Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды28 октября 2014 13:02

В российский прокат выходит «Ярость» – фильм о том, как Брэд Питт убивает фашистов

Корреспондент «КП» обсудил премьеру с молодым русским оператором Романом Васьяновым, работающим в Голливуде [видео]
В российский прокат выходит «Ярость» – фильм о том, как Брэд Питт убивает фашистов

В российский прокат выходит «Ярость» – фильм о том, как Брэд Питт убивает фашистов

Германия, весна 1945 года, по стране едут американские танковые колонны. Командир экипажа одного из танков, прозванного Fury («Ярость»), прекрасно говорит по­ немецки и исступленно ненавидит немцев: фильм начинается со сцены, где он убивает фашиста путем втыкания ножа в оба глаза. Команда у него вполне крепкая, но одного парня только что убили. Вместо него присылают юнца­ писаря, который обучен только тому, чтоб печатать на машинке со скоростью 60 слов в минуту, и совершенно не представляет себе, как можно убить живого человека. Но он многому научится. Стрелять в эсэсовцев, вопящих «Пощадите» и рекламирующих ценность своей жизни, размахивая фотокарточками жены и детей. Ездить на танке по раздавленным и смешанным с грязью трупам фашистов. Заниматься сексом с немецкими девушками, не спрашивая у них разрешения. Такой вот курс молодого бойца.

Фильм Дэвида Эйра «Ярость» всю дорогу прикидывается отчаянно суровой военной драмой, Эйр как бы стремится показать войну во всем ее беспросветном ужасе. Вместе с тем это, конечно, совершенно развлекательное кино, крепко сшитое и круто сваренное, ловкая страшная сказка, которая активно чешет зрителю все нервные окончания, до которых может добраться. Картина, по духу куда более близкая «300 спартанцам», чем прекрасно известному на Западе фильму Элема Климова «Иди и смотри» – однако с оглядками именно на «Иди и смотри». У Эйра убивают детей, которым Гитлер весной 1945­-го в отчаянии приказал стать солдатами; вешают девочек и мальчиков, которые гитлеровскими солдатами стать отказались. Но все это – не более чем сочный кровавый макабрический фон для перестрелок в духе киноверсий «Гарри Поттера», когда плохие немцы стреляют зеленым (любимый цвет Вольдеморта), а хорошие наши стреляют красным (цвет Гриффиндора). Ужас-ужас. Экшен­-экшен. Игра «Уорлд оф тэнкс».

Командира экипажа играет Брэд Питт, и для него это в какой­-то степени повторение роли Альдо Рейна из «Бесславных ублюдков» – но на этот раз безо всякой легкомысленности, абсолютно всерьез (полтора года назад он примерно с той же серьезностью уничтожал зомби в «Мировой войне Z»). Питт делает настолько мрачное и злое лицо, насколько умеет, ставит на место озверевших в театре военных действий товарищей и заодно наставляет юного солдатика-­писаря. Надо сказать, изображающий его Логан Лерман, малоприятная звезда «Перси Джексона» и «Трех мушкетеров», в которых он отвратительно играл Д’Артаньяна, вдруг обнаруживает в себе актерский потенциал и все, что от него требуется, выполняет превосходно. Вообще с актерскими работами здесь все отлично – взять хотя бы Шаю ЛаБефа в роли убежденного христианина, вынужденного десятками убивать людей: ничто в этом усатом и нервном персонаже не выдает юношу из «Трансформеров», от которого ЛаБеф всеми силами старался откреститься и наконец открестился.

Но все же, возвращаясь к тарантиновским «Бесславным ублюдкам». Когда они вышли пять лет назад, некоторые особо щепетильные критики начали возмущаться: да как же можно снимать комедию о войне. Почти с интонацией Броневого в «Мюнхгаузене» они восклицали: «Война – это... война!». Даже трудно представить, что эти критики скажут о «Ярости» - виртуозной имитации военной трагедии. С другой стороны, война давно кончилась, а люди так устроены, что не могут долго относиться с религиозным почтением к битвам, завершившимся за много десятилетий до их рождения. Если вы хотите просто приятно провести два часа в кинотеатре и, выходя, вздохнуть «Война – это... война!», то лучшего развлечения вам не найти.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Оператор Роман Васьянов:

- Я попытался соединить все лучшее в советском кино с лучшим в американском

«Ярость» снята молодым русским оператором Романом Васьяновым, работающим в Голливуде. 24 октября ему стукнуло 34 года. Корреспондент «КП» до него дозвонился, поздравил и расспросил о том, как шла работа над картиной.

- Два или три года назад я ходил на разные интервью в Америке. В частности, к Дэвиду Эйру: он искал оператора для своего фильма «End of Watch», который в России потом назвали «Патруль». Я уехал из Америки, и уже в России ночью у меня раздался звонок: это был Дэвид, он сказал, чтоб я приезжал и снимал его фильм. Прошло полтора года, мы уже сняли наш второй фильм, «Ярость», сейчас готовим третий. Большой блокбастер с большими звездами, только засекреченный, я вам ничего про этот фильм сказать не могу.

- Как я попал в Америку? Снял фильм «Стиляги», и еще один маленький рекламный фильм для компании Philips, который выиграл «Каннского льва». (Этот фильм, «Подарок», придуманный зятем Ридли Скотта Карлом Эриком Риншем, c роботом­-крепостным в главной роли – один из самых прекрасных и безумных маленьких рекламных фильмов. – Ред.)

- Для меня работа в Голливуде ­- это просто продолжение карьеры. Это очень технологичное, самое интересное для меня, как для оператора-­постановщика, место. Но это не значит, что я хочу прекратить работать в России: я работаю, например, с Валерой Тодоровским, у нас с ним будет большой проект про русский балет.

- Я показал Дэвиду три советских фильма, «Иди и смотри», «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин». Одновременно мы смотрели очень много классических американских фильмов про войну. И попытались соединить в «Ярости» все лучшее, что есть в советском кино, и в американском. Советское кино ­ это, скажем так, история про человеческие взаимоотношения, про сильные характеры, про замечательную игру актеров, – а в американском кино сумасшедшие батальные сцены, большие спецэффекты, то, что может схватить зрителя и не отпускать два с половиной часа.

- Мы снимали битву с с единственным оставшимся в мире настоящим немецким танком «Тигр». Его англичане перевезли из Северной Африки в музей, и только ради нашего фильма вывезли на специальное поле. И когда этот танк вдруг завелся, приехали люди со всего мира смотреть, как он работает. Это же танк 1945 года! Приехал специально Питер Джексон, режиссер «Властелина колец» и «Хоббита», он фанат военной техники. - Брэд Питт? Отлично мне с ним работалось, у нас сложились прекрасные отношения. Он же киноман, он не просто актер – и он очень открывается, когда видит, что вокруг него люди, которые кино тоже очень любят.