом, констатирует Сергей Масаулов, можно ожидать, что любой политик будет устранен. И уход Оторбаева - такой же, как и всех прежде. –

Национальная стратегия вроде бы принята, но субъект стратегии - не премьер, а, по сути, аппарат президента. Но и президент вроде как ни при чем. Исполняет все и отвечает за процесс глава кабмина. При этом премьер нестабилен по определению. Получается ловушка, - объясняет эксперт. Что касается вступления в ЕАЭС, после отставки Оторбаева, говорит Масаулов, возникла масса домыслов - будет ли подписан договор 8 мая, кто гарантирует подписание?

- Уход Оторбаева мог произойти еще 24 декабря прошлого года, когда были подписаны основные документы. И мог он спокойно ехать за границу, возглавлять некую структуру в международном банке. Не ушел. Сейчас же главный вопрос: кто будет подписывать документы 8 мая. Тем более на фоне ажиотажа, который возник после заявления министра экономики Темира Сариева о двух пунктах, по которым нет согласия - о пошлинах на ввоз китайских товаров и второй - по ветеринарному контролю. В том же Казахстане требуют аудита нашего ветеринарного контроля, в выдаваемые бумажки не верят. Вот вокруг этих двух моментов и будет разворачиваться сейчас борьба. Собственно, отставка премьера оказалась очень важной в этом ракурсе и выгодной Кыргызстану, можно выторговывать себе еще преференций. Так что, вроде как, Кыргызстан выиграл. Но одновременно произошел удар по имиджу страны, - сожалеет собеседник «КП». - И хотя угрозы подписанию договора нет, есть риски, что кто-то может воспользоваться слабыми местами. Это из области непросчитанных моментов.

Масаулов указал еще на одну очевидную и большую проблему, которая обострилась с уходом Оторбаева - ситуация вокруг «Кумтора».

- Она нерешаемая. Потому что наши политики, давая избирателям различные обещания, хотят повернуть историю в самое начало. Так не будет. Национализация невозможна, и это понимают все, кто даже к ней призывает. Это самый настоящий суицид. Но угрожать этим не брезгуют. И в понимании общественности история с «Кумтором» - это нескончаемая череда скандалов и коррупционных обвинений, так что любой пришедший премьер будет заранее подозреваться в коррупции. Оказалось, что кыргызстанские политики просто не хотят решать эту ситуацию. Собственно, весь вопрос - это инструмент давления и на президента, и друг на друга, - говорит Сергей Иванович.

Отметим, что сейчас наиболее вероятными кандидатурами на пост главы кабмина выступают первый вице-премьер Тайырбек Сарпашев и министр экономики Темир Сариев. Неоднозначной кажется кандидатура экс-мэра Бишкека Исы Омуркулова. А между тем, времени на принятие решения мало - напомним, 8 мая в Москве состоится саммит глав государств ЕАЭС, где и будут подписаны окончательные документы о вступлении КР в Союз.