Кыргызстан
+24°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное4 февраля 2015 5:00

Маэстро из Тянь-Шаня

«Комсомолка» вспоминает о жизни и творческом пути одного из лучших гитаристов-классиков республики Даниала Назарматова
Источник:kp.kg
На фестивале «Весна Ала-Тоо». Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

На фестивале «Весна Ала-Тоо». Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

Сегодня, 4 февраля, исполняется 75 лет со дня рождения заслуженного деятеля культуры, основателя школы классического гитарного искусства в Кыргызстане Даниала Назарматова. Вместе с его дочерью Джамилей «Комсомолка» вспоминает о его жизни и творческом пути.

«Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно…»

В 1940 году в нарынской деревушке Жан-Булак родился мальчик. Его мать Тукумбай Койчуманова была женщиной любознательной, образованной, много читала зарубежную классику и назвала сына необычным для кыргызов именем - Даниал.

Будущий гитарист рос обычным мальчуганом на просторах тянь-шаньских джайлоо, и если чем и отличался от сверстников, то только своей любовью к музыке. С малых лет он с удовольствием играл на комузе. Однажды в тех краях появились геологи, которые копали в горах шурфы. Свои палатки они разбили неподалеку от юрты и каждый вечер играли у костра на гитаре, а Даниал, затаив дыхание, слушал... Уезжая, геологи подарили семиструнную красавицу самому благодарному слушателю. Так он впервые познакомился с инструментом.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, семья переехала во Фрунзе.

- В городе он попал в водоворот развивающейся в тот период культурной жизни, - рассказывает Джамиля Назарматова. - Музыкальные корифеи того времени: Молдобасан Мусулманкулов, Карамолдо Орозов, Ибрай Туманов, акыны Осмонкул Болебалаев, Исмаил Борончиев, Алымкул Усенбаев, танцоры Махмуд Эсенбаев, Нурдин Тугелов - были частыми гостями в доме. Слушая их жаркие и интересные диспуты, отец впитывал кыргызскую культуру, музыку, традиции и наследие кыргызского народа.

В столице Даниал начинает искать возможности профессионально учиться игре на гитаре. Первые уроки он получил у известных гитаристов - братьев Гусевых. После брал уроки игры на электрогитаре у Михаила Матуса, который выступал в ресторане «Киргизия».

В один из дней на гастроли во Фрунзе приехал выдающийся мировой гитарист Александр Михайлович Иванов-Крамской. После концерта друзья буквально силой затолкали Даниала за кулисы, и маэстро согласился послушать его игру.

- Ты мог бы учиться у меня, в московском училище при консерватории, - сказал Александр Михайлович, услышав собственный вальс и пьесу Джулиани в исполнении юного музыканта. Даниал не поверил своим ушам, домой он летел, как на крыльях…

На класс гитары в Музыкальное училище при Московской консерватории им. Чайковского в то время принимали по конкурсу, и Даниал, исполнив произведения М. Джулиани, Ф. Тарреги, А. Иванова-Крамского, занял одно из первых мест. В газете «Московская Правда» от 24 августа 1964 года появилась заметка «Юноша из Тянь-Шаня», в которой отмечались музыкальные способности конкурсанта из горной Киргизии. Даниал стал учеником профессора, заслуженного артиста России Иванова-Крамского. Замечательный талантливый педагог Александр Михайлович сумел разглядеть музыкальные способности своего воспитанника и открыть перед ним новый мир шестиструнной гитары. Он стал для Даниала не только учителем, но и другом. «Первый киргизский гитарист», - так называл маэстро «юношу из Тянь-Шаня». Это счастливое время - годы напряженной учебы, выступления в ансамблях, выездные гастроли в составе студенческих групп - Назарматов всегда вспоминал с теплотой.

- Решение отправиться в Москву стало судьбоносным в его жизни не только в творческом плане. Там он встретил любовь всей своей жизни - мою маму Саадат Кулатову, - улыбается Джамиля.

Даниал Назарматов на гастролях в Дании. Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

Даниал Назарматов на гастролях в Дании. Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

«Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним…»

Вернувшись на Родину, Даниал Мукашевич первым делом взялся за организацию открытия класса гитары в музыкальном училище им. Куренкеева. Он мечтал, чтобы все желающие мальчишки и девчонки имели возможность освоить игру на его любимом инструменте. Инициативу Назарматова одобрила и поддержала министр культуры Кулийпа Кондучалова. В 1968 году он стал первым педагогом по классу классической гитары.

Мечта маэстро сбылась. Сегодня гитара преподается в высших и средних специальных учебных заведениях, в музыкальных школах.

