Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
Политика17 декабря 2014 4:00

Нужно ли национализировать «Кумтор»?

«Комсомолка» спросила у экспертов: экономистов, юристов, экологов, предпринимателей, - как они относятся к этой идее
Фото: kumtor.kg

Фото: kumtor.kg

Парламентская фракция «Ата Мекен» вынесла на общественное обсуждение законопроект о национализации имущества закрытого акционерного общества «Кумтор Голд компани». «Вопрос «Кумтора» перешел тот рубикон, когда для защиты государственных интересов у республики не осталось других вариантов решения проблемы», - считают его инициаторы.

Сам «атамекеновский» законопроект состоит из двух основных статей. В первой предлагается национализировать имущество ЗАО «Кумтор Голд Компани», во второй объясняется, как теоретически можно расхлебать заваренную после этого кашу. По логике нардепов, все предельно просто. «Центерре» нужно поэтапно выплатить возмещение ущерба, но с вычетом всех убытков, причиненных республике в проекте «Кумтор».

Какая нужда в принятии этого законопроекта? В приложении к справке-обоснованию указываются две причины: угроза экономической и национально-государственной безопасности страны из-за коррупционности заключенных соглашений, отчего к нынешнему партнеру доверия больше нет, и загрязнение окружающей среды.

- Все попытки добиться взаимовыгодного консенсуса с «Центеррой» не приносят желаемого результата, - сетуют авторы документа, очевидно запамятовав, что в том числе из-за твердолобости и упорства парламента еще во времена премьерства Жанторо Сатыбалдиева обсуждения по «Кумтору» были необоснованно затянуты. «В прошлом году вместо того, чтобы заниматься популизмом, парламент должен был поддержать инициативу Сатыбалдиева по созданию совместного предприятия, а теперь хороший шанс упущен», - озвучил свое мнение по проблеме в интервью одному из кыргызстанских каналов президент Атамбаев.

Но ведь мир не перевернется, если после национализации канадцы уйдут, стоят на своем «атамекеновцы». Пригласим другого сведущего в вопросе оператора - и делов-то. Да и сами не лыком шиты. «Могу кирпич класть или переводчиком, английский я знаю», - рассуждал в «Джентльменах удачи» герой Савелия Краморова. По «атамекеновски» выражаясь, «за десятки лет работы в проекте «Кумтор» все рабочие и большая часть инженеров-кыргызстанцев переняли опыт работы, усвоили практические уроки менеджмента, изучили технологию добычи золота». Что нам стоит дом построить!

В случае принятия законопроекта депутаты фракции прогнозируют только «положительный социальный эффект, который не вызовет гендерных, правозащитных и коррупционных последствий». Страна, наконец-таки, выйдет из застоя, и народ заживет!

Что по этому поводу думает сам народ, к числу которого относится и экспертное сообщество? «Комсомолка» спросила кыргызстанских экспертов: «Нужно ли нам национализировать «Кумтор»?

Эмиль Шукуров, председатель экологического движения «Алейне», ученый-эколог: «Лучше канадцев никто не справится с решением экологических задач»

- Не факт, что после национализации рудник будет работать эффективнее и приносить больший доход. Согласиться с тем, что предыдущий договор с инвестором был заключен без учета интересов республики можно, но кто мешает вести переговоры и выбивать для себя привилегии? Поэтому вся активность депутатов вокруг «Кумтора», на мой взгляд, связана не столько с желанием добиться каких-то улучшений, сколько заработать политические очки, или, что еще хуже, поучаствовать в дележе. Есть печальный опыт национализированного предприятия «Макмалзолото». Что о нем слышно? Драгметалл добывается, но предприятие не приносит дохода, поскольку все, до последней золотой пылинки, разворовывается. Боюсь, с «Кумтором» в случае национализации произойдет то же самое. Необдуманные и глупые решения приведут в итоге к тяжелым последствиям, и ни морально, ни материально депутаты страдать не будут. У разбитого корыта останется простой народ, за интересы которого они якобы яростно бьются. Их активность обойдется Кыргызстану в миллионы долларов. И выплачиваться эти деньги будут не за счет сокращения депутатских зарплат или льгот, а за счет, к примеру, сворачивания социальных программ.

