Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды19 ноября 2014 22:00

Девочка с луком против диктатуры

20 ноября в прокат вышел фильм «Голодные игры: сойка-пересмешница»
Героиня Дженнифер Лоуренс с героическими соратниками начинает в «Сойке-пересмешнице»  войну с зажравшимися буржуями из Капитолия. Кадр из фильма

Героиня Дженнифер Лоуренс с героическими соратниками начинает в «Сойке-пересмешнице» войну с зажравшимися буржуями из Капитолия. Кадр из фильма

Далекое будущее, на месте США – жестокое тоталитарное государство Панем, состоящее из столицы, Капитолия (где жируют буржуи) и двенадцати нищих округов (они же дистрикты). Писательница Сьюзен Коллинз, автор сверхпопулярной трилогии для подростков «Голодные игры», позаимствовала название государства Панем из латинского выражения panem et circenses, «хлеба и зрелищ»; так вот, что касается зрелищ, главным в Панеме является ежегодное кровавое реалити-шоу, в котором 24 подростка из дистриктов должны убивать друг друга на глазах обомлевшей страны. В итоге останется только один. Победительница одной из игр, лучница Китнисс Эвердин, не только умудряется вытащить с реалити-шоу живым своего сердечного друга, но и прекращает серию игр навсегда, а потом становится символом повстанцев, которые готовы сражаться с безжалостной властью. В третьей части, «Сойке-пересмешнице», битва между гордыми и непреклонными повстанцами и зажравшимся Капитолием начинается.

Из коммерческих соображений последний роман трилогии Коллинз решили экранизировать в двух частях (и собрать в два раза больше денег; вторая серия «Сойки» выйдет через год). Не покидает ощущение, что в тех же коммерческих целях на фильм решили особенно не затрачиваться: сравнительно зрелищных сцен в нем всего две, а так-то выглядит этот блокбастер миллионов на 20 долларов.

Первые «Голодные игры» были очень приличным фильмом для юношества; вторые всю первую половину были очень скучны, разгоняясь только к середине; третьи совсем тоскливы. Для фантастического боевика они слишком медленные и печальные, а для мелодрамы – крайне вялые. Основное, что запоминается из фильма – как героиня Дженнифер Лоуренс под серым-серым небом гуляет по щебенке (или сидит в серо-коричневом подземелье с компанией подпольщиков) и страдает. Во-первых, ее родной дистрикт разгромили враги, оставив сожженные хаты и кучу трупов. Во-вторых и в главных, она любит двух мальчиков, но один (Лиам Хемсворт) скорее друг, а второй (Джош Хатчерсон) – скорее романтический интерес; при этом первый на воле и рядом с ней, а второй – в плену у Капитолия, и его принуждают врать по телевизору, какая Кэтнисс на самом деле гадина. Где-то минуте на 90-й возникает отчетливое желание заорать прямо в экран «Дура, да выбирай уже Хемсворта» – как и в «Сумерках», построенных на почти аналогичной коллизии, хочешь только, чтоб невыносимые девичьи метания наконец прекратились; но нет, так просто их не прекратишь. (Я знаю, читательницы и зрительницы меня сейчас проклянут и потребуют, чтобы я, грубый и примитивный, никогда больше не писал про высокое киноискусство).

По лицу Дженнифер Лоуренс не скажешь, чтоб ей доставляло удовольствие сниматься в этой картине: за последние несколько лет она выросла в серьезную артистку, лауреатку «Оскара», и если бы не гонорары и обязательства, вряд ли согласилась бы вновь краситься в брюнетку и лезть в мир Панема, становящийся от фильма к фильму все более унылым. Положение не исправляет и Джулианна Мур в роли лидера повстанцев – никогда еще, кажется, она не была столь блеклой (все, что ей здесь нужно играть – суровость и напыщенность, то есть ровно два тех качества, которые хрупкой и очень эмоциональной актрисе никогда не были свойственны). Однако радует великолепный Филипп Сеймур Хоффман (для которого эта роль стала последней): его герой, Плутарх Хэвенсби, в каком-то смысле ключевой персонаж этой истории. Он лукавый и умелый пропагандист, ближайший помощник президента, прекрасно понимающий, что битвы на одном революционном энтузиазме уже в ХХ веке не выигрывали, а уж в будущем об этом и думать нечего. Необходимо делать из Кэтнисс героиню и лидера, снимая ее в пафосных рекламных роликах и вопреки обстоятельствам запуская эти ролики везде, где можно и где нельзя. Понятно, что когда подпольщиков будет ждать успех (а сомневаться в нем не приходится), благодарить за него надо будет именно многоумного Плутарха, а не девочку с луком, возглавляющую революционную борьбу. Ел же народ Панема жестокое реалити-шоу про «Голодные игры», а эту доходящую до неприличия, но очень эффективную пропаганду съест и подавно.

ТРИ ФАКТА О ФИЛЬМЕ

- Зарубежные киноаналитики убеждены, что «Сойка-пересмешница» станет самым кассовым фильмом года в США, учитывая невероятную популярность предыдущих картин. По прикидкам авторов сайта boxofficemojo.com, он должен собрать порядка 385 миллионов долларов. (Сейчас самый кассовый фильм 2014-го – вышедшие в августе «Стражи галактики», у них на счету 330 миллионов).

- Филип Сеймур Хоффман скончался от передозировки героина за неделю до окончания съемок. Сценарий пришлось слегка переписать, а в некоторых сценах заменить актера живыми или цифровыми двойниками.

- Роль Альмы Койн, главы повстанцев, должна была играть Джоди Фостер. Ее заменили на Джулианну Мур, которая согласилась сниматься главным образом потому, что ее дети – фанаты книги и первых фильмов.