- Период активной преподавательской деятельности, пожалуй, был самым счастливым для папы, - вспоминает дочь. - Параллельно он получил второе образование на композиторско-теоретическом отделении Института искусств им. Бейшеналиевой. Уже в начале своей карьеры начал концертировать в стране и за рубежом. В составе мастеров искусств выезжал на гастроли в Венгрию, Швецию, Данию... Выступал с Булатом Минжилкиевым, Кайыргуль Сартбаевой, Салимой Бекмуратовой и другими вокалистами. Но больше все же играл на гитаре для себя, для души, для друзей, любил передавать свои знания, трепетно относился к ученикам. Он продолжал преподавательскую деятельность уже будучи директором Кыргызской Национальной филармонии им. Сатылганова, депутатом легендарного парламента, а затем - министром культуры Кыргызстана, директором Театра оперы и балета. И даже когда вышел на пенсию, не сидел дома, а вел классы гитары в Американском университете Центральной Азии. Почти каждые выходные с раннего утра в нашей квартире звучали гитарные произведения - это папа занимался с учениками в гостиной. Помню, как мы плотно закрывали двери в свои комнаты, чтобы поспать подольше. Сегодня я бы все отдала за то, чтобы услышать эти звуки вновь...

В 1988 году Даниала Мукашевича пригласили в качестве члена жюри в Москву на первый Всесоюзный конкурс мастеров классической гитары. А уже через год он организовал первый фестиваль классической гитарной музыки в Кыргызстане.

Маэстро в окружении близких друзей и соратников. Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

Маэстро в окружении близких друзей и соратников. Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

Любовь к Родине также отразилась в его творчестве. Впервые в истории кыргызской инструментальной музыки Даниал Назарматов начал обрабатывать и перекладывать для классической гитары кыргызские кюу. В 1965 году в Таласе маэстро услышал игру знаменитого комузиста, заслуженного артиста республики Бейшеке Жандарова, который исполнял «Кокой Кести», и захотел сыграть эту мелодию на гитаре. Обрабатывая множество кыргызских народных песен и мелодий, он открывал новые грани и возможности инструмента. В процессе работы всегда бережно относился к авторскому замыслу и стремился максимально сохранить текст первоисточника. Инструментальные обработки мелодий и песен «Сынган Бугу», «Ибарат», «Кокой кести» Карамолдо Орозова, «Чапкама» Токтогула Сатылганова, «Кыргыз кёчю» Асанбека Кыдырназарова, «Ой, булбул» Атая Огонбаева, Ибрая Туманова, Мураталы Куренкеева зазвучали на шестиструнной. Назарматов писал для гитары пьесы и фантазии на кыргызские темы. А в 2002 году под его авторством вышел сборник «Школа игры на гитаре» на кыргызском языке.

«Карамолдо Орозов сочинял музыкальные произведения, которые я могу приравнять к сонатам Шуберта, Шумана. По объему меньше, да, но по форме очень близки. Его «Насыйкат» - сложнейшее произведение, оно вызывает у меня такое же волнение, как симфония Бетховена». Даниал Назарматов

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» Огромное влияние на творчество Даниала Назарматова оказала его дружба с прославленными деятелями культуры Кыргызстана: Калыем Молдобасановым, Насыром Давлесовым, Асанханом Джумахматовым, Суйменкулом Чокморовым, Ураном Сарбагишевым, Булатом Минжилкиевым, Толомушом Океевым, Чолпонбеком Базарбаевым, народными акынами - Токтосуном Тыныбековым, Эстебесом Турсуналиевым, Замирбеком Усенбаевым, комузистами Чалагызом Исабаевым, Самарой Токтакуновой. С Исабаевым в 1995 году они задумали создать фольклорно-этнографический коллектив «Камбаркан».

- Картина Чокморова «Юрта в горах» с подписью «Даниалу от Суйменкула» висит у нас в доме на почетном месте. Всех этих людей мне посчастливилось часто видеть в детстве, тогда я не понимала, что соприкасаюсь с легендарными личностями, для меня они были просто папиными соратниками, - признается Джамиля Назарматова. - Очень трепетно отец относился к друзьям своей молодости. Папа очень любил их, и песня «А годы летят, наши годы летят...» стала своеобразным гимном их посиделок и обязательно звучала при каждой встрече. Ему очень повезло в жизни с друзьями, и я уверена, что им повезло с папой.

А еще он был гостеприимным и старался помочь каждому, кто к нему обращался. В нашем доме всегда было много гостей. У нас жили студенты из сел, все родные и знакомые, приезжавшие в город, обязательно останавливались у Назарматовых. Иногда в гостиной спали 5-6 человек одновременно. Мы, дети, проявляли недовольство непрошенными гостями, но отец очень спокойно и серьезно объяснял нам, что так принято, и мы должны не только быть рады, но и всегда с улыбкой предложить чай, накормить и поддержать беседу…

Министры культуры СНГ во время благотворительного концерта для Фонда Чернобыля. Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

Министры культуры СНГ во время благотворительного концерта для Фонда Чернобыля. Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

А в работе Даниала Назарматова знали как отличного организатора, болеющего за развитие культуры в республике. Будучи директором Кыргызской Национальной филармонии им. Сатылганова, он активно приглашал на гастроли известных исполнителей классической и современной музыки: от коллективов Московского Большого театра или МХАТа до артистов разговорного жанра - Евгения Петросяна или Геннадия Хазанова. Он был одним из основателем создания фестивалей «Весна Ала-Тоо».

