Кыргызстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное10 декабря 2014 4:00

Бегималы Джамгырчынов: История одного человека

В юбилейный год «Комсомолка» вспоминает о судьбе и достижениях видного ученого, имя которого вписано в историю Кыргызстана
Бегималы Джамгырчынов с супругой Настой вырастили и воспитали четверых детей. Фото из семейного архива Джамгырчыновых.

Бегималы Джамгырчынов с супругой Настой вырастили и воспитали четверых детей. Фото из семейного архива Джамгырчыновых.

Исполнилось сто лет со дня рождения Бегималы Джамгырчыновича Джамгырчынова (1914-82) - одного из крупнейших кыргызских ученых, первого из кыргызов доктора наук по гуманитарным наукам (второго доктора наук после Исы Коноевича Ахунбаева), основоположника национальной кыргызской исторической науки, первого в Кыргызстане академика-историка, которого называют отцом кыргызской исторической науки.

Когда пошел первый снег…

Будущий патриарх кыргызской исторической науки родился 15 октября 1914 года в селении Кунтуу нынешнего Сокулукского района Чуйской области в семье крестьянина-бедняка. Удивительный факт: в будущем автор более 150 научно-исследовательских работ дату своего рождения в буквальном смысле слова «переписал». Когда мальчику было три с половиной года, его мать Апыл умерла. «Весной 1918 года людей косила эпидемия тифа. Апа умирала от лихорадки, а мы со старшей сестрой Марией в это время, ничего не подозревая, играли с камушками в юрте и хохотали», - сокрушался потом Бегималы. Повзрослев, он спросил у родни, какую дату считать днем своего рождения. Те только пожали плечами: «Ты родился, когда пошел первый большой снег». «Пусть будет 15 ноября», - решил для себя юноша. Только спустя годы, уже отмечая юбилейные даты, Бегималы Джамгырчынович решил передвинуть день своего рождения на месяц вперед. Октябрь - время сытости: базарные лотки еще ломятся от обилия фруктов и овощей, а осень балует последними теплыми деньками…

У деда Бегималы - Келдибека - было четверо сыновей. И все со своими женами и детьми дружно жили в одном дворе, вели одно хозяйство. По утрам они пили чай, каждый в своей юрте, и уходили на весь день - кто в поле, сено косить, кто - на джайлоо, пасти скот. Но вечерами члены семьи собирались в юрте Келдибека. Жена старшего брата отца готовила горячее. Казана хватало на большую семью. И все ребятишки считались друг другу родными братьями и сестрами. Рассказывая о себе уже своим детям, Бегималы Джамгырчынович смеялся: у меня было 12 сестер, старший брат Акматбек, и я 14 - самый любимый и избалованный всеми.

«Хочу учиться!»

Первые азы грамоты мальчик познал в 1920 году, когда в кыргызское село из России приехал татарин Вагап. Участник Первой мировой войны отлично писал русскими и арабскими буквами и, вскоре освоившись в новом месте, стал учить местную детвору грамоте. А через три года в жизни Джамгырчынова-младшего произошло первое знаковое событие! Один из товарищей, с которым он уходил на джайлоо пасти скот, похвастался, что родители отправляют его на учебу в город. Недолго думая, Бегималы собрал свое стадо и в полдень пригнал отару домой. Перепуганные отец и мачеха выбежали навстречу сыну. Что такое? Неужели несчастье приключилось?! Чабаны никогда не возвращались с пастбищ днем. Заплаканный мальчишка бросился на землю: «Почему другие учатся, а я нет?! Не встану, пока не отдашь меня в школу!». Джамгырчы, мягкий и уступчивый по натуре человек, подумал немного и махнул рукой: «Ладно! Будешь учиться. Вставай!». И слезы высохли.