Парламентарии кричат в микрофоны, что страдает местное население. Возьмем существующий за счет «Кумтора» Фонд развития Иссык-Кульской области. Деньги на глазах разворовываются, тратятся не по назначению. Что предпринимают нардепы и сами иссыккульцы? Разве создаются комиссии для изучения обоснованности денежных расходов? Или, может быть, местные активисты ложатся поперек дороги из-за того, что у них из-под носа уводят деньги, предназначенные для строительства в области школ, дорог, больниц?

Что касается экологии, на «Кумторе» экологическая ситуация не такая ужасная, как нам пытаются обрисовать нардепы. Один из простых примеров. Тот, кто был на руднике, знает: дикие горные козлы совершенно не боятся людей, тогда как в других частях страны стремглав уносятся прочь при виде человека. Сразу видно, кого и где боится природа. На сегодня я не вижу в стране ни одного госоргана, который бы справился с решением экологических задач лучше канадцев. Нет у нас опытных подготовленных специалистов, соответствующего технического обеспечения. И с таким подходом мы берем на себя ответственность решать экологические вопросы?! Можно обещать что угодно, сулить народу золотые горы и ратовать за спасение экологии, но что будет на деле?

Было бы правильнее инициировать не закон о национализации, а закон об ответственности лиц, которые вредят и наносят ущерб родному государству.

Орозбек Дуйшеев, руководитель Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана: «Национализировать «Кумтор» невыгодно»

- Впервые этот вопрос был поднят еще в 2004 году вскоре после подписания соглашения о реструктуризации проекта. В 2007-м в бытность премьерства Алмазбека Атамбаева была создана экспертная комиссия из местных специалистов. На повестке дня стояли три вопроса: о национализации, об аннулировании постановления правительства от 31 декабря 2003 года и улучшении экономического эффекта от «Кумтора». И к чему в итоге мы пришли? Национализировать рудник нельзя, потому что это невыгодно! Страна не сможет оплатить судебные издержки и компенсировать инвестору ущерб. Более того, для того, чтобы запустить процесс национализации, нужны веские причины - экономического или экологического характера. Но до сегодняшнего дня судом не доказано ни то, что канадцы обворовывают страну, ни то, что наносят непоправимый вред экологии.

По подсчетам экспертов, с учетом упущенной выгоды сумма компенсаций в случае обращения инвестора в международный арбитраж достигнет 3 миллиардов долларов. Готова ли республика заплатить эти деньги? Второй вопрос - что будет с предприятием после национализации? Производственные работы придется остановить на неопределенный срок. А ведь даже из-за нескольких дней простоя месяцы уйдут на то, чтобы восстановить производство. Мы просто потеряем «Кумтор».

Когда Садыр Жапаров вывел к «Белому дому» сторонников и начал кричать о национализации, мы назвали его выходку авантюрно-провокационной. Нужно признать, он добился своей цели - спровоцировал и столкнул лбами население, инвестора и правительство. Из-за поднявшегося шума республика потеряла около 400 миллионов долларов инвестиций. И сейчас вся мировая общественность пристально следит за тем, что происходит в горнопромышленной отрасли страны. Из-за недобросовестных депутатов мы рискуем окончательно потерять инвестиционный имидж.

Жумакадыр Акенеев, заслуженный экономист КР: «Создание совместного предприятия было самым разумным решением»

- Я всегда говорил и не устану повторять: нужно работать, а не заниматься национализацией. Создание совместного предприятия с распределением доли 50/50 было самым разумным и взвешенным предложением правительства Сатыбалдиева. Его поддержало все экспертное сообщество. Президент прав. К сожалению, мы упустили время. На днях вице-премьер Валерий Диль в своем выступлении заявил, что Совет директоров «Центерры» затягивает рассмотрение вопроса, не соглашаясь с переговорщиками от кыргызской стороны по некоторым пунктам. Вопрос «Кумтора» сильно политизирован, и уже пора принимать какое-то решение. Если договориться с канадцами не удастся, тогда инициатива о национализации предприятия должна исходить уже не от фракции «Ата Мекен», а от самого правительства. Конечно, нынешнее руководство страны не виновато в том, что было заключено невыгодное для Кыргызстана соглашение и в течение 20 с лишним лет мы не получали того, что положено. Но экономика страны больше страдать не должна.