- Отец очень верил в наш народ, в его самобытную культуру. Каждое лето он выезжал в регионы и искал таланты, слушал, смотрел самородков из народа, кого-то ему рекомендовали, чаще высматривал во время концертов художественной самодеятельности. Певицу и комузистку Саламат Садыкову нашел в Таласе, она была инспектором райотдела культуры. Известного юмориста Жаныбека Алыкулова услышал в Токтогуле. Пригласил в филармонию Нурака Абдрахманова и Малика Аликеева. При его непосредственном участии была создана фольклорно-эстрадная группа «Энесай», руководитель которой - народный артист КР Курмангазы Азыкбаев.

В 1991 году Назарматова назначили министром культуры независимого Кыргызстана. Это было сложное время для всей огромной страны, труднейшее для молодой республики, ну а для культуры - просто неподъемное. Он оказался на этом посту в самое сложное время реформирования всей системы, становления независимости. В дело сохранения и развития культуры Даниал Мукашевич вложил все силы, энергию и душу. При его участии были подготовлены постановления Верховного совета республики «О туризме», законы «О Культуре», «О праздновании Нооруза» и др. По его инициативе, за которую потом выслушал много критики в свой адрес, в республике была создана Национальная консерватория им. Молдобосанова. Он принимал активное участие в создании и деятельности «ТЮРКСОЙ». Идея организации зародилась в 1992 году в Стамбуле во время встречи министров культуры шести стран: Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана и Турции. Договор о создании Организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (по турецки Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi, отсюда аббревиатура) страны-учредители подписали в Алма-Ате 12 июля 1993 года. Создание ТЮРКСОЙ было направлено на возрождение традиций духовного общения между родственными народами и странами тюркоязычного ареала. В числе основных задач организации - развитие и укрепление связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства, совместная реализация в этих целях различных программ и проектов, усиление научных исследований в области изучения этногенеза, истории, литературы, культуры и искусства тюркоязычных народов.

- В 1992 году в поддержку ликвидаций последствий Чернобыльской катастрофы министры культуры СНГ выступили с концертом, все средства от которого пошли в Фонд Чернобыля, - рассказывает Джамиля еще об одном памятном событии в жизни отца. - Полад Бюль-Бюль Оглы, с которым папу также связывали теплые дружеские отношения, вспоминал в одном из интервью: «...мы давали благотворительные концерты, выручка от которых шла в Фонд Чернобыля. Состав у нас тогда был совершенно звездный. Сам Николай Губенко и министр Кыргызстана Даниал Назарматов играли на гитарах. Министр Таджикистана, женщина, блестяще читала стихи. Молдавский министр, режиссер, рассказывал актерские байки. Министр культуры России Юрий Соломин читал монологи. В общем, мощная компания…»

«Качнется купол неба большой и звездно-снежный…»

Так же страстно, как гитару, Даниал Назарматов любил свою землю, горы Тянь-Шаня. Каждое лето он сажал семью в машину и увозил высоко на джайлоо.

- Сейчас я удивляюсь, как он умудрялся проехать по тем крутым перевалам на своей легковушке. Там мы ставили юрту и жили иногда целый месяц. Это самые яркие воспоминания из детства. Бескрайние горы, величественные ели, звезды, как яблоки, и кристально чистый воздух. Папа катал нас на лошадях, мы купались в горных реках, собирали невиданной красоты цветы и каждый вечер у костра слушали его игру на гитаре, - делится воспоминаниями дочь гитариста-классика. - Папина любовь к маме, к семье стала для меня эталоном мужской любви. Такое трепетное отношение к женщине сегодня встречается редко. Мама была всегда на пьедестале - самая красивая, самая добрая, самая лучшая! Только такие эпитеты отец использовал в обращении с ней. Он был не только заботливым мужем и отцом, но и братом, атулей. Его сердца хватало на всех, он никому никогда не отказал в помощи, ни о ком никогда не забывал...

К своей красавице-супруге Саадат Даниал Мукашевич относился с большой любовью и уважением. Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

К своей красавице-супруге Саадат Даниал Мукашевич относился с большой любовью и уважением. Фото: из архива семьи НАЗАРМАТОВЫХ

Отец прожил достойную, счастливую жизнь. На каком бы посту он ни оказывался, не сидел спокойно в руководящем кресле, а горел, всецело отдавался работе, старался внести что-то новое, улучшить, внедрить. Добрый, светлый, порядочный. Таким мы будем помнить его всегда...

«За словами «культурный человек» я прежде всего вижу личность. Это совсем не обязательно режиссер, музыкант, шахматист. Существуют понятия: культура политики, культура общения, культура отношений... Личность! Очень, на мой взгляд, емкое слово, собирающее в себе все: вежливость, знания, общительность, внешний вид, приветливость, доброту. Доброта - это особое качество личности, я хочу подчеркнуть это. А от бескультурья все: войны и хаос, болезни и экологические бедствия. Чистые улицы, чистая вода, чистое жилище - это тоже культура». Даниал Назарматов