Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Политика11 февраля 2015 5:00

Аида Салянова о своей отставке: «К сожалению, президент не смог или не захотел меня отстоять»

После долгого молчания экс-генеральный прокурор Кыргызстана прокомментировала скандалы, связанные с ее именем [Видео]
Фото: azattyk.org

Фото: azattyk.org

Несгибаемая и принципиальная «железная леди», в бытность которой на посту главы надзорного ведомства республики были возбуждены самые громкие дела против чиновников и депутатов парламента, нарушила молчание, которое сохраняла с конца прошлого года, и рассказала журналистам о причине своей отставки, угрозах недоброжелателей и уголовном деле, куда оказался вовлечен ее супруг. Свою пресс-конференцию Аида Салянова начала со слов благодарности в адрес СМИ, общественных объединений, экспертных сообществ и простых кыргызстанцев, поддержавших ее за время работы на посту генпрокурора, после чего приступила к главному. И вот, о чем сказала бывшая чиновница.

«Коррупция излечима»

- Должность генпрокурора позволила мне увидеть масштаб и глубину проникновения коррупции в стране, нет ни одной сферы, где бы ее не было…Но наша общая работа и преданность профессии коллег-прокуроров позволила вселить веру в кыргызстанцев, что с коррупцией бороться можно, она излечима. В Кыргызстане можно построить общество, в котором честность и порядочность станет нормой. 28 позиций вверх по международному рейтингу восприятия коррупции за три года - еще один яркий показатель нашей общей работы. Если поддерживать этот нарастающий темп, то уже в ближайшие пять лет Кыргызстан может оказаться в числе стран с низким уровнем коррупции.

Мою позицию по всем резонансным уголовным делам общественность знает. Я надеюсь на справедливое судебное разбирательство в отношении Ахматбека Келдибекова (подсудимый депутат «Ата-Журта» вернулся в Кыргызстан накануне вечером после длительного лечения в Германии - прим. Авт.). Нам удалось довести все громкие дела до суда, несмотря на преграды и трудности. Расследование по ним проводилось в рамках закона, и я надеюсь, новый генпрокурор доведет до конца начатые дела.

«Отставка была вынужденной»

- Мы все понимаем, что находимся в самом начале пути борьбы с коррупцией, и с моей стороны было бы безответственно уйти на этом этапе, не завершив запланированное. Однако в силу сложившихся обстоятельств я была вынуждена подать в отставку. И дело вовсе не в обвинениях против моего супруга Бактыбека Абдыкапарова. В действительности уголовного дела нет, это лишь ответ на мою профессиональную деятельность, результат многомесячных усилий по дискредитации моего имени. Муж был вызван в ГКНБ и допрошен в качестве свидетеля. На сегодня никому обвинения, насколько мне известно, не предъявлено.

Убедившись в беспочвенности и надуманности подозрений, построенных исключительно на домыслах и предположениях, я лично потребовала официального расследования. Если это уголовное дело, по которому проходят другие фигуранты, будут расследовать объективные и принципиальные следователи, то оно до суда не дойдет. А если все-таки дойдет, я думаю, открытые общественные слушания расставят все точки над «i», и общественность сама убедится в надуманности этих обвинений.

Работа генерального прокурора при условии полной самоотдачи и преданности делу сопряжена с постоянным политическим прессингом. Чем выше статус привлекаемых лиц, тем сильнее прессинг. В этом случае позиция главы государства, как гаранта безопасности генпрокурора, и его поддержка являются чрезвычайно важными. К сожалению, президент не смог либо не захотел меня отстоять и противостоять этим силам. Это единственная и самая веская причина для моей отставки. Может ли прокурор защищать интересы сотен тысяч граждан страны, будучи беззащитен сам?

У меня не было желания уходить с этой должности, но меня вынудили подать в отставку. Для эффективной работы прокурора политическая поддержка высшего руководства обязательна. А я на каком-то этапе почувствовала, что уже нет этой поддержки, нет былых доверительных отношений с президентом...

«Из-за угроз написала предсмертную записку»

За время моей работы на посту генпрокурора мои недоброжелатели успели использовать весь политический арсенал по моей нейтрализации: угрозы, шантаж, запугивания, голословные обвинения в разного рода преступлениях, которые либо заканчивались отказом возбуждения уголовных дел, либо извинениями в печати. Политические интриги плелись окружением президента…

Учитывая угрозы, продолжающие поступать в мой адрес, хочу предупредить: я знаю, откуда они исходят, и буду защищать свою семью всеми доступными мне средствами. Не заставляйте меня отступать от своих принципов…

После того, как несколько дней назад была снята госохрана, мне пришлось написать предсмертную записку и спрятать ее в надежном месте.

«Буду баллотироваться в депутаты»

- Мне предлагали многие должности, но я от всех отказалась, в том числе от кресла главы Минюста - не хочу, чтобы мои оппоненты думали, что ищу возможность повлиять на ход уголовного дела, связанного с моим мужем.

Независимо от своего положения я продолжу свою работу, как человек с активной гражданской позицией и сделаю все, чтобы результат моих усилий больше не зависел от внешнего влияния. Я пойду на парламентские выборы осенью 2015 года. Буду ли баллотироваться в президенты - покажет время. В планах - партийное строительство и подбор команды, неравнодушных людей, которые поддержат мой курс, будут честны, искренни и чисты перед законом и приложат все усилия, чтобы изменить страну, не взирая ни на какие препятствия.