Осенью 1924 года Бегималы привезли в Пишпек. Поскольку ездить в начальную школу с наступлением холодов стало сложно, отец определил его в городе на квартиру к односельчанину Рыскулу. За кусок хлеба и крышу над головой мальчик хлопотал по хозяйству. Вставал ни свет, ни заря, носил воду из речки Аламедин, чтобы хватило на весь день - каждое утро по 20 ведер, и разжигал самовары, после чего отправлялся в школу.

Но тяга к знаниям помогала преодолеть трудности.

Бегималы Джамгырчынович принимает госэкзамен на историческом факультете КГУ. Фото из семейного архива Джамгырчыновых.

Бегималы Джамгырчынович принимает госэкзамен на историческом факультете КГУ. Фото из семейного архива Джамгырчыновых.

От пастуха до видного ученого

В 1927 году Бегималы поступил с помощью Рыскула на отделение садоводства в сельскохозяйственный интернат-школу-техникум, где детей учили по школьной программе до 7 класса и еще два года давали специальное образование.

После техникума в 1932 году активиста и отличника Джамгырчынова Народный комиссариат просвещения Киргизской ССР отправил на учебу в Москву, в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Вручили железнодорожный билет, выдали суточные и определили в общежитие.

- Мне дали 30 банок тушенки, и каждый день я открывал по одной, - рассказывал Бегималы Джамгырчынович. - Через месяц кушать стало нечего, стипендию мне отказались платить, ссылаясь на то, что приехал из Киргизии и должен находиться на обеспечении республики. Знакомых и родных в Москве не оказалось. Помыкался несколько дней, да и вернулся на железнодорожный вокзал - уехал на поезде «зайцем» в родной Фрунзе.

В Министерстве просвещения недолго думали, что делать с неугомонным студентом. К этому времени в республике открылось первое высшее учебное заведение - Киргизский государственный педагогический институт.

«На 1 курс (всех четырех факультетов) был принят 71 студент-первокурсник, - в своем труде о жизненном пути Джамгырчынова писал доцент КНУ им. Баласагына, кандидат исторических наук Игорь Грандин. - Среди них первокурсником факультета общественных наук становится будущий первый среди кыргызов кандидат и доктор исторических наук, один из основателей, положивший начало Институту языка, литературы и истории Киргизского филиала АН СССР, первый ректор Киргизского государственного университета, первый вице-президент (академик-секретарь) АН Киргизской ССР, лауреат государственной премии Кыргызстана, заслуженный деятель науки, председатель Верховного совета Киргизской ССР, депутат Верховного совета Киргизской ССР четырех созывов, кавалер орденов Ленина, дружбы народов, выдающийся ученый, педагог и крупный общественный деятель, академик Бегималы Джамгырчынов…».

И в печали, и в радости

В студенческие годы Джамгырчынов был погружен не только в учебу. Самых успевающих и способных студентов старших курсов привлекали к преподавательской работе на подготовительном отделении в вузе - рабфаке. Бегималы читал лекции первокурсникам по истории древнего Востока и истории первобытного общества. В 1936 году он с дипломом 1-й степени окончил педагогический институт, получил квалификацию преподавателя Истории средних веков и остался работать на кафедре.

В тот же год молодой ученый женился. Со своей будущей женой он познакомился еще на рабфаке. На долю 17-летней девушки тоже выпало немало испытаний. В 1930 году ее отца раскулачили и посадили в тюрьму, где он скончался от побоев. Детей распределили по детдомам…

Встретившись, Бегималы и Наста уже никогда не расставались при жизни. В августе 36-го Обком комсомола Киргизии мобилизовал Джамгырчыновых на Украину, в Одесскую область, Садовский район. Чета из Киргизии обучала здесь детей раскулаченных спецпереселенцев. На родину молодая киргизская семья вернулась через год…

А уже весной 1938 года открытие во Фрунзе аспирантуры при Кыргоспединституте стало очередной вехой на жизненном пути Бегималы Джамгырчынова. Поступив в аспирантуру по специальности «История средних веков», ученый-педагог целый год потерял из-за того, что не смог найти научного руководителя для своей диссертации и тему. В конце концов, его перевели в аспирантуру на кафедру «История ССР», и аспирант начал работать над темой «Нарынский мятеж».

