Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды19 декабря 2014 13:10

Михаил Плетнев в стиле Helvetica

В Москве прошел концерт классической музыки, посвященный Швейцарии
Михаил Плетнев. ФОТО: Ирина Шымчак

Михаил Плетнев. ФОТО: Ирина Шымчак

Маэстро не часто балует москвичей своей фортепианной игрой – при том что является одним из лучших, если не вообще лучшим пианистом современности. Однако ж так счастливо звезды сошлись, что в этом году отмечается 200-летие дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Старт масштабным празднованиям, посвященным круглой дате, был дан зимой этого года в Сочи во время проведения XXII Зимних Олимпийских игр. В течение всего года юбилей отмечался разнообразными событиями в области музыки и танца, визуальных искусств, литературы, спорта, гастрономии, медицины, экономики и образования. Звучным завершающим аккордом празднований должен был стать грандиозный концерт в Большом зале консерватории. А кто же лучше всех представит Россию, как не Российский национальный оркестр? Тем более, что его создатель, художественный руководитель и главный дирижер – Михаил Плетнев – для Швейцарии человек не случайный. На протяжении многих лет выступал со швейцарскими коллективами, в 2008 - 2010 годах являлся главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра итальянской Швейцарии (Orchestra della Svizzera Italiana), вместе с которым провел большое количество выступлений как в самой Швейцарии, так и за ее пределами. Неоднократно участвовал в знаменитом Международном музыкальном фестивале в Лугано.

Программа концерта была, разумеется, тоже с выраженным швейцарским акцентом. Вечер начал посол Швейцарии в Москве Пьер Хэльг, уверивший публику, что, несмотря на завершение юбилейного года, творческий диалог между нашими странами продолжится. Музыкальная часть вечера открылась увертюрой к опере Россини «Вильгельм Телль». Посвященная легендарному народному герою Швейцарии – искусному лучнику и борцу за независимость Вильгельму Теллю – последняя опера Россини стала самым масштабным и значительным итогом его творчества, а увертюра - популярнейший академический хит, звучащий в симфонических концертах по всему миру. А потом на сцене появились два рояля: Плетнев, уступивший на этот вечер место за дирижерским пультом РНО швейцарскому маэстро Мише Дамеву, сам выступил сразу в двух ипостасях – композитора и, к неудержимому восторгу публики, солиста. Его Fantasia Helvetica для двух фортепиано и оркестра – это настоящая энциклопедия швейцарской жизни (в переводе с латинского Helvetica как раз и означает «швейцарский»). В этом ироничном и одновременно любовно-сентиментальном опусе можно расслышать все – бездонную синь озер и шум водопадов, звяканье колокольцев тучных альпийских коров и веселый гомон туристов-горнолыжников со всего света, добродушные тирольские марши и народные мотивы танцев традиционного февральского маскарада… Кстати, совпадение это или нет, но привычный нам всем шрифт Helvetiсa был создан швейцарской компанией Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году - в год рождения самого автора фантазии.

Завершился концерт филармонической редкостью - Тройным концертом Павла Юона, русского и швейцарского композитора. В его исполнении приняли участие солисты одного из лучших камерных коллективов Швейцарии – Швейцарского фортепианного трио (Swiss Piano Trio).