Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное19 ноября 2014 5:00

Чаткал - земля, которая не обманет

Богатейшие запасы золота пока приносят отдаленному району больше проблем, чем пользы [Продолжение]
Аренда такого экскаватора обходится артельщикам в 15 тысяч долларов в месяц. Фото автора

Аренда такого экскаватора обходится артельщикам в 15 тысяч долларов в месяц. Фото автора

Как намыть золотишко?

Конечно, золото будет манить и привлекать всегда. Речь не о ювелирных цацках, а об одном из самых востребованных в мировой экономической системе металлов. В случае с россыпными месторождениями Чаткала привлекательность добычи драгоценного сырья возрастает с особенностями его природного состояния. Если говорить простым языком, здесь золото моют, получая его в виде так называемого золотого песка и самородных образований.

Снять на фото хоть горсточку песка, воспетого в романах Джека Лондона о золотоискателях Аляски, мне не удалось. После недавнего шумного ограбления одной компании, где задержанные после налетчики чуть было не разжились пятью килограммами "рыжья", все всполошились и посдавали свои запасы. Местные добытчики, кстати, делают это в золотоприемной кассе в центре соседнего района - Ала-Буке. Госконтора, между прочим, сейчас дает за грамм намытого золота 1600 сомов.

Предвижу заинтересовавший всех вопрос: а реально ли поехать в Чаткал мыть золото самому? В принципе, да. Хотя дело это муторное и сложное. Лучше подождать до следующего года, ведь правительство сейчас готовит новый закон о старательской добыче золота. Необходимость в нем острая, потому что старый регламент совсем не отвечает современным обстоятельствам. Но об этом мы еще поговорим позже.

Черные копатели

Мой провожатый Умар Абдыкеримов, в прошлом, еще в советском, занимавший в районе ответственные посты, показал мне и места нелегальной раскопки. Еще в Бишкеке я был наслышан о том, что якобы местное население самовольно и массово добывает золото, что оно в больших количествах уходит контрабандой в Узбекистан. Но посмотрев на эти копанки, приходишь к выводу, что это полная чушь. Таким способом много не накопаешь, конечно, да и слишком это рискованно. Не смотрите, что даль, как говорится, "советская власть" и тут есть.

- Люди скорее от нечего делать тратят свое время и здоровье на это дело, - вздыхает Умар-ака. - Да и занимаются этим единицы. Милиция, конечно, гоняет, поэтому ничего серьезного намыть невозможно. Ищут главным образом крупные самородки, чтобы сразу нажива была крупная.

Поинтересовавшись, почему за целый день я так и не увидел за промыслом ни одного "черного копателя", аксакал огорошил меня словами, что для этого еще слишком рано. Оказалось, особенность этих земель такова, что вручную добывать золотой песок можно только в самую холодную пору. Так что не ожидайте здесь увидеть романтических картин в стиле калифорнийской золотой лихорадки. Углубитесь на метр, и снизу уже начинает проступать вода, поэтому роют самородки здесь только тогда, когда земля насквозь промерзает. А зимой долбить ее то же самое, что и цемент.

Вот в таких копанках местные ищут самородки. Фото автора

Вот в таких копанках местные ищут самородки. Фото автора

Мы и сами с усами!

В общем, отчасти из-за этого, отчасти из-за недовольства тем, что золото добывают только пришлые, решили местные, что и им пора подключаться к процессу по серьезному. Как это сделали жители соседних сел, объединившись в старательскую артель. Именно к ним мы и поехали. На месте, вопреки моим ожиданиям, царила тишина. Выяснилось, что всех рабочих распустили по домам из-за поломки техники. На хозяйстве остались лишь трое, больше для охраны. Самым главным среди них был Ибраим Козукулов.

- Главных вообще-то среди нас нет, мы организовались по принципу трудовой коммуны. Всего в артель набрали 85 человек, у всех равное право голоса и одинаковая зарплата - 10 тысяч сомов. Конечно, мнение специалистов - главное, поэтому при решении производственных вопросов все прислушиваются к рекомендациям маркшейдеров, водителям тяжелой техники, - объяснил мне артельщик.

- А откуда вы взяли специалистов?

- Так за годы работы иностранных компаний в Чаткале многие из местных там успели получить опыт и навыки. В принципе, ничего сложного, лишь бы техника не подводила.

На вопрос, почему сейчас они не ведут добычу, оказалось, что как раз техника и подвела. Могучий экскаватор стоял мертвым. Для ремонта импортного погрузчика уже обратились к нужным людям. Я удивился, откуда у сельчан, даже если их 85 человек, деньги на такую дорогостоящую технику. Ибраим-байке горько усмехнулся:

- Это арендованный экскаватор, на новый у нас таких средств нет конечно. Нашли в Оше, в месяц платим за него 15 тысяч долларов. Если бы что-то случилось с мотором, коробкой передач или "башмаками", то расходы на починку нес бы сам хозяин, но все остальные поломки ремонтируются за наш счет.

Ибраим Козукулов - член первой местной старательской артели. Фото автора

Ибраим Козукулов - член первой местной старательской артели. Фото автора

Хозяева своей земли

Простой участка, а всего артель приобрела лицензию на два гектара, обходится дорого. Тем более на носу зима, а значит, все работы прекратятся до весны. Так сколько же местные организованные старатели успели намыть золотого песочка, наверное, уже миллионерами стали?

- Для нас это пока эксперимент, хотим попробовать себя. Но первые результаты обнадеживают. Все-таки 10 тысяч сомов в месяц для местного населения это хорошие деньги, тем более ребята работают сменяемыми бригадами, так что у людей есть время и на свое хозяйство. И еще очень важно, что мы, наконец, перестали чувствовать себя чужими на своей земле, такими "бедными родственниками", - включился в разговор Умар-ака.

Понять чаткальцев не сложно: самоуважение и возможность самим использовать богатства своей земли - это очень дорого стоит! Но дается нелегко. Взять хотя бы бюрократические барьеры. Например, в старом законе о старательской добыче золота предписано, что можно использовать только экскаваторы-погрузчики мощностью не больше 75 лошадиных сил и объемом ковша до 0,2 кубометра. Но как с такими параметрами угнаться за иностранными компаниями, использующими монстров мощностью в 300-400 "лошадок" и зачерпывающими за раз по два и больше кубометров грунта?

Однако местная артель вполне оптимистично смотрит в будущее. Они и дальше намерены принимать участие в аукционах, хотят привлекать к самостоятельной золотодобыче все больше и больше своих земляков, чтобы стать настоящими хозяевами. Хотя и отдают себе отчет в предстоящих сложностях.

Как только найдете такие камешки, по-кыргызски - "Темир-таш", значит, золото где-то рядом. Фото автора

Как только найдете такие камешки, по-кыргызски - "Темир-таш", значит, золото где-то рядом. Фото автора

- Конечно, куда нам до иностранных компаний с их масштабами и деньгами. Нам порой для самых элементарных вещей не хватает оборотного капитала. Но все еще впереди, - уверенно заявили мои собеседники. - Главное, чтобы правительство приняло нормальный закон для нас. А с остальным мы и сами справимся.

И им верится! Действительно, богата земля Чаткала. Этой артели, чтобы закончить год по нулям, осталось выплатить своим работникам миллион сомов. Я поинтересовался, сколько нужно им времени, чтобы погасить этот долг? Ибраим-ака, недолго подумав, сказал, что примерно пару недель. И даже мне, далекому от горнорудной деятельности человеку, стало понятно, что действительно чаткальская земля не обманывает, и готова щедро делиться с людьми...