Сергей Пономарев, президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг: «Кто захочет прийти в страну с непредсказуемыми правилами ведения бизнеса?»

- Это будет серьезной ошибкой. Национализация не в интересах Кыргызстана. Против страны развернется «черная» пиар-кампания: мы будем слыть ненадежным партнером, который, мягко говоря, нехорошо поступает с инвесторами. Кто захочет прийти в страну с непредсказуемыми правилами ведения бизнеса?

И потом, я не верю в то, что государство сможет разрабатывать рудник эффективнее тех же канадцев. Почему в таком случае мы не разрабатываем сами «Джеруй»? Да потому что не можем! В горном деле важны три составляющие: человеческие, технологические и финансовые ресурсы. У Кыргызстана их нет. Поэтому мы и приглашаем других игроков.

Очевидно, что теперь иностранные инвесторы будут серьезно оценивать риски вложений в экономику нашей страны. Те, кто работает в Кыргызстане, задумаются о сворачивании своих проектов, чтобы по примеру других не остаться с носом. О приходе новых партнеров, заметьте, я даже не говорю.

Азамат Арапбаев, депутат фракции «Ата-Журт»: «Прежде чем пойти на этот шаг, нужно просчитать его последствия»

- При принятии окончательного решения необходимо опираться на взвешенное экспертное мнение и выверенные расчеты аналитиков, экономистов, юристов, экологов, горняков. Я твердо убежден, прежде чем пойти на такой шаг, нужно просчитать все последствия. Спешка в этом деле ни к чему. Эмоции нужно отбросить и подумать, а что выиграет Кыргызстан в случае национализации? Какую извлечет выгоду? Будет ли прибыль? Или мы погрязнем в судебных спорах? Или подмочим свою репутацию и обрушим инвестиционные рейтинги республики? Вот когда получим исчерпывающие ответы, взвесим все «за» и «против», можно будет с уверенностью ответить на ваш вопрос.

Сергей Ерохин, начальник инженерно-геологической партии Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам: «Национализация похоронит «Кумтор»

- Я против национализации. Прерывать процесс добычи золота на руднике даже на короткий промежуток времени ни в коем случае нельзя, поскольку это загубит все месторождение. Сложные технологии производства, суровые условия высокогорья, движение ледовых масс… Специалисты, которые сейчас работают на Кумторе, набрались опыта и пока успешно справляются с поставленными перед ними задачами. А что будет потом? Пока мы дождемся новых разработчиков, пока проведем тендеры - это ведь дело не одного дня. И самое главное - кто будет заниматься месторождением в переходный период? Если оставить все как есть, ледник начнет двигаться и просто накроет золотоносный карьер. Месторождение будет похоронено.

Кайрат Осмоналиев, доктор юридических наук, профессор: «Перспектив устоять в арбитраже у страны очень мало»

- За этой красивой популистической идеей стоят серьезные правовые последствия. Однозначно, перспектив устоять против многомиллиардных исков в арбитраже у Кыргызстана очень мало. Даже если представить, что канадцы смирятся с решением кыргызской стороны о национализации и не станут обжаловать его в суде, шансы самостоятельно разрабатывать месторождение ничтожно малы - нет у нас таких средств и оборотов. Надеяться на новое сотрудничество с другими партнерами? А много ли выстроится желающих работать в стране, в которой столь высоки инвестиционные риски? На мой взгляд, вопрос с несправедливым распределением дивидендов нужно решать путем переговоров. Учитывая, что опыт проведения переговорного процесса накапливался еще с джети-огузских событий, инвестор психологически готов пойти на изменение договора по проекту «Кумтор». Это, хоть и сложный, но единственно верный путь.

Беда в том, что сегодня много горячих голов хотят получить все сразу. Некоторые партии откровенно занимаются популизмом, не задумываясь о том, к чему это приведет завтра.