Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды16 ноября 2014 22:00

Франсуа Озон: Надеюсь, зритель достаточно умен, чтобы не называть мои фильмы аморальными

Знаменитый французский режиссер в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» объяснил, почему снимать истории о женщинах интереснее, чем о мужчинах
Фото: Eric Catarina/EAST NEWS

Фото: Eric Catarina/EAST NEWS

Свежая работа Озона «Новая подружка» - очень нестандартная драма о любви мужчины и женщины. Дело в том, что главному герою в исполнении французской звезды Ромэна Дюриса («Пена дней») нравится переодеваться в одежду своей покойной жены. Под его тлетворным влиянием становится несравненно более женственной и ее лучшая подруга, с которой героя постепенно начинает связывать нечто большее, чем просто дружба. Да, это парадоксальный коктейль всех странностей и мутаций любви, воспевать которые Франсуа Озон научился не хуже Педро Альмодовара.

«С деньгами, к счастью, проблем нет»

- Если бы меня попросили сказать, о чем эта картина, я бы сказал - о том, что в жизни «все сложно»...

- А я бы сказал, что это фильм о свободе - о свободе человека в первую очередь выбирать свою жизнь и строить свою идентичность. И еще о том, что люди иногда довольно странными способами находят возможность принять постигшее их горе. Я слежу за каждым из своих персонажей и наблюдаю за тем, как они пытаются примириться с этой жизненной ситуацией. Я им не судья, я выступаю за свободу мысли и предлагаю зрителю по-своему интерпретировать этот фильм, самостоятельно найти в нем ответы на свои вопросы. Это фильм о толерантности и о том, что нужно принимать людей со всеми их странностями. И я надеюсь и верю в то, что зритель достаточно умен, чтобы не рассматривать мои фильмы как моральные или аморальные. Для меня это истории, в которых нет никакой морали.

Главная героиня «Новой подружки» (Анаис Демустье) если и видит персонажа Ромэна Дюриса в мужской одежде, то лишь на теннисном корте. Кадр из фильма

Главная героиня «Новой подружки» (Анаис Демустье) если и видит персонажа Ромэна Дюриса в мужской одежде, то лишь на теннисном корте. Кадр из фильма

- Парадоксальность - одна из черт вашего творческого метода. Очень мало в мировом кино режиссеров столь экстравагантных, столь лукавых, столь парадоксально мыслящих. Легко ли быть исключением из правил?

- Я не отдаю себе отчета в том, о чем вы сказали. Но кино я люблю потому, что это все-таки коммерческое искусство, это искусство, которое обращается к народу. Несмотря на то что мой фильм рассказывает о травести, я не обращаюсь в нем к какому-то ограниченному сообществу людей, любящих переодевания. Он снят для максимально широкой аудитории.

- Как вы находите деньги на свои проекты?

- Во Франции мне везет, потому что мои фильмы довольно успешны. И этот успех позволяет мне продолжать снимать. В случае с «Новой подружкой» и вовсе сложилась выгодная ситуация, поскольку главную роль сыграл очень известный у нас Ромэн Дюрис. И даже если кто-то, может быть, шокирован сюжетом картины (хотя у нас во Франции нет никакой цензуры, единственная цензура - денежная), сам факт того, что Дюрис переодевается в женщину, конечно, приводит зрителей в кинозалы.

В «Ангеле» Ромола Гарай, нежась в постели, грезила о литературной славе... Кадр из фильма

В «Ангеле» Ромола Гарай, нежась в постели, грезила о литературной славе... Кадр из фильма

Ориентиры - «Тутси» и «В джазе только девушки»

- Нельзя не заметить, что в «Новой подружке» вы ведете своеобразный диалог с Альмодоваром. А когда из уст героини я слышу фразу «Я скучаю по Виржини», то не могу не вспомнить фразу «Я скучаю по Дороти» из «Тутси» - ее Джессика Ланг говорит Дастину Хоффману, когда его персонаж оказывается мужчиной. А чем вдохновлялись вы?

- Для меня в первую очередь предметом вдохновения были американские комедии, такие как упомянутая вами «Тутси» и «В джазе только девушки». Но главное отличие здесь в том, что в этих фильмах всегда есть некая внешняя причина, которая толкает героев на переодевание. Героев «В джазе только девушки» разыскивает мафия, поэтому им приходится переодеваться в женщин-музыкантов. В «Тутси» мы имеем дело с актером, который ищет работу, поэтому он примеряет на себя женскую роль. У меня же причины внутренние. Именно поэтому мне пришлось переработать повесть Рут Ренделл, от которой я отталкивался изначально. И придумать эту историю с трауром и трагедией - она помогает зрителям ощутить симпатию к персонажам.