Кыргызский ученый на защите докторской диссертации в Ленинграде. Фото из семейного архива Джамгырчыновых.

Кыргызский ученый на защите докторской диссертации в Ленинграде. Фото из семейного архива Джамгырчыновых.

Счастливый случай

О случайных знакомствах и людях, которые играли в его судьбе решающую роль, Бегималы Джамгырчынович всегда говорил с особой теплотой. Так, только благодаря счастливому случаю 28-летнего аспиранта, не успевшего защитить диссертацию, не призвали на фронт весной 43-го.

- В Таджикистане нас готовили к войне три месяца, а перед отправкой на фронт прибыла комиссия, чтобы оценить подготовку бойцов, - вспоминал кыргызский ученый. - Изучив мое личное дело, один русский генерал вызвал меня на беседу и поинтересовался, как я, молодой ученый, аспирант, с высшим образованием оказался в подготовительном лагере? Он дал мне время на то, чтобы оформить документы для защиты диссертации. «Не вернетесь через две недели, пойдете под трибунал!». Я успел…

В июле 1943-го Бегималы Джамгырчынович успешно защитился в Ташкенте по теме «Нарынский мятеж» и, получив степень кандидата исторических наук, приехал во Фрунзе. Здесь его уже давно ожидало приятное событие - с 1 июля начал формироваться киргизский филиал Академии наук СССР, и он, как первый кыргызский ученый-историк, положил начало «Отделу истории» в этом филиале. А поскольку научные сотрудники могли ездить на фронт только в составе агитбригады, в кровопролитных боях он не участвовал.

Кто знает, как бы сложилась жизнь этого кыргызского ученого, если бы не тот генерал?

Первый во всем

В эти годы начинается бурная научная деятельность Бегималы Джамгырчынова. Он пишет ряд научно-исследовательских статей об истории Кыргызстана и истории народов СССР. В 1950 году успешно защищает в Ленинграде первую докторскую диссертацию по гуманитарным наукам на тему «Присоединение Киргизии к России», и в октябре 50-го по решению аттестационной комиссии Министерства высшего образования СССР получает ученую степень доктора исторических наук. По итогам послевоенной пятилетки ему вручают высокую правительственную награду - орден Ленина за научно-педагогическую работу. В августе 1951 года доктор исторических наук, профессор Джамгырчынов становится первым ректором Кыргызского Государственного университета. Он сочетает научно-педагогическую работу с общественной, является депутатом Верховного Совета Киргизской ССР и председателем Кыргызского республиканского комитета защиты мира, где в течение 30 лет проводит большую общественную работу, становится автором первых учебников по истории КР. В сентябре 1961 года по его инициативе открывается кафедра истории Кыргызстана.

- До того, как его назначили ректором, мы жили в общежитии, а после переехали в двухкомнатную квартиру. Спустя два года отец начал строить собственный дом, где и жил все последующие годы. Выращивал в своем саду яблоки и персики, любил охоту, ездил с приятелями на рыбалку, - вспоминают его дети.

Четверо детей Джамгырчыновых выросли достойными людьми, и хотя никто из них по стопам отца не пошел, все они заняли свою нишу в жизни. 9 внуков и 12 правнуков - еще одно наследие, оставленное после себя кыргызским ученым.

В 81-м, за год до кончины, Бегималы Джамгырчынович сдал по плану в издательство свою последнюю книгу.

Увы, рецензенты из «Института истории партии при ЦК КП Киргизии» его труд раскритиковали, и в печать книга так и не вышла. И до последнего времени все, что было связано с именем первого профессионального кыргызского историка, лишний раз не вспоминали, юбилейные даты с размахом не отмечали.

Просто у истории свои сроки.

И все приходит с годами...