...а в «Бассейне» Людивин Санье, подставляя роскошное тело лучам солнца, мечтала о статных мужчинах. Кадр из фильма

...а в «Бассейне» Людивин Санье, подставляя роскошное тело лучам солнца, мечтала о статных мужчинах. Кадр из фильма

- Что вы скажете тем, кто полагает, что искусство обязательно должно что-то пропагандировать?

- Я не политик, я здесь не для того, чтобы донести до вас какое-то конкретное послание или что-то там такое пропагандировать. Мне кажется, что искусство нужно для того, чтобы задавать вопросы, чтобы заставлять зрителя размышлять, побуждать его думать. В «Новой подружке» я задаю вопросы о том, что такое мужское и что такое женское, и прошу зрителя задуматься обо всем этом. Мы живем в обществе, которое формирует стереотипы. Но, возможно, где-то есть мальчики, которые хотят играть в куклы, и девочки, которые хотят водить грузовик или заниматься боксом. Возможно, эти границы уже не такие четкие. Вот почему мне кажется, что важно просто задавать себе эти вопросы...

«Депрессия после съемок - дело обычное»

- Главный герой «Новой подружки» - мужчина, а ведь вы, как правило, снимаете кино о женщинах.

- Да, мне гораздо более интересны женские персонажи - наверное, потому, что мужчины направлены на какие-то физические действия, а меня интересует внутренний мир, какие-то интимные переживания... У женщин намного лучше получается все это передавать - именно поэтому мне больше нравится работать в кино с женщинами, а не с мужчинами. Хотя надо сказать, что Ромэн Дюрис действительно стал прекрасной актрисой, он и сам получал огромное удовольствие от грима и переодеваний - все это помогало ему вживаться в образ этого персонажа.

В «8 женщинах» Озон собрал звездный ансамбль (слева направо): Людивин Санье, Виржини Ледуайен, Катрин Денев, Даниэль Дарье, Изабель Юппер, Фирмин Ришар, Эммануэль Беар. Кадр из фильма

В «8 женщинах» Озон собрал звездный ансамбль (слева направо): Людивин Санье, Виржини Ледуайен, Катрин Денев, Даниэль Дарье, Изабель Юппер, Фирмин Ришар, Эммануэль Беар. Кадр из фильма

- В этом фильме вы сами появляетесь на экране. По-моему, это впервые с вами произошло.

- О, вы меня узнали! (Смеется.) Да, это моя первая и последняя роль в кино! Произошло это вот как. Во время кастинга мы искали человека, который сможет сыграть роль извращенца, пристающего к персонажу Дюриса в кинотеатре. И я сказал режиссеру по кастингу: «Кто лучше меня может сыграть эту роль?» Мы посмеялись и сняли два варианта - со мной и с настоящим актером. Оказалось, что лучше всего Дюрис играет, когда за коленку его трогаю именно я, и мы оставили этот вариант. Потом я спросил у Ромэна, почему у него лучше получилось со мной. Он ответил: «Потому что ты действительно хватал меня за коленку, а остальные сделать это боялись».

Вообще мне кажется, что все любители кино - немножко извращенцы. Мы приходим в кинотеатр, смотрим на экране сцены любви и сцены убийств - и получаем от этого удовольствие...

- А от съемок вы его получаете?

- В первую очередь! Для меня это как возвращение в детство. Это игра! И я делаю это с огромным удовольствием. Кроме того, съемки - это всегда очень интенсивный процесс, ты очень сближаешься с командой, с актерами - именно поэтому у многих режиссеров часто бывают периоды депрессии после съемок...

5 лучших фильмов Франсуа Озона:

- «Капли дождя на раскаленных скалах» (2000)

- «8 женщин» (2002)

- «Бассейн» (2003)

- «Ангел» (2007)

- «В доме» (2012)

Личное дело

Франсуа Озон родился в 1967 году в Париже. В 1990-м поступил в знаменитую французскую киношколу FEMIS, начал снимать короткометражки, самые известные из которых - «Летнее платье», «Увидеть море», «Маленькая смерть» - выходили на видео и у нас. В 1998 году дебютировал в полнометражном кино фильмом «Крысятник». Картина «8 женщин», собравшая в прокате почти 70 миллионов долларов, сделала Озона мировой знаменитостью.